Кравченко Галина Сергеевна

KravchenkoG1Кравченко Галина Сергеевна

Заслуженная артистка РСФСР (1980)

Родилась 29 января (11 февраля) 1904 года.
Умерла 5 марта 1996 года.

Биография Галины Кравченко очень интересная и может послужить сюжетом для целого фильма или сериала. Мать актрисы Александра Ивановна (1883–1952), уроженка Уржума, вышла из многодетной семьи, будучи одиннадцатым ребёнком. Отец, по национальности украинец, служил инспектором судоходства на Волге. После женитьбы он перевёз свою супругу в Казань, где и появилась на свет Галина. В своих документах она указывала целых три даты рождения. Изначально везде значился 1905 год, потом он был исправлен на 1904-й, а в анкете 1930-х гг. я обнаружил ещё более ранний – 1903 год. Вероятно, он и является правильным.

Жили её родители хорошо, вполне обеспеченно, даже могли себе позволить поездку в Париж. Тем не менее, брак их оказался непрочным – через два года они расстались. Александра Ивановна с дочерью переехала в Москву, где вскоре вышла замуж вторично. В столице она работала в Народном комиссариате продовольствия СССР (Наркомпроде), а в поздние годы – массажисткой.

Галина с шести лет была отдана в элитную женскую гимназию святой Екатерины, которая после революции 1917 года была объединена с мужской гимназией святого Филиппа. Там она познакомилась с будущим корифеем балета Асафом Мессерером, «заразилась» от него искусством танца и вместе с ним стала заниматься в студии знаменитого балетмейстера Михаила Мордкина, затем – в студии А.М. Шаломытовой у Веры Ильиничны Мосоловой и театрально-хореографическом училище при Большом театре по классу Александра Алексеевича Горского. Окончив последнее в 1922 году, Галина в качестве артистки балета была принята в труппу Оперы С.И. Зимина, танцевала в оперных спектаклях, исполняла одну из центральных партий в балете «Фея кукол» Р. Бауэра. Одновременно Кравченко стала студенткой первого набора Государственной школы кинематографии (будущего ВГИКа). Несколько лет учёбу там она совмещала с занятиями в хореографическом училище и работой у Зимина (они находились недалеко друг от друга), но, когда киношкола переехала в новое здание, пришлось выбирать между балетом и кино. Молодая балерина выбрала экранное искусство и никогда об этом не жалела.

Учёба в Государственной школе кинематографии (с 1923 года – Государственный техникум кинематографии – ГТК) в то время была делом непростым, поскольку ещё отсутствовали элементарные условия для комфортного обучения: не было отопления, необходимого для занятий оборудования и т.п. Но всё это не останавливало первых студентов, поскольку ими двигал энтузиазм и большое стремление освоить все премудрости молодого искусства. Они учились всему, что могло им пригодиться в профессии. Например, ездили верхом на лошади и даже занимались боксом. Основным мастером на их курсе был Василий Сергеевич Ильин, первый ректор ГТК, один из авторов проекта о национализации кинофотопромышленности.

Галина Кравченко училась вместе с Андреем Андреевичем Файтом (1903–1976), за которого впоследствии вышла замуж. Они много времени проводили на занятиях, поэтому в их сближении не было ничего удивительного. В 1927 году они получили дипломы о профессиональном актёрском образовании, но сниматься начали задолго до этого момента. Кравченко впервые появилась на экране ещё в 1924 году в эпизоде фильма Якова Протазанова «Аэлита». Потом у неё были более крупные работы в картинах «В угаре НЭПа» (Галина Веселовская) и «Лесная быль» (Ванда).

К 1927 году Галина Кравченко уже была опытной киноактрисой. По распределению она попала в штат кинофабрики «Межрабпомфильм», в составе которой продолжила активно сниматься. На рубеже конца 1920-х – начала 1930-х гг. она была постоянно востребована и легко преодолела переход от немого кино к звуковому. В тот период она сыграла Елену фон Брандт в «Булат Батыре», Наташу в «Солистке его величества», Сесиль в «Альбидуме», мадемуазель Брио в «Весёлой канарейке», Жанну Омер де Гелль в «Кавказском пленнике», Олесю в «Первом взводе», Аннабель Адамс в «Великом утешителе». В основном, представительниц благородного происхождения.

1930-е годы разделили жизнь Галины Кравченко на до и после. В конце 1929 года, будучи в гостях у кинорежиссёра Владимира Шнейдерова, она познакомилась с лётчиком Александром Каменевым, старшим сыном известного партийного деятеля Льва Борисовича Каменева. У молодых людей случился роман, закончившийся свадьбой (с Андреем Файтом Кравченко уже была в разводе). После этого на протяжении четырёх лет Галину ждало счастливое время, наполненное яркими впечатлениями и событиями. В тот период она имела возможность общаться со многими видными деятели искусства и культуры, государственными деятелями, среди которых были Григорий Александров, Леонид Утёсов, Максим Горький, Анатолий Луначарский, Александрой Коллонтай, Фридрих Эрмлер и другие. Все они были гостями Льва Каменева.

В 1931 году Кравченко родила сына Виталия, который стал любимцем всей семьи. Тогда никто из них не подозревал, что проживает свои последние годы. Причиной этому стала дружба с Сергеем Мироновичем Кировым, часто бывавшим у них в доме. После его убийства в декабре 1934 года первым поплатился за это Лев Каменев. Следом за ним, в марте 1935-го, взяли его сына Александра, мужа Галины. Замкнула эту цепочку супруга Каменева – Ольга Давидовна. Всех их, в итоге, расстреляли. Кравченко с сыном Виталием выселили из шикарной квартиры в доме партработников на Манежной улице, а все друзья и знакомые разом от них отвернулись. Молодой матери с совсем ещё маленьким сыном пришлось адаптироваться к новым реалиям. Её саму тоже арестовывали. Она провела двенадцать дней в камере-одиночке на Шпалерной, в Ленинграде, но, счастью, была освобождена после объявленной голодовки.

В связи со всеми вышеприведёнными событиями в творческой жизни Галины Кравченко наступил кризис. Несмотря на то, что она по-прежнему числилась в штате «Межрабпомфильма», режиссёры боялись приглашать её в свои картины. Только лишь Николай Константинович Санишвили (1902–1995) не испугался поддержать опальную актрису. В 1935 году он снял её в своём фильме «Сердце гор», который, в итоге, не был завершён. Впоследствии Санишвили и Кравченко сблизились, поженились, а в мае 1937 года у них родилась дочь Карина.

В 1936 году «Межрабпомфильм» был ликвидирован, и Галина Кравченко была переведена в штат «Мосфильма». Изредка она, всё же, снималась, но её имя не указывалось в титрах. Так в комедии Константина Юдина «Девушка с характером» Кравченко сыграла эпизодическую роль мамы потерявшегося мальчика, а в картине «Суворов» Всеволода Пудовкина, где ассистентом режиссёра работал её муж, появилась в образе Лопухиной.

В 1940 году Санишвили перевёз свою семью в Тбилиси, где они провели фактически весь период Великой Отечественной войны. Там Галина Сергеевна состояла в штате Тбилисской киностудии и, параллельно, играла роль Галины в пьесе «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Каца на сцене Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Когда же они реэвакуировалась обратно в Москву, то в июле 1945 года она была принята в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), участвовала в спектаклях: «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Кукарникова), «Острове мира» Е.П. Петрова (миссис Симпсон), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (Анна Васильевна), «Сверстники» А.В. Спешнева (Стебельцова), «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому (Москалёва).

В июне 1951 года Галину Кравченко ожидало новое испытание – арест сына Виталия. Расстрела его отца МГБ показалось мало, поэтому оно решило поквитаться и с его сыном. Ему дали двадцать пять лет высылки в Новосибирскую область, но, благодаря хлопотам матери, его перевели в Караганду, где он заразился красной волчанкой, не смог её вылечить и умер в возрасте тридцати четырёх лет. Конечно, для Кравченко это стало настоящей трагедией, но она снесла и этот удар судьбы. Актриса уже была немолода и прекрасно осознавала, что лучшие её годы позади, поэтому принимала действительность такой, какой она была. Ещё до кончины сына в июле 1959 года Галина Сергеевна вышла на заслуженный отдых, получила персональную пенсию, но не сидела, сложа руки, а сама находила себе занятия. Например, вела шефскую работу в калининской школе № 26, состояла в активе Комитета советских женщин по странам Африки и Азии, занималась литературной деятельностью. В издательстве «Искусство» в 1971 году была издана её автобиографическая книга «Мозаика прошлого», в которой она подробно рассказала о начале своего творческого пути. Также Галина Кравченко любила путешествовать, выезжала в туристические поездки в Болгарию, Венгрию и ГДР.

Галина Кравченко прожила долгую жизнь в кинематографе. Начав сниматься в 1924 году, она окончила актёрскую карьеру в 1983-м в эпизодической роли Варвары Ивановны в картине Эмиля Лотяну «Анна Павлова». На телеэкране же актриса в последний раз появилась в начале 1990-х годов в телевизионном цикле «Иллюзион» с воспоминаниями о съёмках в фильме Льва Кулешова «Великий утешитель».

Галина Сергеевна пережила сына на тридцать лет и упокоилась в одной могиле с ним и своей матерью на Ваганьковском кладбище.

Дочь актрисы Карина Шмаринова тоже пыталась строить актёрскую карьеру, но сыграла только одну заметную роль в фильме Исидора Анненского «Княжна Мери» и затем исчезла с экранов, посвятив себя семье.

Фильмы и роли:

1924: «Аэлита» (девушка на балу), «Банда батьки Кныша» (красноармеец), «В угаре НЭПа» (Галина Веселовская), «Папиросница от Моссельпрома» (киноактриса); 1925: «Медвежья свадьба» (подруга графини); 1926: «Лесная быль» (Ванда); 1927: «Булат-Батыр» (Елена фон Брандт), «Солистка его величества» (Наташа Некрасова); 1928: «Альбидум» (Сесиль), «Кукла с миллионами» (Бланш), «Свои и чужие» (Катька); 1929: «Весёлая канарейка» (Брио), «Комета» (Зейнаб-Хаят); 1930: «Кавказский пленник» (Жанна Омер де Гелль); 1933: «Великий утешитель» (Анабель), «Жить» (актриса), «Первый взвод» (Олеся, сестра поручика Керенко); 1934: «Кража зрения» (Клавдия Викторовна); 1935: «Путь корабля» (женщина в сарафане), «Сердце гор», не завершён (Дэси); 1937: «Одновременная стоянка», к/м, ВГИК (Тельма); 1939: «Воздушная почта» («Аэропочта», фильм С.П. Комарова) (жена профессора Виноградова), «Девушка с характером» (мама Вовочки); 1940: «Суворов» (Лопухина); 1941: «В кукольной стране» (мама), «В сторожевой будке» (Оксана); 1957: «Новый аттракцион» (работница почты); 1958: «Капитан первого ранга» (дама); 1959: «Исправленному верить» (мать Зои); 1960: «Первое свидание» (мать Алексея); 1961: «В начале века» (Плеханова), «Две жизни» (Вырубова); 1966: «Война и мир» (княгиня Карагина), «Девочка на шаре» (бабушка), «Душечка», тв (Анна Сергеевна); 1970: «Карусель», тв (покупательница); 1971: «Молодые» (Клавдия Ивановна); 1972: «Комитет 19-ти» (американка); 1973: «Капля в море» (бабушка Мики); 1976: «Всё дело в брате» (член приемной комиссии); 1978: «Мятежная баррикада» (дама в трауре); 1979: «Алые погоны», тв (эп.), «Взлёт» (учительница); 1980: «Тайна Эдвина Друда», тв (миссис Криспаркл); 1981: «34-й скорый» (дама с собачкой); 1982: «Мать Мария» (Макарова); 1983: «Анна Павлова» (Варвара Ивановна).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru