Куликов Георгий Иванович

КуликовКуликов Георгий Иванович
Заслуженный артист РСФСР (1967)
Родился 9 июня 1924 года.
Умер 24 декабря 1995 года.

В отечественном кинематографе было немного актёров, которые ассоциировались у зрителей исключительно с понятиями «доброта», «интеллигентность», «благородство». Георгий Куликов был как раз из их числа. Его невозможно представить иным – грубым, агрессивным, пошлым. Эти определения никоим образом к нему не применимы. Его человеческая натура, в которой преобладали все вышеперечисленные положительные качества, зеркально отражалась на исполняемых им героях, вследствие чего роли, сыгранные Куликовым, отличались особенным своеобразием, индивидуальными актёрскими нюансами. И даже если в отдельных работах и проявлялись какие-либо отрицательные краски, то этого требовали исключительно поставленные перед Куликовым актёрские задачи, с которыми он всегда блистательно справлялся.

Так из чего же сложилась актёрская индивидуальность Куликова? Каким образом он смог вырасти в исключительно тонкого и интеллигентного артиста? Как мне кажется, это во многом зависело от его семьи, не имевшей никакого отношения к искусству. Его отец, инженер по образованию, умер, когда сыну не было и трёх лет. Мать Мария Михайловна вскоре вторично вышла замуж и родила ещё одного ребёнка. Отчим, которого Георгий долгое время считал своим отцом, уделял ему много внимания, научил читать и писать, поэтому, когда мальчик пошёл в школу, учёба не доставила ему больших трудностей.

Георгий любил устраивать домашние концерты: стоя на стуле перед своими родными, читал наизусть стихи и пел песни. Видимо, эти ранние артистические опыты и повлияли в дальнейшем на его стремление к актёрству. И чем старше он становился, тем всё сильнее укреплялось его желание. Георгий стал постоянным участником школьной самодеятельности и даже немного поработал в цирке, но после того, когда с одним из мальчиков, с которым он выступал, произошёл несчастный случай, родители запретили ему выходить на манеж.

Наступившая война застала Георгия Куликова на пороге перехода в 10 класс. Он, как и большинство его сверстников, не смог остаться в стороне от происходивших вокруг событий. Желая быть полезным, летом 1941 года он устроился сначала трактористом в МТС, затем до ноября работал сварщиком на заводе № 189. Но даже в то тяжёлое время мечта о сцене не оставляла молодого человека. Он попытался устроиться статистом в Московский областной драматический театр, но, попав за кулисы, был разочарован: всё там выглядело не так, как ему представлялось. Работа во вспомогательных составах следующих коллективов – Театра имени Ленсовета и Театра Революции, пришлась ему по душе, и, может быть, позволила бы подольше в них задержаться, но у него не было закончено среднее образование, поэтому для этой цели Георгию пришлось вернуться в школьные стены. Параллельно он продолжал заниматься в студии художественного слова и драматической студии, брал частные уроки у артиста Малого театра Николая Николаевича Рыбникова. Всё это, в итоге, позволило Георгию Куликову поступить на актёрский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина на курс Константина Александровича Зубова и окончить его в 1946 году.

Ещё будучи студентом Куликов был зачислен во вспомогательный состав Малого театра, выходил на его сцену в эпизодических ролях, а после получения диплома об актёрском образовании зачислен в основную труппу, в которой оставался до конца жизни. Здесь Георгий Иванович сформировался в интересного разнопланового артиста, игре которого были свойственны мягкость, интеллигентность, ироничность. Его герои подчас были скромными и застенчивыми, но вместе с тем проявляли силу характера и твёрдость убеждений. Среди ранних работ Георгия Куликова на сцене Малого театра: Влас («Волки и овцы» А.Н. Островского), Дон Антонио и Маркиз де Санта Круз («Рюи Блаз» В. Гюго), Христофоров и генерал Фок («Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова), де Бонфон («Евгения Гранде» О. де Бальзака), Росс («Макбет» В. Шекспира) и другие.

Новая полоса в творчестве Георгия Ивановича началась после прихода в Малый театр режиссёра Леонида Варпаховского, в спектаклях которого он сыграл одни из лучших своих ролей: Терёхина в «Палате» С. Алёшина, Владимира Николаевича в «Главной роли» С. Алёшина, Максимова в «Дипломате» С. Алёшина, Жоржа Рено в «Путешествии без багажа» Ж. Ануя, Савельева в «Так и будет» К. Симонова. Эти работы вывели Георгия Куликова в число ведущих артистов Малого театра, что позволило ему позднее создать не менее яркие образы: Штейница («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Павла Русу («Птицы нашей молодости» И. Друцэ), Лукашова («Летние прогулки» А. Салынского), Рудкевича («Признание» С. Дангулова), герцога Альбанского («Король Лир» В. Шекспира), Кюре («Мамуре» Ж. Сармана), Лопатина («Выбор» Ю. Бондарева), Зубова («Фома Гордеев» М. Горького), князя Абрезкова («Живой труп» Л. Толстого), Фёдора Романова («Царь Борис» А.К. Толстого).

В кино Георгий Куликов активно снимался с 1955 года, где так же, как и в театре, играл, в основном, скромных интеллигентных героев, которым были свойственны застенчивость, порядочность, благородство манер и стремлений. Среди его лучших работ на экране: Костя («Урок жизни»), Алексей («Обыкновенный человек»), Гущин («Случай на шахте восемь»), Митя («Чистое небо»), Лекарев («Человек, который сомневается»), Дудаков («Дачники»), В.Д. Бонч-Бруевич («Шестое июля»), Иван Павлович Кораблёв («Два капитана»).

Помимо работы в театре и кино Георгий Куликов много работал на радио. Занимался литературной деятельностью, написал две пьесы, которые так и не увидели воплощения на театральной сцене. Попробовал свои силы в педагогике: с 1971 по 1978 годы преподавал в Театральном училище имени М.С. Щепкина.

Георгий Куликов был дважды женат. От первого брака у него родился сын Сергей. Вторая его супруга – актриса Галина Григорьевна Микшун, с которой он вместе служил в Малом театре. По её словам, Георгий Иванович в молодости был открытым общительным человеком, но с возрастом стал более замкнутым, уделявшим больше внимания дому и семье.

Георгий Иванович принадлежал к редкому типу артистов, которые в жизни были похожи на своих экранных и сценических героев. Часто играя положительных персонажей с полным набором соответствующих качеств, он чуть ли не сам был их прототипом. В итоге, в наследие сегодняшним и будущим зрителям остались созданные актёром образы благородных положительных героев, которых сегодня уже нечасто встретишь в современном мире.

Фильмы и роли:

1952: «Волки и овцы» (эп.); 1955: «Урок жизни» (Костя); 1956: «Карнавальная ночь» (Усиков), «Обыкновенный человек» (Алексей); 1957: «Девушка без адреса» (Юрий Александрович, художник дома моделей), «Летят журавли» (Кузьмин), «Пигмалион» (прохожий), «Случай на шахте восемь» (Гущин); 1960: «Прыжок на заре» (подполковник Лесун), «Трижды воскресший» (Аркадий); 1961: «Человек ниоткуда» (помощник режиссера), «Чистое небо» (Митя); 1962: «Серый волк» (Федор Стекольников); 1963: «Живые и мертвые» (комдив), «Им покоряется небо» (Виталий Евгеньевич), «Человек, который сомневается» (Лекарев), «Это случилось в милиции» (врач); 1964: «Порт-Артур», тв (генерал Фок); 1965: «Двадцать лет спустя» (Семен), «На завтрашней улице» (Большаков); 1966: «Дачники» (Дудаков), «В город пришла беда», тв (Георгий Иванович), «Королевская регата» («Нильсбор»); 1967: «Случай в гостинице», тв (профессор), «Штрихи к портрету. Полтора часа в кабинете Ленина», тв (член Совнаркома); 1968: «Беглец из «Янтарного» (конструктор), «Гроза над Белой» (Георгий Петрович), «Гуля Королева», тв (отец), «Шестое июля» (В.Д. Бонч-Бруевич); 1969: «Тоска», к/м (военный), «Сердце Бонивура», тв (Паркер), «Солдаты в синих шинелях», тв (Головкин), «Я его невеста» (отец Вали Кудрявцевой); 1970: «Поезд в завтрашний день» (В.Д. Бонч-Бруевич), «Угол падения» (Илья Благовидов); 1971: «Старики-разбойники» (сотрудник технического отдела); 1972: «Былое и думы», тв (Хомяков), «Ижорский батальон» (учитель), «Укрощение огня» (Шаров), «Школьный спектакль», тв (Андрей Данилович, учитель литературы); 1973: «Быть человеком», тв (Рублев), «Дела сердечные» (Сергеев), «Как закалялась сталь», тв (председатель железнодорожного лесного комитета), «Назначение», тв (Туликов), «Так и будет», тв (Дмитрий Иванович Савельев), «Товарищ генерал» (начальник Генерального штаба); 1974: «Перед заходом солнца», тв (Штейниц), «Юркины рассветы», тв (Ищенко); 1976: «Вы мне писали» (Александр Иванович, отец Нины), «Два капитана», тв (Кораблев), «Солнце, снова солнце» (эп.), «Ярмарка тщеславия», тв (генерал Тафтон); 1977: «Знак вечности» (Буданцев), «Четвертая высота» (врач); 1979: «Удивительные приключения Дениса Кораблева», тв (руководитель выставки птиц); 1981: «Дочь командира» (Лопаткин), «Любовь Яровая», тв (Горностаев); 1982: «Бой на перекрестке», тв (В.Д. Бонч-Бруевич), «Летние прогулки», тв (Лукашов); 1983: «Признать виновным» (директор школы); 1985: «Любимец публики» (доктор), «Несмотря на преклонный возраст», тв (Колданов), «Перед самим собой», тв (учитель музыки); 1986: «Женитьба Бальзаминова», тв (Нил Борисович), «Мой любимый клоун», тв (Дим Димыч); 1987: «Возвращение», тв (роль), «Следствие ведут знатоки. Бумеранг», тв (Никитин Николай Митрофанович, свидетель-академик); 1990: «Аферисты» (пенсионер); 1995: «Арктур – гончий пес», тв (доктор).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru