Кузнецов Анатолий ИвановичКузнецов Анатолий Иванович Анатолий Кузнецов родился в Санкт-Петербурге. Его отец Иван Васильевич Кузнецов (1879–1941), уроженец деревни Малое Никитино Тверской губернии, не имел никакого образования, самоучкой достиг квалификации мастера-механика. В 1915 году он заявил патент на своё изобретение – автосвечу «Россия», которую изготавливал в собственной кустарной мастерской. Позднее, вместе с новыми изобретёнными им авто- и авиасвечами, она массово выпускалась на Ленинградском трубочном заводе № 4 имени М.И. Калинина и на заводе «Автопромторг», где Иван Васильевич состоял во главе производства. Мать Аграфена Егоровна Кузнецова (в девичестве – Мушникова; 1887–не ранее 1953) занималась домашним хозяйством и воспитанием шестерых детей, из которых Анатолий был самым старшим. В 1913 году Анатолий Кузнецов поступил в начальное городское училище, а в 1923-м окончил 101-ю единую трудовую школу Володарского района. Сразу после этого, в октябре того же года, он поступил спортинструктором в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Ленинградском трубочном заводе «Красная звезда», а после его ликвидации в начале 1924 года перешёл в качестве станочника на трубочный завод № 4 имени М.И. Калинина, где трудился его отец. Не отрываясь от производства, Кузнецов стал заниматься в вечерней театральной мастерской Ленинградского Пролеткульта. Когда обучение в ней подошло к концу, в октябре 1925 года Анатолий Иванович оставил завод и полностью посвятил себя актёрской деятельности. Молодой артист вошёл в состав 1-го рабочего театра Ленинградского Пролеткульта, который в 1920-е годы был довольно известным коллективом. Там им были сыграны: Джон Клопс («Обезьяний суд» Д. Богомолова), Михельс Тильк («В ряды» А.Н. Афиногенова), Шелаев («Шлак» В.П. Державина), Гнеш («Бомбей» Эс-Хабиба-Вафы), Степан («Поэма о топоре» Н.Ф. Погодина) и другие роли. В апреле 1932 года по постановлению ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» Пролеткульт был ликвидирован, а его творческий состав передан под опеку профсоюзов. Анатолий Кузнецов получил перевод в труппу Театра имени ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов), который в 1936-м объединился с Театром актёрского мастерства под руководством Л.С. Вивьена и стал именоваться Реалистическим театром. В эти годы Кузнецовым был сыгран ряд интересных, разноплановых ролей, среди которых: Морозко в «Разгроме» А.А. Фадеева, Тихон в «Грозе» А.Н. Островского, Давыдов в инсценировке «Поднятой целины» М.А. Шолохова, Кобза в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука, Живновский в «Смерти Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Очерет в «Славе» В.М. Гусева, Бубнов в «На дне» М. Горького, Нил в «Мещанах» М. Горького. В 1938 году Реалистический театр, в котором служил Анатолий Кузнецов, вновь подвергся реорганизации. Его объединили с Новым театром, который с 1953 года стал называться Театром имени Ленсовета. Здесь Анатолий Иванович занял положение одного из ведущих артистов и ответственных работников, на которого полагались в трудных условиях. Когда в 1940 году по заданию политуправления РККА Новый театр в полном составе выехал обслуживать части Дальневосточного фронта, Забайкальского Военного Округа и Тихоокеанского Военно-Морского флота, Кузнецов по поручению дирекции театра возглавил художественное руководство специальной бригадой артистов по обслуживанию самых отдалённых уголков дальневосточного края. В этом качестве он работал до самого начала войны, которая сразу внесла коррективы в деятельность театра. До осени 1943-го весь коллектив оставался на Дальнем Востоке, потом переместился на Урал, в Нижний Тагил, для обслуживания металлургов и танкостроителей. Там в июле 1944 года Анатолий Кузнецов снова получил ответственное задание – возглавил фронтовую бригаду артистов, в течение трёх месяцев выступавшую перед бойцами 2-го Белорусского фронта в период летних наступательных боёв. Осенью 1945 года Новый театр вернулся в Ленинград. До этого, в апреле 1944 года, Анатолий Иванович вступил в ряды КПСС, стал вести большую общественную работу. В 1946-м он избирался секретарём партийной организации театра, затем состоял в партбюро, был председателем месткома и членом художественного совета. Параллельно Кузнецов дважды избирался депутатом Куйбышевского районного совета Ленинграда. К счастью, общественная нагрузка не влияла на его творческую деятельность. Он по-прежнему оставался одним из востребованных артистов, плотно занятым в репертуаре. За шестнадцать лет Анатолием Кузнецовым были сыграны десятки самых разных ролей: Джанеттино («Заговор Фиеско в Лондоне» Ф. Шиллера), Оброшенов («Шутники» А.Н. Островского), Наполеон («Фельдмаршал Кутузов» А.А. Соловьёва), Глоба («Русские люди» К.М. Симонова), В.И. Ленин («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина), Егор Булычов («Егор Булычов и другие» М. Горького), Лука («На дне» М. Горького), Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Пера Каленич («Министерша» Б. Нушича), Чугай («Хождение по мукам» по роману А.Н. Толстого), Рубцов («Зелёная улица» А.А. Сурова), Оге Лунд («Европейская хроника» А.Н. Арбузова), Карпо Карпович («Не называя фамилий» В.П. Минко) и другие. Также Кузнецов неоднократно выступал как режиссёр, осуществив постановку пьес: «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (1942), «Свадебное путешествие» В.А. Дыховичного (1942), «Так и будет» К.М. Симонова (1945), «Юность отцов» Б.Л. Горбатова (1948) и других. На экране Анатолий Кузнецов впервые появился в 1934 году в фильме Владимира Корш-Саблина «Золотые огни» в героическом образе комиссара Бобрика. Через год актёр снялся в главной роли в фильме «Инженер Гоф» режиссёров Бориса Шписа и Рашель Мильман, который никто не увидел, поскольку он не выпускался в прокат. Ну а самой известной работой Кузнецова в кино стала роль рабочего депутата Андрея Тураева в двух заключительных фильмах трилогии о Максиме – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. За создание этого образа в феврале 1939 года актёр был награждён орденом «Знак почёта». К сожалению, в дальнейшем кино не баловало его подобными ролями. Он периодически снимался, но работы были небольшими, занимавшими незначительное время на экране. Личная жизнь Анатолия Ивановича сложилась вполне счастливо. Придя в 1-й рабочий театр Ленинградского Пролеткульта, он познакомился с актрисой Верой Андреевной Сдобниковой (1907–1994), в 1927 году ставшей его женой и взявшей его фамилию. Вся их дальнейшая личная и творческая судьба была неразрывно связана друг с другом. Вместе они пережили радости и лишения, стали родителями двух сыновей – Всеволода (1928–2003) и Юрия (1945–1984). Старший, Всеволод Кузнецов, достойно продолжил актёрскую династию: окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, вместе с родителями играл на сцене Театра имени Ленсовета, затем много лет – в Большом драматическом театре, был одним из ведущих его актёров, Народным артистом РСФСР. Анатолий Иванович скоропостижно ушёл из жизни в возрасте сорока девяти лет. 14 октября 1954 года его проводили в последний путь, похоронили на Большеохтинском кладбище Ленинграда. Позднее вместе с ним упокоились жена и младший сын. Фильмы и роли: 1934: «Золотые огни» (Бобрик, комиссар); 1935: «Инженер Гоф», не выпущен на экран (инженер Гоф), «Путь корабля» (эпроновец); 1936: «Федька» (Трофим Иванович); 1937: «Возвращение Максима» (Андрей Тураев), «Волочаевские дни» (руководитель подпольщиков); 1938: «Выборгская сторона» (Андрей Тураев), «Комсомольск» (морской представитель); 1939: «Великий гражданин», 2-я серия (Вершинин), «Огненные годы» (Миклуха); 1940: «Галя», к/м (Константинов); 1946: «Остров Безымянный» (начальник штаба), «Сыновья» (посетитель бара); 1947: «Пирогов» (матрос); 1952: «Навстречу жизни» (отец Маруси Родниковой), «Римский-Корсаков» (Лядов); 1953: «Весна в Москве» (Крылов); 1954: «Мы с вами где-то встречались» (директор обувного магазина). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru