Козлёнкова Клавдия ПрокофьевнаКозлёнкова Клавдия Прокофьевна Любому актеру в театре и кино хочется сыграть главную роль, но есть роли второго плана и эпизодические. К эпизодическим относятся роли соседей, родственников, друзей и врагов главных героев. Все они помогают полнее раскрыть образы и характеры главных действующих лиц. Клавдия Козлёнкова сыграла в своей актерской биографии большое количество подружек главных героинь, соседок, простых женщин, но самой своей любимой работой актриса считала роль няни в фильме «У истока дней». Играть простых людей не так просто, как кажется на первый взгляд. По одежде, по разговору, а также по взаимоотношениям с другими героями картины у зрителя создается образ данного персонажа. Здесь невозможно спрятаться за слова, за показ крупным планом лица актера, но при этом образ этого персонажа должен получиться цельным и живым. Клавдия Прокофьевна родилась 25 сентября 1926 года в деревне Красное Липецкой области, находящейся около станции Астапово (на которой умер Лев Толстой). Затем семья Козлёнковых переехала в Москву и жила на Сретенке. Именно там Клава и пошла в школу. С детства она увлекалась танцами, любила выступать на утренниках. Когда она училась в старших классах, началась Великая Отечественная война. Чтобы помочь фронту, Клавдия пошла работать на школьный комбинат – шила белье для солдат. Утром училась в школе, а по вечерам работала. В 1944 году ассистентка режиссера Леонида Лукова, случайно увидев Клаву на улице, пригласила ее на эпизодическую роль гимназистки в фильм «Это было в Донбассе». Так состоялся дебют Козлёнковой в кино. Надо сказать, что актерское искусство уже тогда завораживало Клавдию. Она была просто потрясена фильмом «Леди Гамильтон» и спектаклем «Онегин» (она видела почти все спектакли с Николаем Мордвиновым). Но, однако, окончив десятилетку, Козлёнкова поступила сначала в институт иностранных языков, где окончила только подготовительное отделение итальянского языка. В 1946 году Клавдия Козлёнкова стала студенткой Школы-студии МХАТ. Проучившись там два года, по разным причинам, оставила эту студию и поступила в Театральное училище им. Щукина. Еще учась в школе-студии, она играла главные роли в спектаклях «Мальва» и «Цыгане». Затем в Щукинском училище – драматические роли в спектаклях «Волки и овцы», «Тридцать серебреников» (роль Негритянки), «На дне» (роль Насти) и других. С большой любовью вспоминала актриса своих педагогов по училищу: Владимира Москвина, Марию Синельникову, Юрия Катина-Ярцева, Рубена Симонова и других. В 1952 году Клавдия Прокофьевна окончила театральное училище. Она мечтала играть в театре, поэтому пошла на показ в Театр имени Маяковского, где главным режиссером был Охлопков. После демонстрации отрывка из спектакля, она ушла, не узнав результата, а много позднее один из актеров этого театра ей сказал, что Николай Павлович согласился ее взять, но слова режиссера тогда никто молодой актрисе не передал. Далее Клавдия Козлёнкова некоторое время работала в Московском областном драматическом театре, но, так как этот театр, в основном, вел гастрольную деятельность по всему СССР, то Клавдия Прокофьевна решила оставить этот театр. С 1952 года она сначала работала по договорам на Киностудии имени Горького, а в 1964 году вошла в штат киностудии, где работала до 1990 года. С начала 1950-х годов Козлёнкова стала сниматься в кино. Это были как эпизоды, так и роли второго плана: подруга Даши («Кубанские казаки»), дама («Анна на шее»), медсестра («Верные друзья»), Тоня («Солдат Иван Бровкин и «Иван Бровкин на целине»), Нина («Стучись в любую дверь»), мать больной девочки («Колыбельная»), Тося («Простая история»), Маша («Командировка»), швея («Две жизни»), горничная («Тридцать три»), Авдотья («Тени исчезают в полдень»), Ульяна («Вечный зов»), Мария Степановна («Усатый нянь»), Фатима («Однажды 20 лет спустя»), гостья на свадьбе («Не могу сказать «прощай»), вахтерша («Приступить к ликвидации») и другие. В 1965 году Клавдия Козлёнкова снялась в главной роли – Галай в фильме «Удивительная сила». Ее героиня была прообразом Гагановой, героя социалистического труда, которая взяла отстающую бригаду и вывела ее в передовые. Постепенно ее героинями становятся матери: «Здравствуй, это я!» (мать Тони), «О чем молчала тайга» (мать Яшки), «День и вся жизнь» (мать Клавы), «Золотой шлем» (мать Архимеда), «Красиво жить не запретишь» (мать модельера Бодрова). Актерская невостребованность привела Клавдию Прокофьевну в группу дублирования иностранных картин, где ее обучал дубляжу режиссер Жано (муж актрисы Янины Жеймо). Первый опыт на этой площадке – озвучивание толпы, улицы, большого скопления народа. Это называется «гур-гур». Актеры должны были произносить нечленораздельные слова или бормотание с проскальзыванием отдельных ключевых фраз. Например, «пожар», «кража», «убийство» и т.д. Позднее актриса озвучивала французские, египетские, узбекские, польские и немецкие картины, в том числе главные роли в фильмах «Невеста», «Пианки», «Возвращение Мартина Гера» и других. В 1990 году молодой режиссер Сергей Голушкин пригласил Клавдию Прокофьевну в свой дипломный полнометражный фильм «У истока дней», который был снят по одноименному рассказу Ивана Бунина. Ее роль – няня, прообраз Арины Родионовны. С большой теплотой актриса вспоминала о съемочных днях, о своей роли, о том, как она помогала работать над образом молодой актрисе Нине Мужиковой, сыгравшей в фильме маму мальчика. Фильм «У истока дней» получился удачным. Он с успехом прошел на кинофестивалях в Лондоне, Париже, Берлине. За эту работу Клавдия Прокофьевна переживала больше всего, так как картина была положена на полку и незаслуженно забыта критиками и зрителями, более 15 лет ее не показывали ни по одному из телеканалов. Очень жаль, что фильм, который высоко оценили за границей, у нас не видел практически никто. К несчастью, режиссер фильма умер от рака крови. Вместе с его мамой Клавдия Прокофьевна пыталась пробить показ фильма на одном из телевизионных каналов, но безуспешно. Мама режиссера выпустила книгу, посвященную своему сыну, его стихам и единственной картине. Сергей Голушкин успел написать сценарий нового фильма, где на одну из главных ролей он планировал пригласить Клавдию Козлёнкову, но не сложилось… Не получилось у актрисы и сыграть роль геолога в фильме по сценарию своего мужа, писателя Евгения Павлихина. Они познакомились в 1966 году и вскоре поженились. Евгений Анатольевич в 1952 году окончил философский факультет МГУ, затем преподавал философию в Киргизском университете, институтах Пензы, Калуги, Обнинска, а с 1970 года – преподаватель философии Литературного института имени Горького. Павлихин – профессор, заслуженный работник культуры РСФСР, автор книг «Техническое решение», «Свой хлеб» и других. Евгений Анатольевич написал сценарий по своей повести, рассказывающий о геологах, где одну из главных ролей он прочил для своей музы – жены, но у киностудии не нашлось денег на съемку этой картины. Сын и внук Евгения Павлихина и Клавдии Козлёнковой выбрали другой путь, не связанный с искусством и философией. Их стихией стала физика. После распада СССР Клавдия Прокофьевна снялась в фильмах: «Луна-парк» (дворничиха), «Сочинение ко дню Победы» (участница парада), «Королева Марго» (хозяйка дома), «За что?» (подруга), «Альфонс» (продавщица папирос), «Дом» (соседка), «Не послать ли нам гонца» (местная жительница) и других. Клавдия Козлёнкова также снималась в рекламе фирмы «Домик в деревне». Она была первой бабушкой, которая сказала, что «Хорошо иметь домик в деревне». Похоронена Клавдия Козлёнкова на Химкинском кладбище. Марина Кравченко Фильмы и роли: 1945: «Это было в Донбассе» (гимназистка); 1949: «Кубанские казаки» (подруга Даши); 1954: «Анна на шее» (дама), «Верные друзья» (медсестра), «Чемпион мира» (колхозница); 1955: «Княжна Мери» (служанка), «Солдат Иван Бровкин» (Тоня); 1956: «Разные судьбы» (девушка в общежитии); 1957: «Екатерина Воронина» (работница порта); 1958: «Иван Бровкин на целине» (Тоня, подруга Любаши), «Стучись в любую дверь» (Нина); 1960: «Бессонная ночь» (работница ЗАГСа), «Колыбельная» (мать больной девочки), «Конец старой Березовки» (рабочая на стройке), «Простая история» (Тося); 1961: «Две жизни» (швея), «Командировка» (Тося); 1964: «Морозко» (крестьянка); 1965: «Ваш сын и брат» (медсестра), «Здравствуй, это я!» (мать Тони), «О чем молчала тайга» (мать Яшки), «Тридцать три» (горничная); 1967: «Маленький беглец» (эп.), «Огонь, вода и… медные трубы» (ведьма), «Спасите утопающего» (соседка); 1968: «Деревенский детектив» (колхозница), «Наши знакомые» (член комиссии); 1969: «День и вся жизнь» (рабочая), «Странные люди» (Клава); 1971: «Тени исчезают в полдень», тв (Авдотья); 1972: «Красно солнышко», тв (колхозница), «Сибирячка» (секретарь бюро райкома); 1973: «Великие голодранцы» (баба), «Письмо из юности» (Глаша), «Юнга Северного Флота» (Юдина); 1974: «Анискин и Фантомас», тв (Степанида), «Вечный зов», тв (Ульяна), «Закрытие сезона» (мама «Архимеда»), «Осенние грозы», тв (Лукерья); 1976: «Предательница» (учительница физкультуры); 1977: «Личное счастье», тв (секретарша), «Поединок в тайге» (женщина с детьми), «Саяны шумят», к/м (жена стрелочника), «Усатый нянь» (Мария Степановна), «Хомут для Маркиза» (женщина в очереди); 1978: «И снова Анискин», тв (Степанида), «Ссыльный № 011» (Василина), «Уроки французского», тв (молочница); 1980: «Ледяная внучка» (эп.), «Однажды двадцать лет спустя» (Ратима), «Полет с космонавтом» (доярка); 1981: «Карнавал» (пассажирка метро), «Мы жили по соседству» (доярка), «Мы, нижеподписавшиеся», тв (Клава), «Танкодром», тв (мать Сергея Кольцова); 1982: «Красиво жить не запретишь» (мать модельера Бодрова), «Не могу сказать “прощай”» (гостья на свадьбе), «Однолюбы» (доярка), «Частная жизнь» (эп.); 1983: «Признать виновным» (Клавдия, парикмахерша), «Приступить к ликвидации» (вахтерша); 1984: «Вера. Надежда. Любовь» (Ольга Васильевна); 1985: «Битва за Москву» (женщина в толпе), «Возвращение Будулая», тв (Мария); 1986: «Алый камень» (женщина у колодца), «Приближение к будущему» (эп.); 1988: «Воскресенье, половина седьмого», тв (мать Толика), «Француз» (соседка); 1989: «Вход в лабиринт», тв (дворничиха Кашина), «Женщины, которым повезло», тв (соседка Анастасии); 1990: «Охота на сутенера» (мастер по ремонту квартир), «У истока дней» (няня); 1991: «Непредвиденные визиты», тв (билетерша в театре), «Семнадцать левых сапог», тв (подруга Марьи), «Шоу-бой» (буфетчица); 1992: «Луна-парк» (дворничиха), «Черный квадрат» (соседка Саши); 1993: «Альфонс» (продавщица папирос); 1995: «Дом», тв (соседка), «На углу, у Патриарших», тв (Ольга Владимировна, мама задержанного с гранатами); 1996: «Королева Марго», тв (хозяйка дома); 1997-2002: «Самозванцы», тв (жительница поселка); 1998: «Не послать ли нам…гонца?» (местная жительница), «Сочинение ко Дню Победы» (участница парада); 2001: «Черемушки», тв (роль); 2003: «Ангел на дорогах», тв (бабушка на лавочке). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru