Кузнецова Вера Андреевна

Kuznetsova-2Кузнецова Вера Андреевна
Заслуженная артистка РСФСР (1976)
Родилась 17 сентября (6 октября) 1907 года.
Умерла 11 декабря 1994 года.

Вера Кузнецова (в девичестве – Сдобникова) родилась в Саратове в большой многодетной семье, состоявшей из шести детей. Её мать Анна Павловна Сдобникова (в девичестве – Паулинг; 1873–1918), немка по национальности, была домашней хозяйкой, занималась воспитанием детей. После её смерти все заботы о доме легли на плечи отца Андрея Петровича Сдобникова (1875–1925), который работал сначала иконописцем, затем – декоратором в театрах.

Среднее образование Вера получила в родном Саратове, в 1925 году окончив 10-ю единую трудовую школу. Период учёбы в ней совпал с её увлечением театром. В 1922 году из рабочей студии при заводе «Металлист» по смотру кружков она была принята в Саратовский Пролеткульт, где и начала театральное образование.

После смерти отца в 1925 году Вера переехала к сестре в Ленинград, где в 1926 году окончила театральную студию при 1-м рабочем театре Пролеткульта и стала артисткой этого театра. В 1932 году по решению ЦК ВКП(б) Пролеткульт был ликвидирован, а его творческий коллектив передан в ведение профсоюза. Так возник Ленинградский театр ЛОСПС (Ленинградского областного совета профессиональных союзов), который позднее был объединён с театром под руководством Л.С. Вивьена и стал именоваться Реалистическим театром (с 1938 года – Новый театр, с 1953 года – Театр имени Ленсовета). Вера Кузнецова была в числе его основателей и прослужила на его сцене около сорока лет (до марта 1971 года). Сыграла там десятки разноплановых ролей, среди которых преобладали лирические и характерные героини: Глаша («Гроза» А.Н. Островского), Василиса Парфентьевна («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Цветаева и Поля («Мещане» М. Горького), Роман («Дума о Британке» Ю.И. Яновского), Анна («На дне» М. Горького), Кэкка («Рыбаки» К. Гольдони), Сандырева («Счастливый день» А.Н. Островского), Валя («Русские люди» К.М. Симонова), княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Ваня («Так и будет» К.М. Симонова), Красильникова («Хождение по мукам» А.Н. Толстого), Данилова («Спутники» В.Ф. Пановой), Ефимчик («Юность отцов» Б.Л. Горбатова), Надежда («Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина), Еремеевна («Недоросль» Д.И. Фонвизина), Атуева («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), профессор Орловская («После разлуки» Бр. Тур), Мари («Юстина» Х. Вуолийоки), госпожа Соколова («Последние» М. Горького) и другие.

В 1940 году Ленинградский Новый театр по заданию Политуправления РККА в полном составе выехал на обслуживание частей Дальневосточного фронта и Военно-морского Флота. Вера Кузнецова попала в специальную бригаду по обслуживанию самых отдалённых воинских частей, работа в которой продлилась до 1943 года. Затем театр был переправлен на Урал, в Нижний Тагил, а летом 1944 года Кузнецова была участницей фронтовой артистической бригады, в течение трёх месяцев обслуживавшей части 2-го Белорусского фронта.

В кино Вера Кузнецова пришла уже в немолодом возрасте, имея за плечами многолетний театральный опыт. Дебютом стала небольшая роль Агафьи Карповны в «Большой семье» Иосифа Хейфица. Однако первый успех пришёл к актрисе только пять лет спустя в фильме Льва Кулиджанова «Отчий дом», где Кузнецова сыграла роль простой деревенской женщины Натальи Авдеевны, потерявшей в войну дочь и спустя много лет нашедшей её в приёмной семье. Вера Андреевна сыграла эту роль настолько искренно и достоверно, что с первых же минут пребывания на экране заставила сопереживать своей героине, простой, побитой жизнью, женщине.

Естественность, душевная теплота, обаяние, доброта – вот отличительные черты всех героинь, сыгранных Верой Кузнецовой. Кажется, что актриса не играла, а жила на экране, пропуская через себя чужие судьбы. Отсюда безоговорочное доверие зрителей, узнававших в ней своих матерей, бабушек, близких, знакомых.

Второй по значимости после «Отчего дома» для Кузнецовой стала роль старухи в фильме Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», где она сыграла все ту же заботливую мать, переживающую за судьбу своих детей, разрывающуюся между ними и необузданной сварливостью мужа-старика.

Казалось бы, после таких заметных работ и признания зрителей режиссёры должны были бы завалить актрису предложениями новых интересных ролей. Более того – на неё должны были бы писаться сценарии. Но этого не произошло. Вере Андреевне пришлось довольствоваться небольшими ролями и эпизодами в не всегда удачных картинах, многие их которых канули в лету. Даже звание Заслуженной артистки РСФСР она получила только в 69 лет! По всей видимости, причиной этому была природная скромность и порядочность Веры Кузнецовой, никогда не выпячивавшейся и не стучавшейся в высокие кабинеты.

По воспоминаниям родственников, в жизни она была такая же, как на экране – добрая и заботливая. В быту отличалась постоянной забывчивостью, но зато в работе всегда оставалась собранной и пунктуальной. Очень часто её узнавали на улице. На рынке, куда она ходила за продуктами, всё отдавали даром.

Будучи артисткой Театра Пролеткульта, Вера Андреевна познакомилась с актёром Анатолием Ивановичем Кузнецовым (1905–1954), за которого в 1927 году вышла замуж. В их семье родилось двое сыновей – Всеволод и Юрий. Всеволод Анатольевич Кузнецов (1928–2003) впоследствии стал известным актёром, 47 лет прослужил на сцене Ленинградского БДТ, много снимался в кино. Младший сын Юрий Анатольевич Кузнецов (1945–1984) умер в возрасте 39 лет от рака.

Похоронена Вера Кузнецова на Большеохтинском кладбище рядом с мужем и сыном Юрием.

Фильмы и роли:

1954: «Большая семья» (Агафья Карповна); 1955: «Дело Румянцева» (соседка Румянцева); 1956: «Дорога правды» (мать Соболевой); 1958: «Евгений Онегин» (крепостная); 1959: «Отчий дом» (Наталья Авдеевна), «Ссора в Лукашах» (жена Петра Трофимова); 1960: «Кроткая» (Лукерья), «Люблю тебя, жизнь» (Корнеева); 1961: «Две жизни» (горожанка); 1962: «Половодье» (Пронина); 1963: «Все остается людям» (Анна Павловна); 1964: «Жили-были старик со старухой» (Старуха); 1966: «Зимнее утро» (тетя Таня); 1969: «Только три ночи» (мать Любы), «Эти невинные забавы» (бабка); 1970: «Африканыч», тв (Степановна, мать Нюши), «Взрывники», тв (мать Сергея), «В Москве, проездом» (бабушка); 1971: «Даурия» (Авдотья), «Месяц август» (Анна Матвеевна), «Нам некогда ждать» (Хохлова), «Ход белой королевы» (мать Наташи); 1972: «Ижорский батальон» (тетя Даша), «Меченый атом» (работница почты), «Такая длинная, длинная дорога», тв (старушка в поезде), «Укрощение огня» (мать Башкирцева), «Ура! У нас каникулы» (бабушка), «Юлька» (бабушка Юльки); 1973: «Кортик», тв (Терентьева), «Мачеха» (Екатерина Алексеевна), «Старые стены» (бабушка); 1974: «Время ее сыновей» (мать), «Рассказы о Кешке и его друзьях», тв (бабушка Анечки), «Сержант милиции», тв (Курушина), «Фронт без флангов» (старуха); 1975: «Память», тв (баба Поля), «Раба любви» (Любовь Андреевна); 1976: «Два капитана», тв (Нина Капитоновна), «Строговы», тв (жена Дубровина), «Туфли с золотыми пряжками», тв (нянька); 1977: «Родные», тв (Тарасова), «Трясина» (Корнакова); 1978: «Море» (Степанова), «По улицам комод водили» (пассажирка трамвая); 1979: «Пани Мария» (Раиса Яценко), «Пена» (мать Махонина), «Путешествие в другой город» (старушка на лавочке); 1980: «Жизнь моя – армия» (Серафима Петровна), «Каждый третий» (Дроздова), «Особо важное задание» (Клавдия Тихоновна); 1982: «Вечный зов», тв (Глафира Деменьевна), «Если враг не сдается…» (Устя); 1983: «Иванко и царь Поганин», тв (Маричка), «Тревожный вылет» (мать Курлихина); 1984: «Полоса препятствий» (Ольга Ивановна), «Похищение» (Анна Васильевна); 1985: «Подвиг Одессы» (Зинаида Александровна, мать Леонидика); 1986: «Счастлив, кто любил» (эп.); 1987: «Сказка про влюбленного маляра» (придворная дама); 1988: «Даниил – князь Галицкий» (княгиня Анна Галицкая); 1989: «Высокая кровь» (Надежда Викентьевна); 1990: «Овраги», тв (Парамонова); 1991: «Хмель» (Секлетина Карповна).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru