
Ковель Валентина Павловна
Валентина Ковель родилась в Петрограде в семье Павла Петровича (1899–1938) и Александры Васильевны Ковель. Павел Петрович по окончании водолазной школы работал директором мастерских центральной водоспасательной базы Управления морским транспортом Балтийского моря (с 1924 года – фабрика «Красный водник»), затем неоднократно перемещался по службе. Сначала уезжал в Иркутск, потом, в 1931 году, в Одессу, в 1934-м – в Новороссийск. Закончился его карьерный рост в Мурманске на должности начальника Мурманского управления Главсевморпути. В декабре 1937 года Павел Петрович был вызван в Москву и арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. 17 февраля 1938 года его приговорили к высшей мере наказания, а 19 февраля расстреляли. Всё это время семья Павла Ковеля пребывала в полном неведении относительно его судьбы, только лишь догадываясь о возможном исходе. Когда отца арестовали, Валентина проживала у тётки в Ленинграде, училась в 188-й школе Дзержинского района. Окончила она её в 1941 году, перед самой войной, после чего успела поступить на актёрский факультет Ленинградского государственного театрального института, на курс Леонида Фёдоровича Макарьева, который позднее перешёл к Николаю Евгеньевичу Серебрянникову. Годы учёбы Валентины Ковель пришлись на очень сложное военное время. Особенно трудными были первые восемь месяцев, когда заниматься приходилось в условиях блокады. Свои первые практические навыки студенты получали, выступая в детских садах и госпиталях. Только лишь в феврале 1942 года театральному институту удалось эвакуироваться в Пятигорск, а оттуда поэтапно перемещаться в Орджоникидзе, Тбилиси, Баку, Красноводск, Новосибирск. Несмотря на трудности, молодость брала своё. Студенты влюблялись, создавали семьи. Не отстала от них и Валентина Ковель. В Новосибирске она вышла замуж за артиста Сергея Алексеевича Николаева (1918–1976), в эвакуации окончившего институт и принятого в Театр драмы имени А.С. Пушкина. В июле 1944 года вместе с ним она вернулась в Ленинград, где вскоре родила ребёнка. К сожалению, выпавшее ей счастье материнства оказалось недолгим. Мальчик родился слабым и умер, когда ему едва исполнился годик. Произошедшая трагедия провела жирную черту в отношениях супругов. Вскоре они расстались. В 1946 году Валентина Ковель окончила институт и была принята в труппу Театра драмы имени А.С. Пушкина, одного из самых престижных в Ленинграде. Молодой, начинающей актрисе понадобилось восемь лет, пока её яркий трагикомический талант в полной мере оценили режиссёры. В 1954 году она сыграла Зойку Толоконцеву в «Годах странствий» А.Н. Арбузова, обратившую на себя внимание критики. Совсем небольшая роль была исполнена актрисой так, что затмила более значимых персонажей. После успеха спектакля Ковель стали доверять более серьёзные, ответственные работы. Она играла Настю в «На дне» М. Горького, Клару в «Сонете Петрарки» Н.Ф. Погодина, Елену Ляшенко в «Дальней дороге» А.Н. Арбузова, Поликсену в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, Лилю Хомуток в «Почему улыбались звёзды» А.Е. Корнейчука, Янину в «Двенадцатом часе» А.Н. Арбузова и других героинь. Наибольшими удачами актрисы считались Варвара в «Грозе» А.Н. Островского и Тётушка в «Обыкновенной истории» по роману И.А. Гончарова, которые она сыграла с присущей ей яркой характерностью и выразительностью. Личная жизнь Валентины Ковель, как и творческая, складывалась вполне удачно. Вначале 1950-х гг. она познакомилась с начинающим артистом Игорем Рафаиловичем Домбеком (1924–2018), ставшим её вторым супругом. В 1953 году Ковель родила ему дочь Екатерину, однако это обстоятельство не смогло надолго сплотить их отношения. В 1952-м в Пушкинский театр пришёл Вадим (Владимир) Александрович Медведев (1929–1988), завоевавший сердце Валентины Павловны. В 1954 году она встретилась с ним в работе над спектаклем «Годы странствий», в котором он играл главную роль. Медведев тоже обратил на неё внимание, и постепенно их творческие взаимоотношения перешли в роман. Оба оставили свои семьи, чтобы в дальнейшем больше не расставаться. Ковель и Медведев продолжали служить в одном театре, играли в одних спектаклях («Они знали Маяковского», «Второе дыхание», «Почему улыбались звёзды», «Смерть коммивояжера», «Гроза», «На диком бреге», «Обыкновенная история», «Бидерман и поджигатели»). Когда в Ленинграде прогремело имя Георгия Александровича Товстоногова, они приложили все усилия, чтобы вместе попасть к нему в труппу. В сезон 1966/67 гг. супруги перешли в Большой драматический театр имени М. Горького и ни разу об этом не пожалели. Валентина Ковель стала примой Товстоногова, вела на себе основной репертуар. Наиболее значительные её работы на сцене БДТ: Лидия Белова («Традиционный сбор» В.С. Розова), Эстер («Цена» А. Миллера), Лиза («Валентин и Валентина» М.М. Рощина), Маришка («Тоот, майор и другие» И. Эркеня), Кабато («Ханума» А.А. Цагарели), Анна Васильевна («Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова), Вера Сергеевна («Энергичные люди» В.М. Шукшина), Вязопуриха («История лошади» Л.Н. Толстого), Беатрис («Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» П. Зиндела), миссис Бардл («Пиквикский клуб» Ч. Диккенса), Брандахлыстова («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Квашня («На дне» М. Горького), Клер Цаханесин («Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта). Кино, в отличие от театра, не стало основным призванием Валентины Ковель. Сниматься она начала во второй половине 1950-х гг, но только лишь в 1970 году сыграла первую заметную роль – лихую подругу Нестора Махно в фильме Иосифа Хейфица «Салют, Мария!». В дальнейшем снималась нечасто, играя, в основном, небольшие острохарактерные роли, в которых использовала резкие контрастные штрихи, эксцентричные краски. Большинству зрительской аудитории запомнилась как сутенёрша Нюрка в одной из серий «Рождённой революцией», заботливая секретарша Татьяна в «Прошу слова», молодящаяся пациентка профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Актрису очень ценил режиссёр Виктор Трегубович, неоднократно снимал её в своих картинах («Трижды о любви», «Магистраль», «Прохиндиада, или Бег на месте»). С уходом из жизни Георгия Товстоногова Валентина Павловна стала меньше играть. Она перешла в другую возрастную категорию, что никак не отобразилось на её творческом рвении. Долгое время актриса искала средства на реализацию давней мечты – сыграть главную роль в пьесе А. Николаи «Бабочка, бабочка», и, в итоге, она осуществилась. Спектакль поставил один из наиболее знаковых режиссёров современности Роман Григорьевич Виктюк, премьера которого состоялась в сентябре 1996 года на сцене Театра сатиры на Васильевском. К сожалению, эта работа стала последней крупной ролью Валентины Ковель. 15 ноября 1997 года она скончалась на семьдесят пятом году жизни. Похоронили её на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга рядом с мужем Вадимом Медведевым. Фильмы и роли: 1957: «Дон Кихот» (уличная девица), «Рядом с нами» (официантка); 1960: «Третья, патетическая», тв (Клава); 1966: «В городе С.» (жена ревнивца); 1967: «Зеленая карета» (актриса); 1968: «Принц Наполеон», тв (графиня Монтолон); 1970: «Салют, Мария!» (Галина Андреевна); 1971: «Шутите?!» (тётка Татьяна); 1974: «Рождённая революцией», тв (Нюрка); 1975: «Прошу слова» (Танечка, секретарша); 1976: «Весёлое сновидение, или Смех и слезы», тв (Каргана); 1978: «Ханума», тв (Кабато, сваха); 1979: «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки», тв (Бетти); 1981: «Мегрэ и человек на скамейке», тв (мадам Жибон), «Трижды о любви» (Анна Макаровна Лобанова); 1982: «Магистраль» (Татьяна Алексеевна, секретарша); 1983: «Средь бела дня» (мать Столярова); 1984: «Прохиндиада, или Бег на месте» (Маргарита); 1985: «Криминальный талант», тв (Анна Михайловна Карпова); 1986: «Пиквикский клуб», тв (миссис Бардл); 1988: «Прошедшее вернуть», тв (горничная), «Собачье сердце», тв (пациентка); 1991: «Исчадье ада» (дама в купе), «Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа» (Матвеевна, соседка Шустрова); 1992: «Короткое дыхание любви» (Клавдия Михайловна), «Удачи вам, господа!» (кадровичка); 1994: «Год собаки» (бабка Сергея), «Колесо любви» (колдунья Клара), «Русская симфония» (Семёновна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru