Королёва Елена Георгиевна

Koroleva-2Королёва Елена Георгиевна
Народная артистка РСФСР (1989)
Родилась 3 июня 1937 года.
Умерла 24 апреля 2008 года.

В начале 1960-х театральная Москва была взбудоражена появлением талантливой молодой актрисы, студентки Театрального училища имени Б.В. Щукина, Елены Королёвой. Она буквально всполошила всех своей работой в спектакле по пьесе Б. Брехта и Л. Фейхтвангера «Сны Симоны Машар» в постановке Анатолия Эфроса, а затем закрепила свой успех в пьесе А.М. Володина «В гостях и дома» в постановке того же режиссёра. Маленького роста, совсем ещё юная, она играла храбрых отчаянных девочек. Судьба подарила ей прекрасного режиссёра, который поверил в неё и доверил сложные и интересные роли. Впоследствии Королёва сыграла ещё в трёх спектаклях А.В. Эфроса. Это был взлет её творчества! Судьба дарила ей роли, в которых она самовыражалась, оттачивала актёрское мастерство.

Но не всегда всё гладко складывалось в её судьбе. Работа в Театре имени М.Н. Ермоловой, затем переход в один из самых престижнейших театров страны – МХАТ, на сцене которого Королёва проработала двадцать шесть лет. Далее последовали несколько лет скитаний по разным московским театрам, после чего произошло возвращение в коллектив, в котором Елена Георгиевна познала свой первый успех. Актрису столь ВЫСОКОГО уровня режиссёры просто обязаны были носить на руках. Но время и люди жестоки.

Елена Георгиевна родилась в Москве. Её мама Наталья Михайловна была родом из старинной дворянской семьи Набоковых. Отец, наоборот, был самых простых кровей, выходец из деревни. Их встреча произошла в университете, на геофизическом факультете. Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Но их счастью не суждено было долго длиться. В 1933 году они были арестованы за «слушание антисоветских анекдотов». Одной из причин такого обвинения стала дворянская фамилия мамы. Родители Елены Георгиевны были высланы из Москвы. По истечении нескольких лет они расстались. Мать осталась одна с малолетней дочерью. Жили они в то время на Медвежьей горе. Наталья Михайловна работала там в театре. В своё время она закончила театральную студию Фаворского, училась у Натальи Сац. В этом театре для ссыльных она была и актрисой и художником. Там Наталья Михайловна встретилась с замечательным украинским художником Вовком, который её многому научил.

В Москву возвращаться не разрешали, поэтому мать и дочь переехали в Самару. Наталья Михайловна устроилась главным художником в Самарский детский театр, где вместе с одним из режиссёров сумела создать хороший репертуар. Юная Лена всё время находилась рядом с мамой, вся закулисная жизнь происходила перед её глазами. Поэтому с самого раннего детства Елена «заболела» театром.

В начале 1950-х годов мать и дочь Королёвы вернулись в столицу. В это время был ещё жив Михаил Евгеньевич Набоков, дед Елены, мамин отец. Он был профессором астрономии и физики, жил в старой обсерватории на улице Павлика Морозова. Истинно русский человек, после революции он не захотел покидать родину, и даже сталинские репрессии его не испугали.

По окончании школы Елена непременно решила стать актрисой. Подготовила отрывок из «Белеет парус одинокий» В.П. Катаева, сделала на голове «шестимесячную», надела пиджак цвета бордо и пошла поступать в Школу-студию МХАТ. На прослушиваниях очень волновалась, долго ждала, когда её позовут. Вошла в аудиторию взмокшая и уставшая, произвела удручающее впечатление на комиссию. В результате её «забраковали».

Одна из подруг Елены была знакома с Николаем Павловичем Акимовым и, когда тот был проездом в Москве, попросила его послушать Королёву. Елена прочитала ему подготовленный отрывок, после чего он произнес – «Смешная!» – и порекомендовал поступать в Щукинское училище, куда ровно через год Королёва и была принята. Училась Елена Георгиевна у замечательных педагогов – Веры Константиновны Львовой и Леонида Моисеевича Шихматова. Среди других педагогов Королёва особенно выделяла Владимира Ивановича Москвина, который предрёк тогда совсем ещё юной студентке: «Будешь народной артисткой!».

Учась на третьем курсе, Королёва была приглашена Анатолием Эфросом на главную роль в спектакль «Сны Симоны Машар» по пьесе Б. Брехта и Л. Фейхтвангера. Она оказалась в окружении мэтров сцены: Якута, Лекарева и других. Они очень тепло отнеслись к юной дебютантке и всячески старались подбодрить начинающую актрису. И хотя сама Елена Георгиевна считала, что «играла неровно, была очень молодая, ничего не умела», тем не менее, спектакль имел большой зрительский успех. Через год Анатолий Васильевич снова позвал полюбившуюся актрису в свой следующий спектакль «В гостях и дома» по пьесе А.М. Володина, работа в котором окончательно закрепила успех талантливой актрисы.

В 1960 году Елена Королева окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина и была зачислена в труппу Театра имени М.Н. Ермоловой. Она сразу же ярко дебютировала в роли глухонемой девочки Эллен в пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо» в постановке режиссёра Александра Борисовича Шатрина. Вслед за этим спектаклем последовала работа у того же Шатрина в пьесе «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо. Обе эти постановки имели ошеломительный успех. Елена Королёва за эти две работы получила медаль имени К.С. Станиславского и стала самой молодой в столице обладательницей этой награды. Актрису пригласили работать в Америку, но сама Елена Георгиевна узнала об этом лишь несколько лет спустя.

Шатрин стал крёстным отцом Королёвой в Театре Ермоловой, поэтому, когда Александр Борисович в 1964 году его покинул, Елена Георгиевна ушла вслед за ним. Королёва стала актрисой легендарного Московского художественного театра. Здесь, как и в Ермоловском театре, Елена Георгиевна была плотно занята в репертуаре: Петра («Дом, где мы родились» П. Когоута), Евстолий («Чти отца своего» В.В. Лаврентьева), Тильтиль и Матиль («Синяя птица» М. Метерлинка), Очкарик («Валентин и Валентина» М.М. Рощина), Вера («Последние» М. Горького), Лена («Эшелон» М.М. Рощина), Мариана («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Беси («Татуированная роза» Т. Уильямса), Саша («Живой труп» Л.Н. Толстого). Но, к сожалению, ни одна из этих работ не смогла раскрыть все грани драматического дарования актрисы.

Будучи студенткой четвёртого курса, Елена Королёва была замечена кинематографом. Патриарх советского кино Борис Васильевич Барнет пригласил молодую актрису в свой фильм «Аннушка», в котором она сыграла дочь главной героини Гранату. Королёва продолжила теперь уже в кино, начатую в театре, галерею юных девочек-подростков.

Вслед за этой работой последовала небольшая роль подруги главной героини в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Наконец, в 1964 году Королёва снялась в роли Лиды Точилиной в первом советском многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя» Сергея Колосова, рассказывавшего о совместной борьбе советских разведчиков и польских патриотов на оккупированной гитлеровцами белорусской земле. Эта работа стала звёздным часом актрисы в кино. «Вообще, я в эту картину не очень верила, но я рада, что там снялась» – вспоминала Елена Георгиевна. Фильм имел большой успех. Предложения сниматься посыпались одно за другим. Но сама актриса не торопилась их принимать. Главным призванием для себя она считала театр. «Я, честно говоря, не любила сниматься в кино. Несколько часов ставят свет, грим уже течёт…» – говорила Королёва.

С особенной теплотой актриса вспоминала работу с Михаилом Абрамовичем Швейцером, у которого снялась в трёх фильмах: «Время, вперёд!», «Карусель» и «Как живёте, караси?». Мало кто знает, что Елена Георгиевна снималась также в «Золотом телёнке» в роли Варвары Лоханкиной, где её партнером был Анатолий Папанов. По сюжету фильма героиня Королёвой, молодая комсомолка, влюблялась в героя-интеллигента Папанова. К сожалению, этот эпизод не вошёл в окончательный вариант фильма. И только лишь много лет спустя, к юбилею Марлена Хуциева, который тоже снимался в этой сцене, вырезанный кусок был показан по телевидению.

Помимо интересных работ у Швейцера, в киносудьбе Елены Королёвой было еще несколько заметных ролей: Ира в мелодраме Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», Рая Зверева в «Наших знакомых» Ильи Гурина, Жанна в военной драме Адольфа Бергункера «Дорога на Рюбецаль», Татьяна в социально-психологической драме «По 206-й» и Дуся в деревенской комедии «Сам я – вятский уроженец» режиссёра Виталия Кольцова.

В середине 1980-х произошёл раскол МХАТа. С начала сезона 1987/88 годов уже официально существовало две раздельные труппы – под руководством Олега Ефремова и Татьяны Дорониной. Всему этому предшествовали внутренние распри и конфликты. Каждый актёр решал для себя, в чьей труппе он останется.

Елена Георгиевна осталась в театре Татьяны Дорониной. На тот момент у них были прекрасные дружеские отношения. Королёва получила роль, о которой давно мечтала – Старуху в «Последнем сроке» по пьесе В.Г. Распутина. «Я благодарна Дорониной за то, что она мне дала сыграть Старуху. Я очень прилично играла, мне даже Распутин написал такие слова: «Лене Королёвой, которую я не представлял в этой роли, и которая сыграла выше роли»», – вспоминала актриса.

В 1990 году между Дорониной и Королёвой произошёл конфликт, в результате которого Елена Георгиевна была вынуждена покинуть театр. Но без работы тогда уже Народная артистка РСФСР не осталась. В течение последующих нескольких лет Королёва успела поработать на сценах нескольких московских театров: Московского русского духовного театра «Глас» у Никиты Астахова, еврейского театра «Шалом», театра «Сфера». Наконец, в 1995 году, по истечении более чем тридцати лет, Елена Георгиевна вернулась в Театр имени М.Н. Ермоловой, но прежней занятости в репертуаре уже не получила. С годами ролей становилось всё меньше. Да и с главным режиссёром театра Владимиром Андреевым складывались непростые отношения. В своё время Владимир Алексеевич ввёл Елену Георгиевну на роль руководительницы оркестра в спектакль «Оркестр» Ж. Ануя, который был поставлен в студии «Тест» при Театре Ермоловой. Несколько лет постановка шла с большим успехом. Там по сюжету героиня Королёвой, сорокалетняя женщина, приставала к молодому мальчику. Через какое-то время Королёва поняла, что недостаточно молода для этой роли и попросила Андреева заменить её другой, более молодой артисткой. Этот поступок ещё более осложнил отношения актрисы и режиссёра.

В 2000 году Елену Георгиевну вновь пригласили сниматься. Она появилась в эпизодической роли железнодорожницы у Владимира Меньшова в «Зависти богов», а также в сериале Бориса Токарева и Людмилы Гладунко «Не покидай меня, любовь!». Сама актриса считала, что не вписывалась в новую систему кинематографа: «Сейчас на кастинг зовут, я не хожу. А все как-то сориентировались, у каждого свой агент. Я этого ничего не знаю. С другой стороны сама виновата, что в своё время много отказывалась сниматься».

В 2007 году у Елены Георгиевны был обнаружен рак желудка. Была сделана операция, после которой наступило улучшение, оказавшееся недолгим. 24 апреля 2008 года Елена Королёва скончалась.

Елена Георгиевна Королёва – героиня своего времени. Творческая жизнь актрисы состояла из взлётов – и ни одного падения. Судьба преподносила ей разные испытания, порой весьма тяжёлые, и актриса всегда находила достойный выход из них. Горе сменялось радостью, неуверенность творческой победой.

Фильмы и роли:

1957: «Звездный мальчик» (дочь дровосека); 1959: «Аннушка» (Граната); 1960: «Первое свидание» (сестра Мити); 1961: «Когда деревья были большими» (Нюрка); 1963: «Пока жив человек» (Неля); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (Лида), «Поезд милосердия» (Васка); 1965: «Время, вперед!» (Феня); 1968: «Еще раз про любовь» (Ира), «Наши знакомые» (Рая Зверева); 1970: «Карусель», тв (Поленька); 1971: «Дорога на Рюбецаль» (Жанна); 1971-1972: «День за днем», тв (Вера); 1972: «Доктор Жуков, на выезд!», тв (Раечка), «Записки Пиквикского клуба», тв (Мэри); 1974: «Любимые роли», тв (Глаша); 1976: «Ну, публика!», тв (Машенька); 1977: «Андрей Колобов», тв (Алла), «Красный чернозем» (Старцева); 1979: «Дачники», тв (Ольга Алексеевна Дудакова); 1980: «Плывут моржи» (дочь), «Старые долги» (проводница), «Холостяки», к/м (Вера); 1981: «Репетитор», тв (Катя Батистова); 1983: «Военно-полевой роман» (соседка), «Воробей на льду» (мама Саши); 1987: «Шура и Просвирняк» (секретарша); 1988: «Игра в детектив 2», тв (Франческа); 1989: «Казенный дом» (мать Таси); 1990: «По 206-й» (Татьяна), «Уроки в конце весны» (мать Вадика); 1992: «Бег по солнечной стороне» (стоматолог), «Как живете, караси?» (Нина), «Сам я – вятский уроженец» (Дуся); 2000: «Зависть богов» (железнодорожница); 2001: «Не покидай меня, любовь!», тв (Маша); 2007: «Завещание Ленина», тв (прихожанка Наталья).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru