Ленникова Татьяна Ивановна

Lennikova-2Ленникова (Гусева) Татьяна Ивановна
Народная артистка РСФСР (1968)
Родилась 4 января 1924 года.
Умерла 28 ноября 1993 года.

Татьяна Ленникова родилась в селе Преображенское (затем – город Зилаир) Башкирской АССР. Её отец оставил семью ещё до рождения дочери. Мать Ефросинья Николаевна Ленникова (1897–1935), работая поваром, одна воспитывала дочь. Позднее она вторично вышла замуж, и её муж Иван Николаевич Гусев удочерил Таню, дав ей свою фамилию. Именно её – Гусева – она и носила вплоть до начала артистической деятельности.

В 1938 году, окончив семилетку, Татьяна поступила в сельскохозяйственный техникум города Бузулук Оренбургской области и училась в нём до начала Великой Отечественной войны. Затем была эвакуирована в Казахстан, где по воле судьбы пересеклась с коллективом «Мосфильма», базировавшимся в Алма-Ате в составе ЦОКС (Центральной объединенной киностудии). Там она поработала сначала сторожем, а затем костюмером. Ежедневно бок о бок сталкивалась с известными кинематографистами, имела возможность наблюдать их в рабочем процессе. Вскоре познакомилась с одним из них – актёром Михаилом Астанговым, который, уезжая в Москву в 1944 году, взял её с собой в качестве домработницы.

Вернувшись в Москву, Татьяна Гусева стала студенткой вновь открывшейся студии при Театре имени Моссовета. Училась на одном курсе с Анатолием Адоскиным, Анатолием Баранцевым, Анатолием Эфросом, Борисом Новиковым. Во время учёбы выходила на сцену этого театра в образе горничной в спектакле «Чайка» А.П. Чехова.

В 1947 году Гусева была утверждена на главную роль в фильме Веры Строевой «Марите», посвящённом жизни литовской комсомолки-партизанки Марии Мельникайте. Фильм вышел на экраны в ноябре 1947 года, в период малокартинья, и молодая актриса после этого сразу же стала знаменитой. Однако новых ожидаемых ролей в кино больше не последовало.

Окончив студию в 1948 году, Татьяна Ленникова (на тот момент она уже взяла фамилию матери) стала артисткой Центрального театра транспорта. Отработав здесь два сезона, она решилась показаться в один из престижнейших театров страны – МХАТ – и была принята в его труппу. В 1951 году сыграла главную роль – Лену в спектакле «Чужая тень» по пьесе Константина Симонова, с которого и началась её долгая творческая судьба в этом коллективе. На протяжении первых девятнадцати лет она фактически ежегодно получала новые роли в постановках пьес А.П. Чехова (Соня – «Дядя Ваня», Варя – «Вишнёвый сад», певица и горничная – «Три сестры», Маша – «Чайка»), А.Н. Островского (Людмила – «Поздняя любовь», Параша – «Горячее сердце»), Горького (участница пикника – «Дачники», Поля – «Мещане»), инсценировках Л.Н. Толстого (Катюша Маслова – «Воскресение»), пьесах современных авторов (Елена – «Забытый друг» А.Д. Салынского, Румянцева – «Всё остаётся людям» С.И. Алёшина, Мария Спиридонова – «Шестое июля» М.Ф. Шатрова) и других.

В 1962 году Татьяна Ленникова обратилась к художественному руководителю Театра имени Маяковского Николаю Павловичу Охлопкову с просьбой дать ей возможность сыграть Медею. И хотя спектакль уже шёл с блистательной Евгенией Козыревой в главной роли, Охлопков всё же рискнул, и Ленникова вышла на сцену этого театра в образе Медеи. Эта роль стала для неё единственной в западном репертуаре за всю её карьеру.

После прихода во МХАТ в 1970 году Олега Ефремова положение Ленниковой в труппе пошатнулось. Она уже не получала те роли, которые были достойны её драматического дарования, а довольствовалась небольшими работами не в самых значительных постановках. До раздела театра в 1987 году она сыграла всего лишь семь новых ролей.

Ища альтернативные варианты, Ленникова в 1981 году начала сотрудничество с только что открывшимся театром «Сфера» под руководством Екатерины Еланской, которая заняла актрису в шести своих постановках (мать Ольги и хозяйка – «Там, вдали…» К. Черчил, Анна Игнатьевна – «Перед зеркалом» В.А. Каверина, Пряхина – «Театральный роман» М.А. Булгакова и других). В тот же период родился концертный дуэт Татьяны Ленниковой и актрисы Дины Солдатовой. В их репертуаре были десятки песен и романсов, с которыми они выступали на театральных встречах.

Судьба Татьяны Ленниковой в кинематографе, к сожалению, так и не сложилась. Из небольшого перечня её киноролей самыми интересными были учительница Антонина Николаевна Яковлева в «Аттестате зрелости» Татьяны Лукашевич и Александра Николаевна Негина в «Талантах и поклонниках» Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского, экранизации пьесы Александра Островского.

Пережив раздел МХАТа, Ленникова не вошла ни в одну из сложившихся трупп. В качестве разовой исполнительницы во МХАТе имени А.П. Чехова сыграла бабку Феню («По соседству мы живем» С.К. Лобозёрова), Марию Ивановну («Серебряная свадьба» А.Н. Мишарина), Лиду («Московский хор» Л.С. Петрушевской), Ассунту («Татуированная роза» Т. Уильямса), старушку («Иванов» А.П. Чехова). В театре «Et Cetera» по приглашению его руководителя Александра Калягина предстала в образе Марины в «Дяде Ване» А.П. Чехова.

Мужем Татьяны Ивановны Ленниковой был замечательный артист Центрального театра Советской армии Андрей Алексеевич Петров (1919–1990). Они познакомились в начале 1950-х годов и больше никогда не расставались. Как и в любой другой семье, в их жизни были и радости и печали. Самой трагической её страницей была смерть их новорожденного ребёнка, который прожил всего несколько часов. Больше у них не было детей.

В конце 1980-х годов Татьяна Ивановна тяжело заболела. Была сделана операция, вернувшая её в строй. Но вскоре после этого слёг Андрей Алексеевич, попал в больницу и уже больше оттуда не вышел. Ленникова старалась заглушить горе работой, но в начале 1993 года болезнь снова дала о себе знать, и в ноябре её не стало. Чуть больше месяца Татьяна Ленникова не дожила до своего 70-летия.

Использованы материалы статьи Павла Тихомирова «Простая история»

Фильмы и роли:

1947: «Марите» (Марите); 1952: «Римский-Корсаков» (Лебедева); 1954: «Аттестат зрелости» (Яковлева); 1955: «Таланты и поклонники» (Негина); 1966: «Дневные звезды» (учительница); 1968: «Поздняя любовь», тв (Людмила); 1973: «На севере, на юге, на востоке, на западе. Всегда начеку» (Ольга Андреевна), «Село Степанчиково и его обитатели», тв (Татьяна Ивановна); 1976: «Ну, публика!», тв (жена парикмахера), «Сибирь», тв (эп.), «Солнце, снова солнце» (гостья на свадьбе); 1980: «Простая девушка», тв (Евдокия Петровна); 1984: «Лучшие годы» (Анна Ивановна).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru