Ленская Ольга Германовна

Lenskaya-1Ленская Ольга Германовна
Родилась 19 сентября 1909 года.
Умерла 6 декабря 1976 года.

Ольга Ленская, появившаяся на свет в Валуйках Воронежской губернии, была незаконнорожденной дочерью барона Германа Николаевича Корфа. Чтобы скрыть сей факт, она была удочерена его родной сестрой Лидией Николаевной Ленской (1862–1946), вдовой знаменитого артиста Малого театра Александра Павловича Ленского. В советский период об этом знали лишь самые близкие люди, а открыто рассказать о данном факте появилась возможность только в современное время.

Воспитываясь в высококультурной среде, Ольга с раннего детства познакомилась с лучшими образцами мирового искусства, хорошо знала литературу, театральную драматургию. Учась в последних классах семилетки, мечтала о сцене, а когда пришла пора выбирать профессию, не задумываясь, пошла в актрисы. В 1923 году она поступила в студию Московского театра импровизации «Семперантэ», и, окончив её в 1925-м, была оставлена в его труппе. Параллельно с 1923 года начала сниматься в кино. Сначала появилась в эпизодической роли горничной в фильме «Семья Грибушиных», затем была приглашена режиссёром Константином Эггертом в картину «Медвежья свадьба», экранизацию одноимённой мистической пьесы А.В. Луначарского, на небольшую роль дочери дровосека Туськи. Работа в этой картине стала для Ленской началом долгого и плодотворного сотрудничества с кинофабрикой «Межрабпомфильм», где она впоследствии снялась ещё в семи фильмах. Тот же Эггерт пригласил её в свои следующие картины – «Чужая» и «Хромой барин», а Яков Уринов снял её в роли Фени, дочери кулака, в фильме «Матрос Иван Галай».

1928 год стал для Ольги Ленской переломным. Снимаясь в фильме «Соперницы» режиссёра Алексея Дмитриева в одной из центральных ролей, Ольга Ленская познакомилась с актёром Глебом Петровичем Кузнецовым (1903–1966), за которого вскоре вышла замуж. В 1930 году в их семье появился первенец Александр, что не повлияло на творческую занятость Ленской как актрисы. Она по-прежнему продолжала играть в театре «Семперантэ», которым руководил Валентин Сергеевич Смышляев, а когда он покинул этот коллектив, перешла в актёрский штат «Межрабпомфильма». Снялась у Ивана Мутанова в «Изменнике родине», у Василия Фёдорова в «Конце полустанка», который стал последним в списке её довоенных работ.

Имея большую тягу к сцене, в сентябре 1934 года Ольга Германовна поступила в труппу Центрального театра Красной армии (ЦТКА), где в тот момент блистали Дарья Зеркалова, Фаина Раневская, Нина Ольшевская, Софья Волховская. В их окружении Ленская заняла довольно скромное положение, довольствуясь, как правило, ролями второго плана. Сыграла Аню в «Бойцах» Б.С. Ромашова, Полю в «Мещанах» М. Горького, Катарину в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Нюсю в «Годе девятнадцатом» И.Л. Прута, Лизу в «Вассе Железновой» М. Горького, Наталью в «Полководце Суворове» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского и другие роли.

14 мая 1941 года Ольга Германовна второй раз стала мамой, родив сына Алексея. Меньше чем через месяц она попала под сокращение в театре, а 22 июня началась война. Её муж Глеб Кузнецов был назначен руководить эвакуацией «Мосфильма», где он трудился директором картин, а когда порученное ему задание было выполнено, в ноябре 1941-го добровольцем ушёл на фронт. Ленская, оставшаяся одна с двумя детьми, некоторое время не имела возможности работать. Когда же младший сын подрос, в ноябре 1943 года поступила в актёрский штат «Мосфильма», откуда после создания Государственного театра киноактёра в декабре 1945 года перешла в его труппу. И если на экране в тот период ей доставались лишь крохотные эпизоды, не отображённые в титрах, то на сцене ей выпал шанс проявить себя в роли Елены Николаевны Кошевой в инсценировке «Молодой гвардии» А.А. Фадеева в постановке Сергея Герасимова, имевшей тогда большой общественный и культурный резонанс. К сожалению, в экранизацию «Молодой гвардии» Ленская не попала, поскольку на эту роль была назначена супруга режиссёра Тамара Макарова.

Не пробыв в Театре киноактёра и трёх лет, в июле 1948 года Ольга Ленская снова попала под сокращение. Работы в кино тогда не хватало даже именитым актёрам, поэтому на киностудиях решили избавиться от ненужного балласта. Да и сам Театр киноактёра вскоре был преобразован в Студию, потеряв статус государственного. И хотя там по-прежнему выпускались спектакли в постановках именитых режиссёров, общественность довольно прохладно относилась к его деятельности.

Оставшись без работы, Ольга Ленская не потерялась, целиком сосредоточилась на доме и семье. В чисто бытовом и житейском плане ей тогда было гораздо легче, нежели в военное время, поскольку муж Глеб Кузнецов, вернувшийся с войны инвалидом, работал на «Мосфильме» директором картин и имел возможность обеспечивать семью. И всё же Ленская встала на актёрский учёт «Мосфильма», изредка снималась в эпизодах (в основном в фильмах, на которых работал муж), а ближе к концу жизни даже сыграла заметную роль сердобольной, за всё переживающей тёти Насти в телевизионном фильме Киностудии имени А.П. Довженко «Доверие» в постановке Николая Ильинского.

Дети Ольги Германовны и Глеба Петровича, как и они сами, избрали творческое направление в жизни. Старший, Александр (1930–1998), окончил Московское художественное училище, работал на «Мосфильме» в качестве художника-постановщика («Человек ниоткуда», «Пропало лето», «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «По семейным обстоятельствам» и другие). Младший, Алексей, Заслуженный деятель искусств России, окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, играет в Театре имени Евг. Вахтангова, снимается в кино.

Урна с прахом Ольги Ленской захоронена в могиле родственников на Новодевичьем кладбище.

Фильмы и роли:

1923: «Семья Грибушиных» (горничная); 1925: «Медвежья свадьба» (Туська); 1927: «Чужая» (эп.); 1928: «Соперницы» (Тутыгаш), «Хромой барин» (Саша); 1929: «Матрос Иван Галай» (Феня, дочь Жамкина); 1930: «Кто виноват?» (Таня); 1931: «Механический предатель» (соседка); 1933: «Изменник родины» (Ванда); 1935: «Конец полустанка» (Настя, телеграфистка); 1944: «Большая земля» (эвакуированная женщина); 1949: «Кубанские казаки» (колхозница); 1956: «Илья Муромец» (эп.); 1958: «Сампо» (эп.); 1959: «Хмурое утро» (эп.); 1972: «Доверие», тв (тётя Настя).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru