Константинов Пётр АлександровичКонстантинов Пётр Александрович Народный артист СССР (1966) Пётр Константинов родился в Муроме в большой, зажиточной семье. Его отец Александр Николаевич Константинов (1866–1952) имел собственную кондитерскую, на которой трудились все его домочадцы. В 1916 году из-за проблем со здоровьем (потеря памяти и болезнь лёгких) он был вынужден оставить торговлю и закрыть своё дело. Вскоре после этого он стал полностью нетрудоспособен, до конца своих дней находился на иждивении семьи. Мать Анна Николаевна Константинова (в девичестве – Зубова; 1876–1919) была слаба здоровьем, но за свою короткую жизнь успела родить четверых детей, из которых Пётр был вторым ребёнком. В 1909 году Константинов был отдан в реальное училище, во время учёбы в котором увлёкся театром. Произошло это благодаря учителю словесности, который прививал своим ученикам любовь к сцене, делал с их участием театральные постановки. Так в четырнадцать лет юный Петя сыграл Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, имел определённый успех. Несмотря на это, Александр Николаевич увлечение сына не одобрял, но и не запрещал. Когда Петру Константинову в 1917 году пришло время покинуть стены училища, то по настоянию родителей он отправился поступать в Императорское Московское техническое училище. Они видели его инженером – солидным, обеспеченным, но жизнь распорядилась по-другому. После известных революционных событий это учебное заведение было упразднено. Пётр с нескрываемой радостью (очень уж ему хотелось вырваться из-под крыла родителей, которые к тому моменту обосновались в Москве) уехал в Петроград и стал учиться в технологическом институте. Но, как бы он не старался, интереса к технической специальности не испытывал. В 1918 году он попробовал перейти на юридический факультет Московского государственного университета – там случилась та же история. В конце концов, перестав противиться судьбе, Константинов в 1919 году поступил на драматическое отделение Московского филармонического училища. Сначала он совмещал учёбу в двух учебных заведениях, кода же это стало невозможно, с лёгкостью выбрал училище. Противостоять его желанию было уже некому: мать умерла от рака, а отец находился в состоянии беспамятства. С 1919 года Пётр Константинов начал совмещать учёбу в филармоническом училище с выходами на сцену в выездных спектаклях Малого театра. Тогда это строго запрещалось, но ему, как любимому ученику Ивана Андреевича Рыжова, сделали исключение. В «Без вины виноватых», «Талантах и поклонниках» и «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского он доверил Константинову небольшие роли. Но главное, что ему пришлось партнёрствовать с Марией Ермоловой, Александрой Яблочкиной и Александром Остужевым. Факт удивительный. Тогда он и представить не мог, что через много лет сам станет корифеем Малого театра и на его подмостках вновь встретится с Яблочкиной. В 1920 году Пётр Константинов получил приглашение вступить в труппу Замоскворецкого театра. Не задумываясь, он согласился. Филармоническое училище к тому моменту он уже окончил, поэтому с радостью и надеждой погрузился в актёрские будни. Там он сыграл уже знакомую роль Малюты Скуратова в «Василисе Мелентьевой», открывшей ему дорогу на профессиональную сцену, потом ещё были Лютов в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, Муравьёв-Апостол в «Николае Первом» Н.Н. Лернера и другие роли. Через два года Константинову наскучил этот, далеко не лучший коллектив, и он стал путешествовать, меняя города и театры. Нижний Новгород, Москва (Первый государственный театр для детей), Брянск, Курск, Орёл, Богородск, Бежица, Тверь – такова география перемещений актёра. За эти десять лет им было сыграно около ста ролей: Швандя («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Порываев («Огненный мост» Б.С. Ромашова), Аркашка Счастливцев («Лес» А.Н. Островского), Шмага («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Курослепов («Горячее сердце» А.Н. Островского), Костылёв, Клещ и Бубнов («На дне» М. Горького) и другие. В 1932 году, устав скитаться по провинции, Пётр Константинов вернулся в Москву и вошёл в труппу Государственного центрального театра юного зрителя. Там произошла его счастливая встреча с Леонидом Андреевичем Волковым, который в тот момент вёл в театре творческую лабораторию, знакомившую молодых артистов с системой К.С. Станиславского. Пристрастился к этим занятиям и Константинов, благодаря чему «стряхнул» с себя накопившийся провинциальный налёт и стал постигать азы психологического театра. С Волковым актёр ещё встретится много лет спустя в Малом театре, а в 1934 году, когда режиссёр покинул ТЮЗ, вслед за ним ушёл и Константинов. Поступая в Центральный театр Красной армии, Пётр Александрович не подозревал, что задержится в нём на двадцать четыре года. Принимал его в труппу Юрий Завадский, который через год был отстранён от руководства и уехал с актёрами-единомышленниками в Ростов-на-Дону. Через два года к нему решил присоединиться и Константинов, однако его пребывание там продлилось всего три месяца. Видимо, столь долгий перерыв изменил творческие приоритеты режиссёра и прежний интерес к актёру у него угас. Вернувшись в ЦТКА, Константинов больше не делал резких движений, довольствовался тем, что имел. А жаловаться ему было не на что, поскольку положение в театре он занимал хорошее. С годами его талант становился всё разнообразней. Алексей Дмитриевич Попов, занявший после Завадского пост художественного руководителя, ценил актёра, занимал его в большинстве постановок. Благодаря этому, репертуар Петра Константинова был разнообразен. Он играл Перчихина в «Мещанах» М. Горького, Фаюнина в «Нашествии» Л.М. Леонова, Варравина в «Деле» А.Е. Сухово-Кобылина, Городулина в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Чугунова в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Осипа в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Альберто Стильяно в «Моей семье» Э. де Филиппо, Мошкина в «Извините, пожалуйста» А.Е. Макаёнка и другие, не менее интересные образы. За исполнение роли Якименко в пьесе Н.Г. Винникова «Степь широкая» актёр в 1950 году был удостоен Сталинской премии второй степени. В 1947 году произошла первая встреча Петра Константинова с кинематографом. Режиссёр Леонид Луков пригласил актёра на роль бывалого солдата Чумакова в картину «Рядовой Александр Матросов». Нельзя назвать эту работу удачной, как и в целом весь фильм, но именно образ, созданный Константиновым, стал наиболее искренним в череде плакатных героев и ситуаций этой ленты. После выхода «Матросова» на экраны в кинематографической судьбе актёра наступил долгий перерыв, и только, начиная с 1955 года, Пётр Александрович начал сниматься из фильма в фильм. Его героями на экране часто становились мудрые, положительные современники, с правильными жизненными ориентирами. Таковыми были отец главного героя в «Сыне», учёный Свеколкин в «Обыкновенном человеке», Авдеев в «Евдокии» и, конечно же, Родион Степанов в картине «Дорогой мой человек», наиболее значительной в фильмографии актёра. К счастью, он не зациклился только на положительных героях, перечень его киноработ пополнялся малоприятными типами, такими, как председатель колхоза Дубин в «Земле и людях», филёром охранного отделения Зелёным в «Прологе» и Олимпием в фильме «Свой». В целом работа в кино сделала Константинова узнаваемым для широкой аудитории, но не принесла больших творческих удач. Когда в мае 1958 года он перешёл в труппу Малого театра, то постепенно экранную деятельность свёл до минимума, а в начале 1970-х совсем прекратил сниматься. Переход в Малый театр явился для пятидесятидевятилетнего Петра Александровича важным событием. Как говорилось в начале очерка, свои первые шаги на сцене он сделал благодаря и при участии корифеев этого легендарного коллектива, поэтому оказаться в его рядах уже в зените творческой формы, имея звание «Народный артист РСФСР», было для Константинова предопределённым шагом. Там он снова встретил Александру Яблочкину и Леонида Волкова, которые так помогли ему в начале творческого пути. В последующие пятнадцать сезонов Пётр Константинов успел сыграть двадцать ролей. Начал с Самопала в «Весёлке» Е.Я. Запрудного, затем были Аким во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Морж в «Почему улыбались звёзды» А.Е. Корнейчука, Прозоров в «Палате» С.И. Алёшина, Двоеточие в «Дачниках» М. Горького, Питирим в «Старике» М. Горького, Энгстранд в «Привидениях» Г. Ибсена и другие. Удивительный факт: до прихода в Малый театр актёр неоднократно играл в пьесах А.Н. Островского, а в самом «доме Островского» прикоснулся к его творчеству лишь однажды в образе садовника Глеба Меркулыча в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше». Личная жизнь Петра Константинова была такой же бурной, как и творческая. В первый раз он вступил в брак в 1921 году, однако счастье его было недолгим – через год жена умерла. В 1923-м Константинов женился вторично на Екатерине Павловне Ларионовой (1899–?), которая в 1927 году родила ему дочь Татьяну и разделила с ним его странствия по разным городам. Когда же Константинов встретил в труппе Театра армии молодую и красивую актрису Татьяну Павловну Алексееву (1916–1997), потерял голову, оставил жену и дочь и ушёл к ней. Правда, долгого семейного счастья не получилось – через три года пара распалась. Последней супругой Петра Константинова стала врач Зинаида Фёдоровна Климанова (1919–?). О судьбе дочери актёра дальнейших сведений найти не удалось. Известно лишь, что она в юные годы жила с отцом, по окончании школы училась в институте иностранных языков. Похоронен Пётр Константинов на Новодевичьем кладбище рядом с матерью. Фильмы и роли: 1947: «Рядовой Александр Матросов» (Чумаков); 1955: «Земля и люди» (Дубин), «Секрет красоты», к/м (командированный), «Сын» (Иван Степанович, отец Андрея); 1956: «Обыкновенный человек» (Павел Свеколкин), «Пролог» (Зелёный); 1957: «Сестры» (раненый без руки); 1958: «Дорогой мой человек» (Родион Степанов), «Солдатское сердце» (майор Крышко); 1959: «Всё начинается с дороги» (Копылов); 1960: «Тучи над Борском» (отец Оли); 1961: «Евдокия» (Авдеев); 1962: «Кто виноват?», тв (Крупов), «Мы вас любим» (директор фабрики игрушек); 1964: «Рогатый бастион» (Митрофан Сазонович Глуздаков); 1966: «Душечка», тв (Василий Васильевич); 1969: «Свой» (Олимпий); 1971: «У нас на заводе» (Нил Фёдорович Полухин); 1972: «Правда – хорошо, а счастье лучше», тв (Глеб Меркулыч, садовник), «Привидения», тв (Энгстран); 1973: «Инженер», тв (Дюков), «Плотницкие рассказы», тв (Авенир Козонков), «Самый последний день», тв (Леонтий Саввич). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru