Королёва Елена Георгиевна

Koroleva-2Королёва Елена Георгиевна
Народная артистка РСФСР (1989)
Родилась 3 июня 1937 года.
Умерла 24 апреля 2008 года.

В начале 1960-х театральная Москва была взбудоражена появлением талантливой молодой актрисы, студентки Театрального училища имени Б.В. Щукина, Елены Королёвой. Она буквально всполошила всех своей работой в спектакле по пьесе Б. Брехта и Л. Фейхтвангера «Сны Симоны Машар» в постановке Анатолия Эфроса, а затем закрепила свой успех в пьесе В. Володина  «В гостях и дома» в постановке того же режиссера. Маленького роста, совсем еще юная, она играла своих храбрых девочек, вводя резкие, суровые штрихи. Судьба подарила ей прекрасного режиссера, который поверил в нее и доверил сложные и интересные роли. Впоследствии Королева сыграла еще в трех спектаклях Эфроса. Это был взлет ее творчества!

Но не всегда все гладко складывалось в ее театральной карьере. Работа в Театре имени М.Н. Ермоловой, затем переход в один из самых престижнейших театров страны – МХАТ, на сцене которого Королева проработала двадцать шесть лет. Далее последовали несколько лет скитаний по разным московским театрам, после чего произошло возвращение в театр, в котором Елена Георгиевна познала свой первый успех. Актрису столь ВЫСОКОГО уровня режиссеры просто обязаны были носить на руках. Но время и люди жестоки.

Елена Георгиевна родилась в Москве. Ее мама была родом из старинной дворянской семьи Набоковых. Отец, наоборот, был самых простых кровей, родом из деревни. Их встреча произошла в университете, на геофизическом факультете. Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Но их счастью не суждено было долго длиться. В 1933 году они были арестованы за «слушание антисоветских анекдотов». Одной из причин такого обвинения стала дворянская фамилия мамы. Родители Елены Георгиевны были высланы из Москвы. По истечении нескольких лет они расстались. Мать осталась одна с малолетней дочерью. Жили они в то время на Медвежьей горе. Наталья Михайловна, мама Елены, работала там в театре. В свое время она закончила театральную студию Фаворского, училась у Натальи Сац. В этом театре для ссыльных она была и актрисой и художником. Там Наталья Михайловна встретилась с замечательным украинским художником Вовком, который ее многому научил.

В Москву возвращаться не разрешали, поэтому мать и дочь переехали в Самару. Наталья Михайловна устроилась главным художником в Самарский детский театр, где вместе с одним из режиссеров сумела создать хороший репертуар. Юная Лена все время находилась рядом с мамой, вся закулисная жизнь происходила перед ее глазами. Поэтому с самого раннего детства Елена «заболела» театром.

В начале 1950-х годов мать и дочь Королёвы вернулись в столицу. В это время был еще жив дед Елены, мамин отец. Он был профессором астрономии и физики, жил в старой обсерватории на улице Павлика Морозова. Истинно русский человек, после революции он не захотел покидать родину, и даже сталинские репрессии его не испугали.

По окончании школы Елена непременно решила стать актрисой. Подготовила отрывок из «Белеет парус одинокий», сделала на голове «шестимесячную», надела пиджак цвета бордо и пошла поступать в Школу-студию МХАТ. На прослушиваниях очень волновалась, долго ждала, когда ее позовут. Вошла в аудиторию взмокшая и уставшая, произвела удручающее впечатление на комиссию. В результате ее «забраковали».

Одна из подруг Елены была знакома с Николаем Павловичем Акимовым и, когда тот был проездом в Москве, попросила его послушать Королёву. Елена прочитала ему подготовленный отрывок, после чего он произнес — «Смешная!» — и порекомендовал поступать в Щукинское училище, куда ровно через год Королёва и была принята. Училась Елена Георгиевна у замечательных педагогов – Веры Константиновны Львовой и Леонида Моисеевича Шихматова. Среди других педагогов Королёва особенно выделяла Владимира Ивановича Москвина, который предрек тогда совсем еще юной студентке:  «Будешь народной артисткой!».

Учась на третьем курсе, Королёва была приглашена Анатолием Эфросом в «Сны Симоны Машар» Брехта и Фейхтвангера. Она оказалась в окружении мэтров сцены: Якута, Лекарева и других. Они очень тепло отнеслись к юной дебютантке и всячески старались подбодрить начинающую актрису. И хотя сама Елена Георгиевна считала, что «играла неровно, была очень молодая, ничего не умела», тем не менее спектакль имел большой успех. Через год Анатолий Васильевич снова позвал полюбившуюся актрису в свой следующий спектакль «В гостях и дома» по пьесе Володина, работа в котором окончательно закрепила успех талантливой актрисы.

В 1960 году Елена Королева окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина и была зачислена в труппу Театра имени М.Н. Ермоловой. Она сразу же ярко дебютировала в спектакле «Сотворившая чудо» в постановке замечательного режиссера Александра Борисовича Шатрина по пьесе У. Гибсона, в котором сыграла роль глухонемой девочки. Вслед за этим спектаклем последовала работа в постановке того же Шатрина «Суббота, воскресенье, понедельник». Оба эти спектакля имели ошеломляющий успех. Елена Королёва за эти две работы получила медаль имени Станиславского и стала самой молодой в столице обладательницей этой награды. Актрису пригласили работать в Америку, но сама Елена Георгиевна узнала об этом лишь несколько лет спустя.

Шатрин стал крестным отцом Королёвой в Театре Ермоловой, поэтому, когда Александр Борисович в 1964 году его покинул, Елена Георгиевна ушла вслед за ним. Королёва стала актрисой легендарного Московского художественного театра. Здесь, как и в Театре Ермоловой, Елена Георгиевна плотно занята в репертуаре: Петра («Дом, где мы родились»), Евстолий («Чти отца своего»), Тильтиль и Матиль («Синяя птица»), Очкарик («Валентин и Валентина»), Вера («Последние»), Лена («Эшелон»), Мариана («Тартюф»), Беси («Татуированная роза»), Саша («Живой труп»). Но, к сожалению, ни одна из этих работ не достигла высших нот драматического дарования актрисы.

Будучи студенткой четвертого курса, Елена Королёва была замечена кинематографом. Патриарх советского кино Борис Васильевич Барнет пригласил молодую актрису в свой фильм «Аннушка», в котором Королёва сыграла дочь главной героини Гранату. Королева продолжила теперь уже в кино, начатую в театре, галерею юных девочек-подростков.

Вслед за этой работой последовала небольшая роль подруги главной героини в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Наконец, в 1964 году Королёва снялась в роли Лиды Точилиной в первом советском многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя» Сергея Колосова, рассказывающего о совместной борьбе советских разведчиков и польских патриотов на оккупированной гитлеровцами белорусской земле. Эта работа стала звездным часом актрисы в кино. «Вообще, я в эту картину как-то не очень верила, но я рада, что там снялась» — вспоминала Елена Георгиевна. Фильм имел большой успех. Предложения сниматься посыпались одно за другим. Но сама актриса не торопилась их принимать. Главным призванием для себя она считала театр. «Я, честно говоря, не любила сниматься в кино. Несколько часов ставят свет, грим уже течет…» — говорила Королёва.

С особенной теплотой актриса вспоминала работу с Михаилом Абрамовичем Швейцером, у которого Королёва снялась в трех фильмах: «Время, вперед!», «Карусель» и «Как живете, караси?». Мало кто знает, что Елена Георгиевна снималась так же в «Золотом теленке» в роли Варвары Лоханкиной, где ее партнером был Анатолий Папанов. По сюжету фильма героиня Королёвой, молодая комсомолка, влюблялась в героя-интеллигента Папанова. К сожалению, этот эпизод не вошел в окончательный вариант фильма. И только лишь много лет спустя, к юбилею Марлена Хуциева, который тоже снимался в этой сцене, вырезанный кусок был показан по телевидению.

Помимо интересных работ у Швейцера, в киносудьбе Елены Королёвой было еще несколько заметных ролей: Ира в мелодраме Георгия Натансона «Еще раз про любовь», Рая Зверева в «Наших знакомых» Ильи Гурина, Жанна в военной драме Адольфа Бергункера «Дорога на Рюцебаль», Татьяна в социально-психологической драме «По 206-й» и Дуся в деревенской комедии «Сам я – вятский уроженец» режиссера Виталия Кольцова.

В середине 1980-х произошел раскол МХАТа. С начала сезона 1987-1988 годов уже официально существовало две раздельные труппы – под руководством Олега Ефремова и Татьяны Дорониной. Всему этому предшествовали внутренние распри и конфликты. Каждый актер решал для себя, в чьей труппе он останется.

Елена Георгиевна осталась в театре Татьяны Дорониной. На тот момент у них были прекрасные дружеские отношения. Королёва получила роль, о которой давно мечтала – Старуху в «Последнем сроке» по пьесе Распутина. «Я благодарна Дорониной за то, что она мне дала сыграть Старуху. Я очень прилично играла, мне даже Распутин написал такие слова: «Лене Королевой, которую я не представлял в этой роли и которая сыграла выше роли», — вспоминала актриса.

В 1990 году между Дорониной и Королёвой произошел конфликт, в результате которого Елена Георгиевна была вынуждена покинуть театр. Но без работы тогда уже народная артистка РСФСР не осталась. В течение последующих нескольких лет Королёва успела поработать на сценах нескольких московских театров: Московского русского духовного театра «Глас», еврейского театра «Шалом», театра «Сфера». Наконец, в 1995 году, по истечении более чем тридцати лет, Елена Георгиевна вернулась в Театр имени М.Н. Ермоловой, но, к сожалению, прежней занятости в репертуаре уже не получила. С годами ролей становилось все меньше. Да и с главным режиссером театра Владимиром Андреевым складывались непростые отношения. В свое время Владимир Алексеевич ввел Елену Георгиевну на роль начальницы оркестра в спектакль «Оркестр», который был поставлен в студии «Тест» при Театре Ермоловой. Несколько лет постановка шла с большим успехом. Там по сюжету героиня Королёвой, сорокалетняя женщина, приставала к молодому мальчику. Через какое-то время Королёва поняла, что недостаточно молода для этой роли и попросила Андреева заменить ее другой, более молодой актрисой. Этот поступок еще более осложнил отношения актрисы и режиссера.

В 2000 году Елену Георгиевну вновь пригласили сниматься. Она появилась в эпизодической роли железнодорожницы у Владимира Меньшова в «Зависти богов», а так же в сериале Бориса Токарева и Людмилы Гладунко «Не покидай меня, любовь!». Сама актриса считала, что не вписывалась в новую систему кинематографа: «Сейчас на кастинг зовут, я не хожу. А все как-то сориентировались, у каждого свой агент. Я этого ничего не знаю. С другой стороны сама виновата, что очень много отказывалась сниматься в свое время».

В 2007 году у Елены Георгиевны был обнаружен рак желудка. Была сделана операция, после которой наступило улучшение, оказавшееся недолгим. 24 апреля 2008 года Елена Королёва скончалась.

Елена Георгиевна Королёва – героиня своего времени. Творческая жизнь актрисы состояла из взлетов – и ни одного падения. Судьба преподносила ей разные испытания, порой весьма тяжелые, и актриса всегда находила достойный выход из них. Горе сменялось радостью, неуверенность творческой победой.

Фильмы и роли:

1957: «Звездный мальчик» (дочь дровосека); 1959: «Аннушка» (Граната); 1960: «Первое свидание» (сестра Мити); 1961: «Когда деревья были большими» (Нюрка); 1963: «Пока жив человек» (Неля); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (Лида), «Поезд милосердия» (Васка); 1965: «Время, вперед!» (Феня); 1968: «Еще раз про любовь» (Ира), «Наши знакомые» (Рая Зверева); 1970: «Карусель», тв (Поленька); 1971: «Дорога на Рюбецаль» (Жанна); 1971-1972: «День за днем», тв (Вера); 1972: «Доктор Жуков, на выезд!», тв (Раечка), «Записки Пиквикского клуба», тв (Мэри); 1974: «Любимые роли», тв (Глаша); 1976: «Ну, публика!», тв (Машенька); 1977: «Андрей Колобов», тв (Алла), «Красный чернозем» (Старцева); 1979: «Дачники», тв (Ольга Алексеевна Дудакова); 1980: «Плывут моржи» (дочь), «Старые долги» (проводница), «Холостяки», к/м (Вера); 1981: «Репетитор», тв (Катя Батистова); 1983: «Военно-полевой роман» (соседка), «Воробей на льду» (мама Саши); 1987: «Шура и Просвирняк» (секретарша); 1988: «Игра в детектив 2», тв (Франческа); 1989: «Казенный дом» (мать Таси); 1990: «По 206-й» (Татьяна), «Уроки в конце весны» (мать Вадика); 1992: «Бег по солнечной стороне» (стоматолог), «Как живете, караси?» (Нина), «Сам я – вятский уроженец» (Дуся); 2000: «Зависть богов» (железнодорожница); 2001: «Не покидай меня, любовь!», тв (Маша); 2007: «Завещание Ленина», тв (прихожанка Наталья).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru