Лейрер Игнат ИгнатовичЛейрер Игнат Игнатович Игнат Лейрер родился на станции Чулым Новосибирской области. Его отец, по национальности – австриец, работал кочегаром на паровой мельнице (умер в 1950 году). Мать, уроженка Эстонии, занималась домашним хозяйством (умерла в 1954 году). Игнат в 1936 году окончил школу-восьмилетку и поступил в театральную студию при Новосибирском театре «Красный факел». С первых лет учёбы он принимал участие в массовых сценах, а по окончании студии вошёл в основную труппу театра, в которой оставался всего пять месяцев – с мая по октябрь 1940 года. Причиной его ухода стал призыв в ряды Военно-морского флота. Службу Лейрер проходил в составе Балтийского флота. С началом войны он принимал участие в боевых действиях в 6-й бригаде Морской пехоты, в сентябре 1941-го был ранен, затем служил по охране водного района Ленинградской военно-морской базы. В декабре 1943 года Игнат Лейрер был приглашён в качестве артиста-краснофлотца в драматический театр Краснознамённого Балтийского флота, в котором служил до момента его расформирования в июне 1956 года. В период войны этот театр выполнял очень важную функцию – обслуживал с концертами и спектаклями действующие части Красной армии, выступал в самых трудных условиях, за что многие его артисты были награждены боевыми наградами. В их числе оказался и Лейрер. В 1945 году он получил орден Красной Звезды, медали: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». По окончании войны театр КБФ два года базировался в Ленинграде, затем переброшен в Таллин. За тринадцать лет, проведённых в этом коллективе, Игнат Лейрер переиграл множество самых разных ролей (в основном, героических). Среди них: Иван Туркенич («Молодая гвардия» А.А. Фадеева), Гоуард Мэррик («Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо), Максимов («За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва), Гайдай («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука), Зденек Венчура («Жить всегда» Ю.А. Буряковского), Шибаев («Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского), Павел Ходжич («Олеко Дундич» А.Г. Ржешевского и М.А. Каца), Андрей Белугин («Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва), Лаврухин («Годы странствий» А.Н. Арбузова), Забелин («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина) и другие. Когда в июне 1956 года Театр КБФ был расформирован, все его артисты разбрелись по разным ленинградским театрам. Лейрер, в отличие от них, не стал никуда проситься, а сразу откликнулся на предложение отправиться в Польшу, в театр Северной группы войск, где и оставался до сентября 1960 года. Вернувшись в Ленинград, он неожиданно, вместо драматической сцены, решил обосноваться в кино. Опыт работы на съёмочной площадке у него уже имелся: перед отъездом в Польшу Лейер удачно снялся в роли парторга Борисова в фильме Михаила Шапиро «Искатели». Игнат Игнатович поступил в актёрский штат «Ленфильма», но продержался там только пять месяцев. Маленькие, незначительные эпизоды его не устроили, и он решил вернуться в театр. В феврале 1961 года Лейрер был принят в труппу Театра имени Ленсовета, функции главного режиссёра которого исполнял Игорь Петрович Владимиров. За три проведённых там сезона актёром были сыграны две большие роли: Андрей Евстигнеев («Кочевники ХХ века» Б.В. Рымаря) и Зененко («Хочу верить» И.М. Голосовского). Наконец, в начале 1964 года Игнат Лейрер поступил в состав Театра имени Ленинского комсомола, в котором проработал до конца жизни. Здесь он играл много, но яркие, достойные его таланта образы доставались ему редко. Среди ролей актёра: Док («Вестсайдская история» А. Лорпенте), Семён Семёнович Зарубин («Прошу слова» В.К. Кетлинской), Карбон и Гижи («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Эйния («Вторая студия» В. Бузинова и Л.Е. Маграчева), Он («Где твой брат, Авель?» Ю.Ф. Эдлиса), Браун («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта), Семён Ильич («Два вечера в мае» Г.И. Полонского), Подрезов («Две зимы и три лета» Ф.А. Абрамова), Сергей Бондарев («Перебежчик» Бр. Тур), Аким («Девятая симфония» Ю.Я. Принцева), Ревизор («Деньги для Марии» В.Г. Распутина), Полозов («Звёзды для лейтенанта» Э.Я. Володарского), Татишвили («Камешки на ладони» А.Д. Салынского), Николай Иванович Беспалов («Три пишем – два в уме» О.Д. Данилова), Лев Иванович («Петровка, 38» Ю.С. Семёнова) и другие. С кино в последующие годы у Игната Лейрера складывалось не всё гладко. Главных ролей ему не предлагали, приходилось довольствоваться похожими друг на друга персонажами – людьми простыми, спокойными, чаще нерешительными, с внутренним надломом. Актёр играл заведующих гаражами, защищающих своих подопечных в суде («Авария», «Карпухин»); человека, работающего на иностранную разведку («Развязка»); немолодого влюблённого («Происшествие, которое никто не заметил»). Наиболее значительной в перечне его киноработ была, пожалуй, только роль хозяина отеля Петера Штайлера-младшего в фильме «Смертельная схватка» сериала о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, по которой его запомнили большинство кинозрителей. Игнат Игнатович был женат на актрисе Нине Демьяновне Псурцевой (1916–1982). В 1945 году у них родилась дочь Татьяна. Фильмы и роли: 1946: «Крейсер «Варяг»» (матрос); 1953: «Алеко» (цыган); 1955: «Два капитана» (инструктор пилотажа); 1956: «Искатели» (Борисов, парторг); 1961: «Братья Комаровы» (кочегар), «Горизонт» («высокий»), «Человек-амфибия» (полицейский); 1964: «Помни, Каспар!» (эп.); 1965: «Авария» (начальник гаража), «Залп «Авроры»» (командир отряда матросов), «Рабочий посёлок» (старший брат); 1967: «Жизнь Матвея Кожемякина», тв (Созонт), «Зависть», тв (Прокудин), «Происшествие, которого никто не заметил» (влюблённый); 1968: «Зыковы», тв (Антипа Зыков); 1969: «Развязка» (Данилин); 1970: «Король Лир» (переводчик); 1972: «Карпухин» (Бобков); 1980: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка», тв (Петер Штайлер-младший). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru