
Кожакина Галина Ивановна
В 1948 году на экраны Советского Союза вышел фильм режиссёров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Драгоценные зёрна», в котором рассказывалось о том, как молодую журналистку Тоню Уварову для подготовки дипломной работы направили в район, где она должна была самостоятельно выпустить несколько номеров газеты. Фильм вышел на экраны в самом начале периода малокартинья, когда за год выпускалось всего несколько фильмов. «Драгоценные зёрна» были хорошо приняты зрителем, тем более, что в фильме был задействован сильный актёрский состав: Павел Кадочников, Василий Ванин, Пётр Алейников, Ростислав Плятт, Олег Жаков. Среди этого созвездия не затерялась и юная дебютантка, студентка ГИТИСа Галя Кожакина. Но настоящая известность пришла к актрисе только после премьеры фильма Татьяны Лукашевич «Свадьба с приданым», который стал экранизацией знаменитого спектакля Театра сатиры в постановке Бориса Равенских. Весёлая и задорная Люба Бубенчикова в исполнении Галины Кожакиной надолго осталась в памяти зрителей. Получилось так, что имя Галины Кожакиной ассоциируется, прежде всего, именно с этим фильмом, хотя за плечами актрисы десятки ролей на сценах Театра сатиры и Театра Советской армии, в последнем из которых Кожакина отработала более пятидесяти лет. С годами Галина Ивановна не утеряла шарма и интереса к жизни, в её глазах по-прежнему виден блеск и задор. Родилась Галина Ивановна в подмосковном Царицыно, в скромной рабочей семье. Папа был по образованию инженером, трудившимся железнодорожником. Мама – домохозяйка, воспитывала двух дочерей, из которых Галя была старшей. В школе она училась хорошо, увлекалась литературой и драматургией. У неё был замечательный педагог по физике, страстный театрал. Для того чтобы попасть во МХАТ на знаменитые «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, он ехал на ночь в кассу театра, занимал очередь за билетами. Свою безумную любовь к театру он привил и своим ученикам, организовав в школе драмкружок. В основном, ставил классику – «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и другие пьесы. В результате из школы, где училась Галя, вышло тридцать восемь артистов. Среди них оказалась и Галина Кожакина. По окончании десятилетки перед Галиной встала дилемма – поступать в театральный или архитектурный? Решив, что последний более серьёзный, она его и выбрала. По дороге в институт случайно встретила свою подругу, которая в тот момент уже была артисткой. «Ты куда поступаешь?» – спросила она Галю. «В архитектурный». «А как у тебя с математикой?». «Меня педагог всегда называл «берёзовое полено», я в математике не мастак». «Зачем же ты туда поступаешь? Иди в театральный». Подруга немножко позанималась с Галиной, и вскоре Кожакина пошла сдавать экзамены в ГИТИС. Весь репертуар для неё поставил режиссёр Каплин, который тоже был выпускником той самой школы, где училась Кожакина. Вместе они подготовили басню «Ворона и лисица» И.А. Крылова, которую Галина и прочитала на приёмном экзамене. Дойдя до третьего тура, желая показать свою эрудицию, Кожакина решила сменить репертуар и прочитала басню американского баснописца Памбо «Нос и глаза». Присутствовавший на экзамене знаменитый артист МХАТа В.А. Орлов попросил прочитать Кожакину именно «Ворону и лисицу», так как слышал её в исполнении Галины на первом туре. Это и сыграло решающую роль в поступлении – Кожакина была зачислена. Училась она у очень хороших педагогов – В.П. Лесли, Г.Г. Конского, И.М. Раевского. В дипломных спектаклях играла Анютку во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого и Симу в «Старых друзьях» Л.А. Малюгина. Галина по-прежнему жила в Царицыно, а в институт ездила каждый день на электричке. В то время был жуткий голод, но студентам ГИТИСа давали продовольственные карточки, что помогало им продержаться. Начиная со второго курса, Галина стала получать сталинскую стипендию, которая тогда составляла 750 рублей. Учась на последнем курсе, Галина была приглашена на пробы фильма «Драгоценные зёрна». Через несколько дней Кожакина ехала на электричке в ГИТИС, в кармане у неё лежало пять рублей. Вдруг в вагон с протянутой рукой зашёл старенький дедушка и попросил: «Миленькие, подайте на пропитание, я только что из тюрьмы вышел». Сжалившись над стариком, Галина отдала ему последнюю пятёрку. Стоило только Галине войти на порог института, как к ней сразу же подбежали однокурсницы: «Тебе звонили, тебя утвердили на роль! Срочно езжай и подписывай договор». «Наверное, дедушка был ангелом» – подумала Галина. Кожакину утвердили на главную роль, она подписала договор на 60 тысяч рублей. Тогда это была баснословная сумма. Фильм снимался в Ленинграде, где Галине пришлось прожить целый год. В 1947 году Галина Ивановна с отличием закончила ГИТИС и была приглашена во многие театры, включая МХАТ. Но Михаил Михайлович Тарханов дружески отсоветовал ей туда не идти, объяснив это тем, что актрисы МХАТа играют очень мало ролей. Вернувшись со съёмок из Ленинграда, Кожакина была принята в Театр сатиры, в котором проработала восемь лет и сыграла восемь ролей, самой знаменитой из которых стала Люба Бубенчикова из «Свадьбы с приданым» Н.М. Дьяконова. Спектакль имел феноменальный успех. Галина Ивановна выходила на сцену в этой роли пятьсот раз. Она даже обувь сносила, так что пришлось сшить новую. В 1951 году, в числе других участников спектакля, Галина Ивановна получила за эту работу Сталинскую премию III степени. Причем изначально её не было в списке претендентов, она была включена позднее по личному распоряжению И.В. Сталина. Однажды Театр сатиры был на гастролях в Саратове, играли спектакль «Свадебное путешествие» В. Сорокина. Кто-то из исполнителей предложил отойти от обычных трактовок ролей и сыграть всё в стихах. Каждый перед выходом на сцену сочинил для себя стихотворный текст, произнёс его на сцене, из-за чего получился полный сумбур, проваливший спектакль. По его окончании, когда артисты выходили на поклоны, у рампы собралась толпа зрителей, и все говорили в лицо актёрам: «Халтурщики!». Вернувшись в Москву, Галина Ивановна твердо сказала себе: «Всё, ухожу из этого театра. Больше я не позволю отдавать жизнь на такое вот «искусство»». В 1956 году Кожакина перешла в Центральный театр Советской армии, на сцене которого сыграла более семидесяти ролей: Розарию («Моя семья» Э. де Филиппо), Эдика («Барабанщица» А.Д. Салынского), Клаву («Любка–Любовь» З. Дановской), Софийку («Каса маре» И.П. Друцэ), Матвееву («Белокурая бестия» Ю. Клеманова), Жанну («Бой с тенью» В. Тура), Сизову («Засада» И.Ф. Шведовой и А.В. Шайкевич), Еву Темпл («Орфей спускается в ад» Т. Уильямса), Фелицату Гордеевну («Мандат» Н.Р. Эрдмана), Агафью Юрьевну («Молва» А.Д. Салынского), тётушку Сашико («Не бойся, мама!» Н.В. Думбадзе) и другие. «Здесь я получила полное творческое удовлетворение и никогда не жалела, что пришла в этот театр» – говорит актриса. В 1959 году состоялась ещё одна встреча Галины Кожакиной с кинематографом. Режиссёр Михаил Калатозов пригласил актрису на роль Веры в свой фильм «Неотправленное письмо». В сценарии ей было отведено большое пространство, она представала учительницей. К сожалению, многие натурные съёмки были испорчены, все деньги потрачены, поэтому роль актрисы была сокращена до эпизода. В течение фильма героиня Кожакиной всего несколько раз появляется на экране в воспоминаниях героя Иннокентия Смоктуновского. «У нас была очень весёлая и доброжелательная группа. Снимали почти всю картину в Дивногорске, на Енисее. Хоть у меня там и малюсенькая роль, но она оставила изумительные воспоминания» – говорит Галина Ивановна. Личная жизнь актрисы сложилась очень счастливо. По окончании ГИТИСа Галина Ивановна вышла замуж за своего педагога Платона Владимировича Лесли (1905–1972). А случилось это так. После последнего занятия Платон Владимирович попросил Кожакину задержаться. «Что-то мне не хочется с тобой расставаться» – сказал он ей. «И мне, Платон Владимирович, не хочется». «А давай не расставаться?» – предложил Лесли. «Давайте» – согласилась Галина. «Тогда я приеду в воскресение к твоей маме и папе». Он приехал к родителям Галины просить её руки. Маме Платон Владимирович очень понравился, а вот отцу – нет. Главной причиной было то, что Лесли был старше Кожакиной на девятнадцать лет. Но Галина уже твердо решила для себя, что станет его женой. Она осталась у Лесли. Позднее они поженились и прожили счастливо до серебряной свадьбы. Вскоре после этого Платона Владимировича не стало. С тех пор Галина Ивановна живёт одна и свято хранит преданность любимому супругу. В последние годы Галина Кожакина была занята только в одном спектакле Театра Российской армии – «Сердце не камень» А.Н. Островского. Для пожилой актрисы на этой сцене больше не находилось новых ролей. В 2011 году она ушла на заслуженный отдых. Фильмы и роли: 1948: «Драгоценные зерна» (Антонина Уварова); 1953: «Свадьба с приданым» (Люба Бубенчикова); 1959: «Неотправленное письмо» (Вера); 1986: «Орфей спускается в ад», тв (Ева).
|
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru