Кранерт Георгий НиколаевичКранерт Георгий (Юрий) Николаевич Георгий Кранерт родился в Минске в семье театральных актёров Николая Васильевича Кранерта (Извольского; 1865–1931 или 1934) и Евгении Леонидовны Кранерт (Дрыжаковой, Самсоновой; 1881–1943 или 1944). С детства впитавший запах сцены, он влюбился в театр, однако стал служить ему не сразу, поскольку нужно было пройти необходимые в начале жизни этапы. По окончании в 1918 году Новгородского реального училища, шестнадцатилетним подростком Георгий поступил в ряды Красной армии. Служил переписчиком отдельной части штаба 45-го отдельного пехотного полка железнодорожной обороны в Новгороде, затем – в Старой Руссе и Петрограде, заведовал клубом, выступал в качестве режиссёра. Демобилизовавшись в 1921 году, поступил на сцену театра Отдела народного образования, в его составе гастролировал в Новгороде, Вытегре, Порхове, Дне, Старой Руссе. В 1924 году снова призвался в РККА, служил писарем 1-й отдельной центральной авиаэскадрильи. После окончательной демобилизации в 1926 году Георгий Кранерт целиком посвятил себя актёрской профессии. Один сезон играл на сцене театра города Великий Устюг, затем переехал в Ленинград, став учащимся драматической студии под руководством Юрия Михайловича Юрьева при Ленинградском академическом театре драмы. Параллельно учёбе участвовал в постановках театра Санпросвета при Ленинградском горздравотделе. Окончив студию в 1929-м, вернулся в качестве актёра и режиссёра в театр Отдела народного образования, гастролировал с ним в Вологде, Пскове, Боровичах. В 1931 году Георгий Кранерт был приглашён в труппу Ленинградского ТЮЗа, откуда после четырёх сезонов перешёл в Ленинградский Новый ТЮЗ. На этой сцене сыграл свои первые значимые роли: Мнишека («Борис Годунов» А.С. Пушкина), Короля («Снежная королева» Е.Л. Шварца), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского) и другие. В 1936 году Георгий Кранерт впервые появился на экране в образе императора Александра I в фильме «Юность поэта» Абрама Народицкого, посвящённого юношеским годам А.С. Пушкина. Роль была небольшая, но довольно выразительная, после которой на актёра обратили внимание другие режиссёры. В 1937-м в эксцентричной манере Кранертом был сыгран черносотенец В.М. Пуришкевич в «Возвращении Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Затем последовали небольшие появления в фильмах «Огненные годы» и «Четвёртый перископ», в которых артист снова использовал характерные интонации. Однако кино не смогло переманить Кранерта в свои ряды. Сцена оставалась его главным призванием, и он был ей верен до конца своих дней. В период Великой Отечественной войны Георгий Кранерт, помимо работы в театре, выступал в составе фронтовых бригад в Ленинграде и на Волховском фронте. В сентябре 1945 года, после объединения Ленинградского Нового ТЮЗа с Ленинградским драматическим театром (с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), вошёл в его труппу, был активно задействован в репертуаре, играя чаще всего представительных иностранцев и характерные роли. Среди них: Кросби («За вторым фронтом» В.Н. Собко), генерал Пущин («Александр Пушкин» Д. Дэля), Жозеф Пли («Битва за жизнь» М.Г. Волиной и Е. Шатровой), Максуэлл («Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо), Заплатин («В лесах» П.И. Мельникова), судья («Домоклов меч» Н. Хикмета), Зубарев и Михаил Тарасович Боев («Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Рогайцев («Моя фирма» С.А. Лунгина и И.И. Нусинова), Хольц («Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика), Богоявленский («Светите, звёзды» И.К. Микитенко), Бионделло («Укрощение строптивой» В. Шекспира), капитан («Дон Сезар де Базан» Ф. Дюманура и А. Д’Эннери), Пичман («Жизнь начинается снова» В.Н. Собко) и другие. Помимо актёрской деятельности Григорий Кранерт занимался режиссурой в подведомственных Областному комитету искусств театрах: Новом колхозном, комедии и сатиры, а также в драматической студии Дома культуры имени 1-ой Пятилетки; руководил самодеятельностью в Доме культуры имени С.М. Кирова, Доме культуры имени В.П. Капранова, клубе МВД, преподавал в Ленинградском театральном институте. Выступал на эстраде. Был женат на Елене Николаевне Боржик, в 1930–1940-е гг. работавшей кладовщицей в Ленинградском Новом ТЮЗе. Фильмы и роли: 1936: «Юность поэта» (Александр I); 1937: «Возвращение Максима» (Пуришкевич); 1939: «Огненные годы» (капитан), «Четвертый перископ» (Куронт, владелец яхты); 1942: «Оборона Царицына», 1-я серия (военспец); 1956: «Медовый месяц» (председатель комиссии); 1957: «Дон Сезар де Базан» (капитан). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru