Кожакина Галина Ивановна

Kozhakina-2Кожакина Галина Ивановна
Заслуженная артистка РСФСР (1970)
Родилась 6 апреля 1925 года.

В 1948 году на экраны Советского Союза вышел фильм режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Драгоценные зерна», в котором рассказывалось о том, как молодую журналистку Тоню Уварову для подготовки дипломной работы направили в район, где она должна была самостоятельно выпустить несколько номеров газеты. В результате Тоня разоблачает председателя райисполкома Королева, который, в погоне за личной славой, становится на путь обмана государства. Тоня включается в работу колхоза и вместе с колхозниками участвует в борьбе за высокий урожай.

Фильм вышел на экраны в самом начале периода малокартинья, когда за год выпускалось всего несколько фильмов. «Драгоценные зерна» были хорошо приняты зрителем, тем более, что в фильме был задействован сильный актерский состав: Павел Кадочников, Василий Ванин, Петр Алейников, Ростислав Плятт, Олег Жаков. Среди этого созвездия не затерялась и юная дебютантка, студентка ГИТИСа Галя Кожакина.

Но настоящая известность пришла к актрисе только после премьеры фильма Татьяны Лукашевич «Свадьба с приданным», который был поставлен на основе знаменитого спектакля Театра сатиры в постановке Бориса Равенских. Веселая и задорная Люба Бубенчикова в исполнении Галины Кожакиной надолго осталась в памяти зрителей.

Получилось так, что имя Галины Кожакиной ассоциируется, прежде всего, именно с этим фильмом, хотя за плечами актрисы десятки ролей на сценах Театра сатиры и Театра Советской Армии, в котором актриса работает уже более пятидесяти лет. С годами Галина Ивановна не утеряла шарма и интереса к жизни, в ее глазах виден тот самый блеск и задор, который уже столько лет мы видим с экрана в глазах Любы Бубенчиковой из фильма «Свадьба с приданным».

Родилась Галина Ивановна в подмосковном Царицыно, в скромной рабочей семье. Папа был инженером по образованию, работал железнодорожником. Мама – домохозяйка, воспитывала двух дочерей, из которых Галя была старшей. В школе Галина училась хорошо, увлекалась литературой и драматургией. У ней был замечательный педагог по физике, который был страстным театралом. Например, для того, чтобы попасть в МХАТ на знаменитые «Дни Турбиных», он ехал на ночь в кассу театра, чтобы занять очередь за билетами. Свою безумную любовь к театру он привил и своим ученикам, организовав в школе драмкружок. В основном, ставили классику – «Ревизор», «Горе от ума» и другие пьесы. В результате из школы, где училась Галя, вышло тридцать восемь артистов. Среди них оказалась и Галина Кожакина.

По окончании школы перед Галиной стояло два выбора – поступать либо в театральный, либо в архитектурный. Решив, что архитектурный – заведение более серьезное, она выбрала последний. По дороге в институт она случайно встретила свою подругу, которая в тот момент уже была артисткой. «Ты куда поступаешь?» — спросила она Галю. «Я поступаю в архитектурный». «А как у тебя с математикой?». «Меня педагог всегда называл «березовое полено», я в математике не мастак». «Зачем же ты поступаешь в архитектурный? Иди в театральный». Подруга немножко позанималась с Галиной, и вскоре Кожакина пошла сдавать экзамены в ГИТИС. Весь репертуар для поступления Галине поставил режиссер Каплин, который тоже был выпускником той самой школы, где училась Кожакина. Вместе они подготовили басню «Ворона и лиса», которую Галина и прочитала на приемном экзамене. Дойдя до третьего тура, желая показать свою эрудицию, Кожакина решила сменить репертуар и прочитала басню американского баснописца Памбо «Нос и глаза». Присутствовавший на экзамене знаменитый актер МХАТа Орлов попросил прочитать Кожакину именно «Ворону и лису», так как слышал ее в исполнении Галины на первом туре. Это и сыграло окончательную роль в поступлении – Кожакина была зачислена. Училась она у очень хороших педагогов — Гейсли, Конского, Раевского. В дипломных спектаклях играла Анютку во «Власти тьмы» и Симу в «Старых друзьях».

Галина по-прежнему жила в Царицыно, а в институт ездила каждый день на электричке. В то время был жуткий голод, но студентам ГИТИСа давали продовольственные карточки, что помогало им продержаться. Начиная со второго курса, Галина стала получать сталинскую стипендию, которая тогда составляла 750 рублей.

Учась на последнем курсе, Галина была приглашена на пробы фильма «Драгоценные зерна». Через несколько дней Кожакина ехала на электричке в ГИТИС, в кармане у ней лежало пять рублей. Вдруг в вагон с протянутой рукой зашел старенький дедушка и попросил: «Миленькие, подайте на пропитание, я только что из тюрьмы вышел». Сжалившись над стариком, Галина отдала ему последнюю пятерку.

Стоило только Галине войти на порог института, как к ней сразу же подбежали однокурсницы: «Тебе звонили, тебя утвердили на роль! Срочно ехай и подписывай договор». «Наверное, дедушка был ангелом» — подумала Галина. Кожакину утвердили на главную роль, она подписала договор на 60 тысяч рублей. Тогда это была баснословная сумма. Фильм снимался в Ленинграде, где Галине пришлось прожить целый год во время съемок.

В 1947 году Галина Ивановна с отличием закончила ГИТИС и была приглашена во многие театры, включая МХАТ. Но Михаил Михайлович Тарханов дружески отсоветовал ей идти туда работать, объяснив это тем, что актрисы МХАТа за всю жизнь играют очень мало ролей. Вернувшись со съемок из Ленинграда, Кожакина была принята в Театр сатиры, в котором проработала восемь лет и сыграла восемь ролей, самой знаменитой из которых стала Люба Бубенчикова из «Свадьбы с приданным». Спектакль имел феноменальный успех. Галина Ивановна выходила в этой роли на сцену пятьсот раз. Она даже обувь сносила, так что пришлось сшить новую. В 1951 году, в числе других участников спектакля, Галина Ивановна получила Сталинскую премию за эту работу. Причем изначально ее не было в списке претендентов, она была включена позднее по личному распоряжению Сталина.

Однажды Театр сатиры был на гастролях в Саратове, играли спектакль «Свадебное путешествие». Кто-то из исполнителей предложил отойти от обычных трактовок ролей и сыграть все в стихах. И вот каждый перед выходом на сцену стал их сочинять, чтобы сыграть свою роль в стихах. В итоге выглядело все это ужасно. По окончании спектакля, когда артисты выходили на поклоны, у рампы собралась толпа зрителей, и все говорили в лицо актерам: «Халтурщики!». Вернувшись в Москву, Галина Ивановна твердо сказала себе: «Все, я ухожу из этого театра. Больше я не позволю отдавать жизнь на такое вот «искусство». В 1955 году Кожакина перешла в Центральный Театр Советской Армии, на сцене которого сыграла более семидесяти ролей. «Здесь я получила полное творческое удовлетворение и никогда не жалела, что пришла в этот театр» — говорит актриса.

В 1959 году состоялась еще одна встреча Галины Кожакиной с кинематографом. Режиссер Михаил Калатозов пригласил актрису на роль Веры в свой фильм «Неотправленное письмо». В сценарии это была большая роль, должны были состояться съемки в Москве, где героиня Кожакиной представала учительницей. К сожалению, многие натурные съемки были испорчены, все деньги потрачены, поэтому роль Кожакиной была сокращена до эпизода. В течение фильма героиня Кожакиной Вера несколько раз появляется на экране в воспоминаниях героя Иннокентия Смоктуновского. «У нас была очень веселая и доброжелательная группа. Снимали почти всю картину в Дивногорске, на Енисее. Хоть у меня там и малюсенькая роль, но она оставила изумительные воспоминания» — говорит Галина Ивановна.

Личная жизнь актрисы сложилась очень счастливо. По окончании ГИТИСа Галина Ивановна вышла замуж за своего педагога Платона Владимировича Лесли (1905-1972). А случилось это так. После последнего занятия Платон Владимирович попросил Кожакину задержаться. «Что-то мне не хочется с тобой расставаться» — сказал он ей. «И мне, Платон Владимирович, не хочется». «А давай не расставаться?» — предложил Лесли. «Давайте» — согласилась Галина. «Тогда я приеду в воскресение к твоей маме и папе». Он приехал к родителям Галины просить ее руки. Маме Платон Владимирович очень понравился, а вот отцу нет. Главной причиной было то, что Лесли был старше Кожакиной на девятнадцать лет. Но Галина уже твердо решила для себя, что станет его женой. Она осталась у Лесли. Позднее они поженились и прожили счастливо до серебряной свадьбы. Вскоре после этого Платона Владимировича не стало. Более тридцати лет Галина Ивановна живет одна и свято хранит преданность любимому супругу.

В последние годы Галина Кожакина была занята только в одном спектакле Театра Российской Армии – «Сердце не камень». Для пожилой актрисы на этой сцене больше не находилось новых ролей. В 2011 году она ушла на заслуженный отдых.

Фильмы и роли:

1948: «Драгоценные зерна» (Антонина Уварова); 1953: «Свадьба с приданым» (Люба Бубенчикова); 1959: «Неотправленное письмо» (Вера); 1986: «Орфей спускается в ад», тв (Ева).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru