
Лагутин Иван Иванович
Заслуженный артист РСФСР (1949) Родился 19 июня 1887 года. Иван Лагутин родился на хуторе Миллерово Донецкого округа (по другим данным – в Таганроге) в бедной крестьянской семье Ивана Ивановича и Улиты Васильевны Лагутиных. Не в состоянии вырастить своего отпрыска, в трёхмесячном возрасте они подкинули его бездетной помещице Александре Александровне Шелгуновой. Ребёнка она приняла, вырастила, выкормила, а когда Ивану исполнилось семь лет, скоропостижно ушла из жизни. Дальнейшим его воспитанием занималась её мать Елена Марковна Лакнер, поставившая мальчика на ноги. В 1895 году она отдала его в Таганрогское техническое училище, которое он окончил в 1901 году. Вопреки ожиданиям опекунши, техникой Иван заниматься не собирался. Больше всего его привлекала драматическая сцена, на которую он успел ступить в любительских спектаклях. Елена Марковна не стала отговаривать воспитанника от этой затеи. Используя свои связи, в 1902 году она устроила Лагутина в Таганрогский городской театр к антрепренёрше Поляковой, положившей ему оклад пятнадцать рублей в месяц. Таким образом началась сценическая деятельность Лагутина. Сезон 1902/1903 годов продолжался с сентября по март, потом весенне-летний период Иван Лагутин жил у своей опекунши. В новый сезон 1903/1904 годов он перешёл в антрепризу С.И. Крылова в Новочеркасске на двадцать рублей в месяц, играл роли простаков. Однако в следующем сезоне антрепренёр ему снизил ставку, аргументируя это тем, что Лагутин как актёр ему не нравится. Молодому человеку такое отношение показалось оскорбительным, и он поклялся никогда на сцену не выходить. Обладая музыкальными способностями, Иван Лагутин решил заняться их развитием. Он начал брать уроки игры на виолончели и осенью 1904 года поступил в Ростовское музыкальное училище «Русского общества» по классу виолончели профессора П.П. Фёдорова, а по его окончании в 1907 году продолжил обучение, но уже в Санкт-Петербургской консерватории. Окончить её ему не пришлось, поскольку тяга к драматической сцене оказалась сильнее любви к музыке. В 1911 году Лагутин переехал в Москву, где вскоре женился на юной шестнадцатилетней девушке и одновременно поступил в театральную школу Александра Ивановича Адашева, в тот момент артиста Московского художественного театра. Приближённость к корифеям драматического искусства благоприятно отразилась на обучении Ивана Лагутина. Имевший возможность наблюдать их на сцене, молодой актёр впитывал от них всё лучшее и интересное. При этом сам он обладал своеобразной индивидуальностью, тяготел к характерно-комедийным образам, и когда его обучение в школе подошло к завершению, в 1913 году вышел из неё готовым комиком. На протяжении последующих лет Лагутин играл в различных театрах, главными направлениями которых были комедия, миниатюра, эксцентрика. Среди них Московский театр одноактных пьес, Московский театр оперетты, Московский театр миниатюр, Московский театр «Летучая мышь», Московский театр «Студия цирка», Московский большой театр миниатюр и другие. В 1923 году актёр вступил в труппу Московского театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где сыграл Плюшкина в «Мёртвых душах» по поэме Н.В. Гоголя, Пселдонимова в «Скверном анекдоте» по Ф.М. Достоевскому, судью в «Разбитом кувшине» Г. Фон Клейста и другие роли. Наконец, в 1925 году Иван Лагутин был приглашён во МХАТ 2-й, где работал до момента его закрытия в 1936 году. Здесь комедийный талант Лагутина раскрылся во всей своей палитре, продемонстрировав различные нюансы богатой актёрской натуры. Среди ролей Лагутина на этой сцене: могильщик («Гамлет» В. Шекспира), Алёша Босой («Расточитель» Н.С. Лескова), Иван Сидоров («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), Василий Шуйский («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), Тони («Бабы» К. Гольдони), Пётр Петрович («Чудак» А.Н. Афиногенова), Бартолус («Испанский священник» Д. Флетчера и Ф. Мэссинджера) и другие. После ликвидации МХАТа 2-го Иван Лагутин был переведён в труппу Малого театра, в котором оставался до конца жизни. Играл здесь Дунькиного мужа в «Варварах» М. Горького, Глеба Меркулыча в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, деда Остапа в «В степях Украины» А.Е. Корнейчука, Унищу в «Дочери русского актёра» П.И. Григорьева, Мужалова в «Сотворении мира» Н.Ф. Погодина, Мошина в «Минувших годах» Н.Ф. Погодина, Голутвина в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского и другие роли. Параллельно работе в театре Иван Лагутин периодически снимался в кино, где впервые «засветился» ещё в 1916 году. Но наиболее стоящие и заметные работы появились в его кинобагаже только в конце 1930-х годов. Настоящим шедевром актёра стала маленькая роль филёра Филимонова в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», сыгранная им в невероятно сочной, филигранной манере. К лучшим его ролям также относятся Ананий в «Александре Невском» и Ветрочёт в «Синегории». Также Лагутин работал на эстраде в качестве мастера художественного слова, читал рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Канитель», «Ведьма», «Хирургия» и другие. В 1921 году Иван Иванович женился вторично на Хаве (Тамаре) Давидовне Гельман (1902–1977). Их сын Александр Лагутин (1928–2008) стал заслуженным деятелем искусств РФ, музыковедом, преподавателем Музыкального училища (колледжа) при Московской государственной консерватории, Академического музыкального колледжа и Детской музыкальной школы АМУ (АМК). Оба они похоронены на Ваганьковском кладбище. Место упокоения самого Ивана Лагутина остаётся пока не установленным. Фильмы и роли: 1916: «Ребёнок-крошка» (роль), «Сашка-семинарист» (сообщник Сашки), «Старость Лекока» (роль); 1918: «В чаду опиума» (Фун-го, содержатель опиумной курильни), «Тернистый славы путь» (Шут); 1925: «Бабий лог» (Степан Ядрик). «Паук и муха» (Сидор); 1926: «Борьба гигантов» (Кибас), «Крестовик» (Ерёмка), «Проститутка» (Василь Дмитрич); 1927: «Чашка чая» (управдом); 1934: «Живой бог» (Сафар, бедняк); 1936: «Однажды летом» (эп.); 1937: «Ленин в Октябре» (Филимонов, филёр); 1938: «Александр Невский» (монах Ананий), «Семья Оппенгейм» (игрок); 1939: «Ленин в 1918 году» (Филимонов, филёр) 1941: «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (секретарь суда); 1946: «Беспокойное хозяйство» (немецкий полковник), «Синегория» (Ветрочёт); 1952: «Горе от ума» (господин Д.), «На всякого мудреца довольно простоты» (Голутвин). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru