
Кузнецов Евгений Борисович
Евгений Кузнецов родился в Петрограде. Его отец Борис Григорьевич Кузнецов (1860–1928) в предреволюционные годы был рабочим, затем служил в РККА в качестве политработника. Мать Ольга Алексеевна Кузнецова (1897–?) в 1917 году окончила фельдшерские курсы, позднее, в 1932-м, медицинский институт, работала заведующей больницей в селе Видлица Карельской ССР. Евгений Кузнецов учился в ленинградской школе-девятилетке № 11, по окончании которой в 1931 году поступил в состав Ленинградского ТРАМа. Через год, желая получить профессиональное актёрское образование, он стал студентом Ленинградского техникума сценических искусств, но закончил его или нет, не понятно. Мастерские тогда набрали Леонид Вивьен и Сергей Радлов, однако в списках их выпускников имя Кузнецова не значится. Немного разъясняет ситуацию сохранившаяся архивная характеристика, в которой указано, что с 1932 по 1935 годы по комсомольскому призыву Евгений Кузнецов работал в Восточной Сибири, с 1935 по 1936 годы – в театре, а в 1936-м экстерном окончил техникум. Сегодня трудно представить, как такое возможно, но с документом не поспоришь. В 1936 году, после получения диплома об актёрском образовании, Евгений Кузнецов уехал в Петрозаводск, для работы в театре русской драмы. Прослужив там два сезона, осенью 1938-го актёр принял предложение работы в Мурманском областном доме художественной самодеятельности в качестве его художественного руководителя и директора. Через год эта организация была упразднена, и Кузнецову ничего не оставалось, как перейти в Мурманский областной драматический театр. Но и там он задержался недолго. В декабре 1939 года Евгений Борисович был призван на Северный Флот. Около трёх месяцев он провёл в учебном отряде, а с февраля 1940-го переведён в Краснофлотский драматический театр Северного Флота, в котором прослужил шесть лет. Начинал как артист-краснофлотец, а заканчивал уже в качестве заместителя начальника театра. За эти годы он сыграл около двадцати ролей, среди которых: Кривой зоб в «На дне» М. Горького, Суздальцев в «Весне в Москве» В.М. Гусева, Иван Горлов во «Фронте» А.Е. Корнейчука, Ломбарди в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Дороднов в «Поздней любви» А.Н. Островского, Рикардо в «Собаке на сене» Л. де Вега, Кречинский в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Гуль в «Он пришёл» Д.Б. Пристли, Хлынов в «Горячем сердце» А.Н. Островского и другие. За боевые заслуги Кузнецов был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья». В ноябре 1946 года Евгений Кузнецов демобилизовался с Северного Флота, и по ходатайству Московского художественного театра зачислен в его труппу. Прослужив там сезон, актёр перешёл на эстраду, работал по договорам в Крымской, Вологодской и Ивановской филармониях. Через три года скитаний, в 1950-м, Кузнецов вернулся в Москву, устроился в состав Театра имени Ленинского комсомола, сыграл две небольшие роли и затем пропал на целых пять лет. Чем он занимался в этот период, неизвестно. И только с 1956 года его творческая биография приобрела относительную стабильность. Евгений Борисович был приглашён в Московский театр драмы и комедии, где прослужил три сезона. Именно здесь актёр впервые за всё время пребывания в Москве смог серьёзно о себе заявить. Им были сыграны Алексей в «Оптимистической трагедии» В.В. Вишневского, Караванов в «Факире на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Иван Никитич Сафонов в «Русских людях» К.М. Симонова, Грейнджер в «Тихом американце» Г. Грина и другие роли, показавшие большой актёрский диапазон Кузнецова. В 1959 году Евгений Кузнецов снова уехал из Москвы. На этот раз в Германию, в драматический театр Группы советских войск, где в качестве артиста и главного режиссёра пробыл целых шесть лет. В феврале 1965 года Евгений Борисович вернулся в столицу, вступил в труппу Театра сатиры и остался там до конца своих дней. Имея за плечами большой творческий стаж, огромный список сыгранных ролей, работу с разными режиссёрами, только с Валентином Плучеком актёр смог найти полное взаимопонимание. Для Плучека Кузнецов стал настоящим приобретением. Его интересная фактура, звучный голос, музыкальность, сочный юмор, разнообразие актёрских красок украсили репертуар театра. Евгений Борисович много играл, в основном, представителей благородных кровей, быстро войдя в обойму наиболее занятых артистов труппы. Среди его работ: Шмиц («Бидерман и поджигатели» М. Фриша), Посаженый отец («Клоп» В.В. Маяковского), Стоут («Процесс Ричарда Ваверли» Р. Шнайдера), Лихояров («Старая дева» И.В. Штока), майор Понт-Кич («Баня» В.В. Маяковского), Вышневский («Доходное место» А.Н. Островского), Степиков («Интервенция» Д.А. Славина), Билл («Мой дом – моя крепость» Д. Купера), Отец («У времени в плену» А.П. Штейна), Груздев («Темп – тысяча девятьсот двадцать девять» Н.Ф. Погодина), Командующий («Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта) и другие. Активная творческая востребованность сопутствовала Евгению Кузнецову не только в театре, но и на экране. Во второй половине 1950-х годов он начал изредка сниматься, а десятилетие спустя уже появлялся ежегодно в нескольких фильмах подряд. Основными его героями стали люди в погонах. Высокий рост, статность, природная мужественность помогли актёру достоверно выглядеть в подобных образах. Он переиграл большое количество немецких и советских офицеров: майора Петерсона («Под золотым орлом»), генерала-полковника Симакова («Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”», «Бой после победы»), шефа СД («Майор Вихрь»), гауляйтера Украины Эриха Коха («Сильные духом»), Фридриха Крюгера («Семнадцать мгновений весны») и других. К счастью, случались среди них редкие исключения, как, например, чекист Оловянников в «Тихой Одессе» или князь Абрезков в «Живом трупе». Но, всё же, наибольшую популярность принесло Евгению Кузнецову участие в телеспектакле «Кабачок “13 стульев”», в котором он с большим юмором и изяществом сыграл пана Юзефа. Актёрскую деятельность Евгений Борисович постоянно совмещал с общественной. В Театре сатиры он занимал должность секретаря партийного бюро, являлся членом Фрунзенского райкома КПСС. По воспоминаниям коллег, ему были присущи авторитарность, респектабельность. При этом он оставался весёлым, отзывчивым, приятным в общении человеком. Личная жизнь Евгения Кузнецова складывалась стихийно. Обширная география его переездов не способствовала её стабильности. Актёр был несколько раз женат. От первого брака имел троих детей: двух сыновей и дочь. Когда, казалось бы, творческая колея Евгения Кузнецова вошла в постоянное русло, здоровье преподнесло ему неприятный сюрприз. Снимаясь в одной из картин, актёр застудил почки, заработал сложнейший нефрит. Долгое обширное лечение заболевания положительных результатов не принесло. Евгений Борисович скончался в расцвете творческих сил на пятьдесят восьмом году жизни. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища. Фильмы и роли: 1947: «Поезд идёт на Восток» (Леденцов); 1956: «Урок истории» (Вернер); 1957: «Под золотым орлом» (Петерсон); 1958: «Солдатское сердце» (Василий Лукич, командир полка); 1959: «Золотой эшелон» (Белокопытов); 1966: «Неизвестная…», тв (Доронин), «Тени старого замка», тв («Гость»); 1966–1973: «Кабачок “13 стульев”», тв (пан Юзеф); 1967: «Майор Вихрь», тв (шеф СД), «Путь в “Сатурн”» и «Конец “Сатурна”» (генерал Симаков), «Сильные духом» (Эрих Кох), «Тихая Одесса» (Оловянников); 1968: «Годен к нестроевой» (полковник), «Живой труп» (князь Абрезков), «Нейтральные воды» (вице-адмирал); 1969: «Ночь перед рассветом», тв (Юрген фон Диц); 1970: «Крушение империи» (Рябинин); 1971: «Вся королевская рать», тв (доктор Бланд), «Когда море смеётся», тв (Ласада); 1972: «Бой после победы» (генерал Симаков); 1973: «Семнадцать мгновений весны», тв (Фридрих Крюгер). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru