Корн Николай ПавловичКорн Николай Павлович Николай Корн (настоящая фамилия – Зигерн-Корн) родился в Стерлитамаке Уфимской губернии. Его отец – юрист, с наступлением советской власти трудившийся юрисконсультом (умер в 1922 году). Мать до смерти мужа занималась домашним хозяйством, затем вынуждена была зарабатывать на жизнь сиделкой в госпитале, рабочей на ткацкой фабрике в Вышнем Волочке, одной поднимать двоих детей (умерла в 1957 году). В 1909 году семья Зигерн-Корнов переехала в Елисаветград Херсонской губернии, где Николай был отдан в местную классическую гимназию, в которой обучался до момента её преобразования в трудовую школу. Когда же в 1922 году умер отец, молодому человеку ничего не оставалось, как совмещать учёбу с различными подработками (частные уроки, работа пастухом и др.) для облегчения участи матери, одной тянувшей на себе всё хозяйство. В тот же период произошло его увлечение драматическим искусством, укрепившее в нём стремление посвятить себя сцене. В 1925 году, через год после получения аттестата об окончании единой трудовой школы имени Декабристов, Николай Корн отправился в Одессу для поступления в музыкально-драматический институт. Пройдя творческие испытания, он попал в число его студентов, успешно прошёл весь курс занятий, в качестве практиканта стажировался на сцене Одесского русского драматического театра имени А. Иванова. В 1928 году, получив статус профессионального артиста, Николай Корн начал актёрскую деятельность в составе передвижного театра «Красный факел», колесившего по бескрайним просторам страны Советов. Это позволило ему побывать во многих городах: Свердловске, Уфе, Казани, Минске, Ленинграде, Сталинске, Новосибирске, Омске, Москве и других. Когда же в 1935 году Корну предложили вступить в труппу Ленинградского большого драматического театра имени М. Горького, он, не раздумывая, согласился. Популярный театральный коллектив находился тогда в сложном положении из-за отсутствия постоянного художественного руководителя и главного режиссёра. Однако это нисколько не помешало Николаю Корну быстро проявить себя, войти в обойму востребованных артистов. Уже первые работы продемонстрировали его яркий, разносторонний талант. Он сыграл Громова в «Аристократах» Н.Ф. Погодина, Алексея в «Егоре Булычове и других» М. Горького, Альбера в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, Нила в «Мещанах» М. Горького, Марселя в «Интервенции» Л.И. Славина, Сильвио в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Дудакова в «Дачниках» М. Горького и других. С началом Великой Отечественной войны Николай Корн добровольцем вступил в народное ополчение, затем перевёлся в агитвзвод при Политуправлении Ленинградского фронта. В качестве артиста-чтеца обслуживал с концертами бойцов Красной армии, выступал перед ранеными в госпиталях. Как только блокадное кольцо вокруг Ленинграда было прорвано, и родной БДТ вернулся в город, Николай Павлович сразу демобилизовался и восстановился в его труппе. С этого момента начался новый, ещё более насыщенный период его творческой деятельности. Всё больше и больше Корн завоёвывал авторитет среди коллег своей бесконфликтностью, мягкостью, отзывчивостью, в 1953–1954 гг. исполнял обязанности директора театра. Как артист он зарекомендовал себя непревзойдённым мастером перевоплощения, способным органично существовать в любом драматургическом материале. Николай Корн много играл. Образы и характеры, в которых артист выступал, были самыми разнообразными: от сложно-драматических до характерно-комедийных. Это хорошо демонстрирует список ролей Николая Павловича. Режиссёры не загоняли его в определённые рамки. Наоборот, помогали раскрыться в разных качествах, разных амплуа. Среди его поздних работ: Яков Бардин («Враги» М. Горького), Фёдор Ушаков («Флаг адмирала» А.П. Штейна), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), господин Дарсело («Шестой этаж» А. Жери), генерал Епанчин и Тоцкий («Идиот» по роману Ф.М. Достоевского), доктор Макаров («Варвары» М. Горького), Том Колли («Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера), Ухов («Моя старшая сестра» А.М. Володина), Часовников («Океан» А.П. Штейна), Человек, которого он давно не видел и Тедди Франк («Четвёртый» К.М. Симонова), Создатель («Божественная комедия» И.В. Штока), Артур Уи («Карьера Артура Уи» Б. Брехта), Семёнов («Ещё раз про любовь» Э.С. Радзинского), Голованченко («Традиционный сбор» В.С. Розова), Первый («Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова). В 1951 году за роль Штубе в спектакле «Разлом» по пьесе Б.А. Лавренёва Корн удостоился Сталинской премии III степени. Параллельно театральной деятельности Николай Корн периодически снимался в кино и на телевидении. Первые его появления на экране в 1927 году остались незамеченными, да и сегодня судить о них не представляется возможным, поскольку обе картины («Митя», «Путь в Дамаск») не сохранились. Наиболее яркие работы появились в кинокопилке актёра только в 1950-е годы. Большинство из них – экранизации театральных ролей Корна: Штубе («Разлом»), Яков Бардин («Враги»), Рябинин («Достигаев и другие»), Ксанф («Эзоп»). В оригинальных кинокартинах Николай Корн играл преимущественно небольшие роли самого разного толка: отца девочки Насти («Жила-была девочка»), детектива, выслеживающего политического преступника («713-й просит посадку»), эвакуированного музыканта Павла Николаевича («Не забудь… станция Луговая»), полковника («Седьмой спутник»). Исключительной, на мой взгляд, явилась роль статского советника Фурначёва в экранизации пьесы М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина», значительно выделяющейся в небольшом перечне киноработ актёра благодаря яркой, острохарактерной манере исполнения. В жизни Николай Павлович был спокойным, уравновешенным человеком, примерным семьянином. В первом, недолгом браке у него родился сын Всеволод. Вторично актёр женился на актрисе Вере Андреевне Осокиной (1913–2000), родившей ему двоих детей – дочь Марину и сына Андрея. В период Великой Отечественной войны Николай Павлович и Вера Андреевна вместе служили в агитвзводе, затем долгие годы – в БДТ. Как и все артисты, Николай Павлович был заядлым трудоголиком, не мог сидеть без дела. Когда же случались свободные мгновения, отпуска, предпочитал проводить их с семьёй. После получения участка в дачном посёлке на Карельском перешейке он часто выезжал туда со всеми домочадцами, имел собственную моторную лодку, любил рыбачить. Насыщенный ритм жизни, отсутствие полноценного отдыха негативно отразились на здоровье Николая Павловича. В апреле 1971 года у него случился инфаркт, приведший к летальному исходу. Похоронили артиста на Богословском кладбище Петербурга. Фильмы и роли: 1927: «Митя» (казак), «Путь в Дамаск» (юнга); 1944: «Жила-была девочка» (отец Настеньки); 1945: «Великий перелом» (начальник разведки фронта), «Простые люди» (инженер); 1952: «Разлом» (Штубе); 1953: «Враги» (Яков Бардин); 1954: «Герои Шипки» (австрийский министр Виче); 1957: «Смерть Пазухина» (Фурначёв); 1959: «В борьбе за жизнь», н/п (роль), «Достигаев и другие» (Рябинин); 1960: «Виновата папироса», н/п (роль), «Эзоп» (Ксанф); 1961: «Тяжёлые последствия», н/п (врач); 1962: «713-й просит посадку» (детектив); 1964: «В борьбе за человека», н/п (воспитатель), «Рембрандт», тв (Людвиг Дирк), «Фро», к/м (учитель); 1965: «Залп «Авроры»» (Вердеревский, министр временного правительства), «Страх и отчаяние в Третьей империи», тв (прокурор Шпитц); 1966: «Не забудь… станция Луговая» (Павел Николаевич); 1967: «Седьмой спутник» (полковник), «Чудаки», тв (Вукол Потехин); 1968: «Всего одна жизнь» (Карпинский); 1969: «Смерть Вазир-Мухтара», тв (Алексей Петрович Ермолов); 1972: «31 отдел», тв (начальник полиции). Фотографии из личного архива Николая Корна |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru