Косухин Игорь Яковлевич

Kosuhin-2Косухин Игорь Яковлевич
Родился 28 сентября 1933 года.
Умер 13 апреля 1994 года.

Судьба Игоря Косухина похожа на спуск с высокой горы. В самом начале своего творческого пути достигнув некой верхней точки, он затем медленно и уверенно опускался на дно, пока окончательно его не достиг. Причиной стала алкогольная зависимость, источник всех его бед. И если вначале он ещё пытался ей сопротивляться, то со временем сдался, ускорив, таким образом, свой уход из жизни. А ведь у него было всё, чтобы стать успешным артистом: талант, острый ум, старательность, творческое видение, но в один прекрасный момент всё это разбилось вдребезги.

Родился будущий артист в Москве. Его отец Лиходий Яков Афанасьевич (погиб в 1945 году) с семьёй не жил, поэтому его воспитанием занимались мама Косухина Галина Ивановна (1905–1962) и бабушка Косухина София Дмитриевна (1874–1946). Один из братьев его матери Евгений Косухин был кинорежиссёром, поэтому интерес к кино у Игоря подсознательно зародился с самого детства. Но, окончив школу, он не пошёл сразу в артисты, а сначала один год отработал осветителем на Мосфильме, затем четыре года чертёжником-конструктором в проектных институтах «Промэнергопроект» и «Гипромолоко».

Во ВГИК Игорь Косухин решил поступать только потому, чтобы доказать понравившейся ему девушке, не относившейся к нему серьёзно, что он чего-то, да стоит. В итоге, ему повезло, и он был принят на курс к Борису Владимировичу Бибикову. Однако завоевать симпатии этой девицы ему сей факт, в итоге, не помог, но, что главнее, помог постичь азы актёрской профессии. Уже на третьем курсе Косухин дебютировал на экране у Татьяны Лиозновой в «Памяти сердца», сыграв эпизодическую роль сына главного героя, затем в короткометражке Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет» в небольшой роли сапёра Цигнадзе. Поэтому по окончании института в 1960 году у него уже был небольшой актёрский опыт. Но достигать творческой зрелости ему пришлось не перед объективом кинокамеры, а на сцене Театра имени М.Н. Ермоловой, в труппу которого он был принят. Косухина задействовали в большинстве постановок, в результате чего он получил стопроцентную занятость, не оставившую времени для кино. Играть ему пришлось, в основном, молодых героев лирико-бытового и характерно-комедийного плана: Петра («Последние» М. Горького), Костю («В гостях и дома» А.М. Володина), Мишу Гусева («Девушка с веснушками» А.В. Успенского), Боя («Мой друг» Н.Ф. Погодина), Васю и Намбу («Том – большое сердце» С.М. Богомазова и С.М. Шатрова), Митю («Дни нашей юности»), Федерико («Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо), Волика («Гусиное перо» С.Л. Лунгина и И.С. Нусинова), Илью («Мать своих детей» А.Н. Афиногенова) и другие роли.

Изредка Косухину всё же удавалось сниматься. В частности, одной из самых известных его киноработ стала роль хулигана Исаева в фильме Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!». Актёру удалось показать за маской смелой бравады лидера кучки приблатнённых старшеклассников жалкого и трусливого подонка. В похожем ключе была и роль Крохалёва в фильме «Знакомьтесь, Балуев!», где Косухин сыграл малодушного молодого человека, отказавшегося жениться на соблазнённой им девушке. Ну и, безусловно, лучшей работой Игоря Косухина в кино стала роль военного переводчика Русанова в фильме Юлия Файта «Пока фронт в обороне». Актёр в немного сдержанной манере сыграл внешне спокойного и уравновешенного человека, способного в трудные минуты на решительные поступки. К сожалению, этими тремя фильмами и ограничиваются достижения Игоря Косухина в кино. Ни одна из последующих после этого ролей не смогла приблизиться к успеху его ранних работ.

В начале 1960-х годов маму Игоря Косухина Галину Ивановну сразил рак. Она долго и мучительно болела, уйдя из жизни в возрасте 56 лет. Игорь остался совершенно один в двух комнатах коммунальной квартиры на улице Пушкинской (ныне Большая Дмитровка) в элитном доме, в котором жила сама Александра Яблочкина. Рядом был Театр Ермоловой, поэтому некоторая часть молодёжной труппы, чтобы не терять время на поездки домой между репетициями и спектаклями, стала захаживать к Игорю Косухину. Все эти посиделки сопровождались распиванием спиртных напитков, положивших начало алкогольной зависимости актёра. Из-за этого вскоре у него начались проблемы в театре. Владимир Андреев, ставший в 1970 году главным режиссёром, предупредил Косухина о том, что, если он желает остаться в театре, ему нужно прекратить пьянство. Но процесс уже было не остановить. Продержавшись некоторое время, в конце концов, Игорь Косухин сорвался и очень скоро был выдворен из труппы.

Потеряв работу, актёр остался ни с чем. Жить было не на что, поэтому он стал соглашаться на любую работу. Снимался во всём, что не предлагали, подрабатывал натурщиком. В середине 1980-х недолгое время работал в театре «88», ездил с его спектаклями на гастроли. Но зарабатываемых средств всегда не хватало. Косухин бедствовал, жил впроголодь. Ему, как могли, помогали друзья и знакомые. Но, к сожалению, большую часть денег он тратил на выпивку и курево (пристрастился к нему ещё в раннем детстве). Его постоянно окружали сомнительные личности, желавшие опохмелиться за его счёт. Но стоит отметить, что при этом Игорь Яковлевич не был плохим, никчёмным человеком. Наоборот, в нём было остро развито чувство справедливости. Он был начитан, обладал художественным видением, позволявшим ему в любой деревяшке разглядеть вазу или пепельницу, умел хорошо и стильно одеваться, любил чистоту и порядок. У него был прекрасный литературный дар, помогавший легко и непринуждённо изъясняться на бумаге.

Как человек Игорь Косухин был очень скромен и непритязателен. Из-за этого, может быть, у него и не сложилась личная жизнь. Единственный брак на Лидии Абрамовой продлился всего лишь полтора года и закончился для него семимесячным пребыванием в исправительно-трудовой колонии, куда его упекла жена за то, что он позволил себе поднять на неё руку. Выйдя на свободу, Косухин так больше никогда и не женился. Единственным человеком, с которым он поддерживал тёплые, дружеские отношения, была Ирина Чистякова. С ней он случайно познакомился благодаря её соседке, и их дружба продлилась около двадцати лет до самой смерти Игоря Яковлевича. Именно она поддерживала его в тот момент, когда врачи констатировали у него рак лёгкого. Для того, чтобы облегчить его страдания, Ирина Петровна в сентябре 1993 года оплатила ему дорогостоящую операцию, после которой актёру ненадолго стало лучше. Косухин немного воспрял духом, но постепенно его состояние ухудшалось, и в апреле 1994 года актёра не стало. Он ушёл тихо и спокойно, как и жил. На похороны собралось всего лишь несколько человек. Из бывших коллег по театру и кино пришли только Елена Королёва, с которой он познал свой первый успех на сцене Театра имени Ермоловой, и Татьяна Кузнецова, с которой он вместе снимался в фильме «Друг мой, Колька!». Так закончилась жизнь артиста, подававшего большие надежды, но их не оправдавшего.

Похоронен Игорь Косухин на Ваганьковском кладбище.

Фильмы и роли:

1958: «Память сердца» (сын Чадвика), «Сегодня увольнения не будет», тв, к/м (Цигнадзе); 1961: «Друг мой, Колька!» (Исаев); 1962: «Знакомьтесь, Балуев!» (Крохалев); 1964: «Пока фронт в обороне» (Русанов); 1968: «Нейтральные воды» (заключенный); 1971: «Клоун», тв (чтец); 1972: «Бой с тенью» (боксер «Файтер»); 1975: «Это мы не проходили» (посетитель кафе); 1976: «Дни хирурга Мишкина», тв (водопроводчик), «Расписание на завтра», тв (Митя, муж Надежды Васильевны); 1977: «Долг», тв (белый офицер), «Есть идея!» (Федя), «Марка страны Гонделупы» (директор школы); 1978: «Живите в радости» (больной), «Плата за истину» (Яша); 1979: «В одно прекрасное детство» (Чарли Чаплин, клоун), «Пограничный пес Алый» (нарушитель границы), «Циркачонок» (Степан Ратушный); 1980: «История одного подзатыльника», тв, к/м (Петр Николаевич, председатель завкома), «Расследование» (Зараев), «Серебряные озера» (дядя Миша); 1981: «Бедная Маша», тв (отдыхающий на пляже), «На Гранатовых островах» (комментатор); 1984: «Предел возможного», тв (Коротков); 1985: «Багратион» (эп.), «Набат на рассвете» (мужик); 1988: «Гулящие люди» (монах-врач), «На помощь, братцы!» (мужик с гармонью), «Отцы» (начальник Дронова), «Фантазер» (посетитель кафе); 1989: «Канун», к/м (прохожий в шляпе), «Софья Петровна», тв (следователь), «СЭР» (эп.); 1990: «Танк «Клим Ворошилов-2» (больной); 1991: «Затерянный в Сибири» (эп.), «Мумия в наколках» (милиционер), «Небеса обетованные» (бомж); 1992: «Генерал» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru