Коваль-Самборский Иван ИвановичКоваль-Самборский Иван Иванович Имя актёра Ивана Коваль-Самборского фактически неизвестно сегодняшнему зрителю. Пик его популярности пришёлся на 1920–1930-е годы. Тогда он был достаточно известным и востребованным актёром. Его неплохие актёрские данные, обаятельная внешность, хорошая физическая подготовка, пластичность способствовали успеху на экране. К этому можно добавить участие в десятке самых популярных фильмов того периода, работа с выдающимися режиссёрами – Всеволодом Пудовкиным, Борисом Барнетом, Яковом Протазановым, Юлием Райзманом. Всё это вместе в совокупности сделало Ивана Коваль-Самборского знаковой фигурой того времени. Он вполне спокойно преодолел рубеж звукового кино, играл чаще всего главные роли. И вполне возможно, что и в дальнейшем он бы много и интересно снимался, но судьба распорядилась иначе. Родился Иван Коваль-Самборский в Харькове. Известно, что его отец умер в 1908 году, а о матери Домне Никифоровне Чибизовой, кроме ФИО, ничего больше не известно. Мальчик получил домашнее образование, владел английским, французским и немецким языками. В семь лет остался без родителей, а в восемь был отдан на обучение к цирковому артисту и за два-три года научился у него цирковому искусству. Позднее, чтобы заработать себе на жизнь, Иван ходил по дворам и устраивал представления для жителей. Затем на несколько лет его жизнь была связана с профессиональным цирком. Он работал у Чинизелли, Труцци, Юнатова, Есиковского и других. В 1914 году Коваль-Самборский был призван в царскую армию. Воевал на турецком фронте, участвовал во взятии Эрзурума. В 1917 году, после первых дней революции, переехал в Среднюю Азию, в город Ходжент, а затем в Самарканд, где играл в городском театре. Там он вступил в Красную армию, служил на Кавказском фронте в составе 1-й Туркестанской кавалерийской дивизии, в её рядах сражался за освобождение Бухары. После этого пути-дороги привели его в Кострому, там он некоторое время поработал артистом местного театра. В 1920 году Иван Коваль-Самборский переехал в Петроград, играл здесь в одном из народных домов. Оттуда с гастрольным театром под руководством М.Н. Розен-Санина выехал на гастроли, закончившиеся под Москвой. После этого Коваль-Самборский остался в столице, руководил самодеятельностью Московского военного гарнизона. Прослышав о театральных экспериментах Всеволода Мейерхольда, Иван Иванович очень захотел у него работать. В 1922 году он явился к нему в театр, добился аудиенции Мастера и вскоре уже был введён на роль Петра в постановке «Леса» А.Н. Островского. Затем сыграл Андрея в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, Райского в «Обрыве» И.А. Гончарова. Однако сотрудничество актёра и режиссёра продлилось всего три года. Ввиду творческих разногласий с Мейерхольдом Коваль-Самборский покинул его театр в марте 1925 года. В тот момент Ивана Коваля-Самборского уже полностью «захватил» кинематограф, где он вскоре выдвинулся в число самых известных советских киноартистов. Его дебют на экране состоялся в 1924 году в эпизодической роли полицейского во «Врагах» Чеслава Сабинского. Затем последовала одна из центральных ролей в фильме «Его призыв» Якова Протазанова, ставшего его «крёстным отцом» в большом кино. Если говорить об актёрской индивидуальности Ивана Коваля-Самборского, то, на мой взгляд, режиссёров прельщали его внешние данные и, в первую очередь, выразительные глаза и фотогеничная внешность, из которой можно было «лепить» любые образы. Худощавый, подтянутый, неврастеничный, он одинаково подходил как для ролей представителей знати, так и для ролей простых рабочих и крестьян. Например, в образе миллионера Артура Сторна в «Мисс Менд» Фёдора Оцепа он выглядел элегантным, аристократичным. Актёр нашёл подходящие для его героя манеру поведения, походку, мимику. Здесь с лихвой пригодилась его прекрасная физическая подготовка, т.к. по ходу действия картины ему приходилось много бегать, драться, выполнять различные трюки. А в «Девушке с коробкой» Бориса Барнета актёр, наоборот, предстал провинциальным парнем, застенчивым добродушным простаком. Ватник и валенки, походка вразвалочку показали нам уже другого Коваля-Самборского. А обилие комедийных моментов (например, когда его герой Илья Снегирёв в трусах и валенках делает зарядку, используя вместо гантелей связки с книгами) указали на широту его актёрских возможностей. Образы Коваля-Самборского в фильмах 1926 и 1927 годов варьировались как раз в вышеупомянутых рамках. В «Сорок первом» (1926) Якова Протазанова у его героя, белого офицера Говорухи-Отрока, в манерах, поведении чувствовались благородное воспитание, офицерская выправка, мужественность и вместе с тем некая мягкотелость, избалованность. Очень характерен эпизод, в котором Говоруха-Отрок ест кусок мяса, аккуратно держа его, немного по-женски, кончиками пальцев. А в «Земле в плену» (1927) Фёдора Оцепа Коваль-Самборский – крестьянин-бедняк, оставшийся один с двумя маленькими детьми, вынужденный выполнять тяжёлую физическую работу, чтобы их прокормить. Простоватая причёска «под горшок» помогла актёру быть более достоверным в не совсем, на мой взгляд, привычной для него роли. Но и с этой актёрской задачей Коваль-Самборский, в итоге, справился, снабдив образ своего героя необходимыми драматическими оттенками. Этот же приём он использовал и в «Человеке из ресторана» (1927) Якова Протазанова, в котором был очень эмоционален в сцене пропажи секретного документа, смог показать состояние отчаяния и депрессии своего персонажа. На волне успеха, с 1927 по 1932 годы, Коваль-Самборский по командировке советского правительства с целью обмена знаниями в области киноискусства жил и работал в Германии. Играл в Берлинском городском рабочем театре, снимался в Берлине, Вене, Праге, Париже. Вернувшись в Советский Союз, снова включился в съёмочный процесс, однако сыгранные им затем роли были уже не такими интересными и выразительными, как это было в 1920-е годы. Одной из самых известных его работ стала роль в «Лётчиках» (1935) Юлия Райзмана, где актёр предстал в образе недисциплинированного лётчика Беляева с явными признаками зазнайства. Здесь ему по-актёрски удалось немного похулиганить, снабдить своего героя добрым юмором и иронией. Но, тем не менее, эту работу вряд ли можно назвать удачной, поскольку, как мне кажется, Ковалю-Самборскому здесь всё же не хватило лёгкости и задорности, которая была бы необходима его герою. Слишком уж тяжеловесным смотрелся он на экране. В 1938 году актёр снялся у Александра Мачерета в «Болотных солдатах», создав образ немца Вальтера, по ошибке заключённого в концлагерь. Эта его работа фактически стала пророческой, так как вскоре после съёмок в октябре 1938-го Коваль-Самборский был арестован. До декабря 1939 года он содержался во внутренней тюрьме УГБ УНКВД, затем получил высылку в Киргизию. Там он достиг положения одного из ведущих артистов Фрунзенского русского театра имени Н.К. Крупской и даже получил звание заслуженного артиста Киргизской ССР. Через десять лет, в 1949 году, Иван Иванович переехал в Грозный, где в качестве актёра и режиссёра работал в Грозненском театре имени М.Ю. Лермонтова. Чудом избежавшего сурового приговора в 1930-е годы, Коваля-Самборского, всё же, настигла карательная машина сталинской системы. 29 июня 1950 года он был арестован и по приговору судебной коллегии по уголовным делам Грозненского областного суда 16 ноября этого же года приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание Иван Иванович отбывал в исправительно-трудовой колонии УМВД Грозненской области. После смерти И.В. Сталина 2 декабря 1954 года наступила долгожданная свобода, но не реабилитация. Она пришла слишком запоздало – спустя 49 лет, в 2003-м. После освобождения Иван Коваль-Самборский восстановился в труппе Грозненского театра имени М.Ю. Лермонтова, но пробыл там совсем недолго. Когда у него появилась возможность вернуться в Москву, он сразу же ей воспользовался. В 1955 году, после шестнадцатилетнего перерыва, Иван Иванович снова очутился в столице. 1 октября он был принят в состав Театра-студии киноактёра, а ещё через некоторое время своим давним приятелем режиссёром Борисом Барнетом приглашён в его картину «Поэт» на роль белого полковника Селиванова. Зрители увидели на экране уже совсем другого Коваля-Самборского – не обаятельного улыбающегося молодого человека, каким его знали до войны, а постаревшего и погрузневшего мужчину с печальным взглядом. О прежней популярности, конечно, не могло быть и речи. Вместо наверняка ожидаемых больших ролей, актёру предлагали незначительные эпизоды и роли второго плана. В марте 1957 года, в связи с ликвидацией Театра-студии киноактёра, Коваль-Самборский остался без постоянного места работы, к началу 1960-х его фактически перестали снимать, а в 1962-м он ушёл из жизни. Так печально закончился жизненный путь одного из самых известных киноактёров 1920-х. О семье Ивана Коваля-Самборского осталось очень мало информации. Супруга Ивана Ивановича Клавдия Семёновна Лунгрен (Писпанен) (1913–1974), дочь капитана торгового флота, заслуженная артистка Киргизской ССР, играла в Ленинградском театре миниатюр, Ивановском драматическом театре, была председателем Ивановского отделения ВТО. Сын Владимир Иванович (умер в 2002 году) работал инструктором ивановского отделения Областного совета профессиональных союзов по вопросам кино. Живущие сейчас в Иваново три правнучки актёра, к сожалению, почти ничего не знают о своём некогда знаменитом родственнике. Похоронили Ивана Коваль-Самборского на Кузьминском кладбище. В настоящее время могила актёра полностью заброшена. Не осталось ни памятника, ни таблички. Фильмы и роли: 1924: «Враги» (полицейский); 1925: «Его призыв» (Андрей), «Шахматная горячка», к/м (милиционер); 1926: «Мать» (Весовщиков), «Мисс Менд» (Артур Сторн), «Последний выстрел» (Петр Коваль), «Сорок первый» (Говоруха-Отрок); 1927: «Девушка с коробкой» (Илья Снегирев), «Земля в плену» (Яков), «Человек из ресторана» (Соколин); 1933: «Белая смерть» (Сергей), «Последняя ночь» (подпольщик Сергей); 1934: «Молодость» (Борис), «Настенька Устинова» (Питер Грегори); 1935: «Застава у Чертова брода» (Павел Грай), «Летчики» (Беляев), «Строгий юноша» (моряк); 1936: «Однажды летом» (агент угрозыска), «Трое с одной улицы» (Марк); 1937: «Дочь Родины» (Горбатюк), «Ущелье Аламасов» (Висковский); 1938: «Болотные солдаты» (Вальтер); 1956: «Поэт» (полковник Селиванов), «Пролог» (староста); 1957: «Гуттаперчевый мальчик» (директор цирка), «Коммунист» (бородатый мужик), «Ленинградская симфония» (старый боец), «Шторм» (Богомолов); 1958: «Восемнадцатый год» (отец Агриппины), «Звероловы» (мрачный охотник), «Смена начинается в 6» (Щербина); 1959: «Аннушка» (врач), «Исправленному верить» (Нехода); 1961: «Зеленый патруль» (Ефим Егорович, лесник). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru