Ленская Ольга ГермановнаЛенская Ольга Германовна Ольга Ленская, появившаяся на свет в Валуйках Воронежской губернии, была дочерью барона Германа Николаевича Корфа (1871–1937), воевавшего в Гражданскую войну на стороне Добровольческой армии и эмигрировавшего с ней. Чтобы скрыть этот факт, была удочерена его родной сестрой Лидией Николаевной Ленской (1862–1946), вдовой знаменитого артиста Малого театра Александра Павловича Ленского. В советский период об этом знали лишь самые близкие люди, а открыто рассказать о данном факте появилась возможность только в современное время. Воспитываясь в высококультурной среде, Ольга с раннего детства познакомилась с лучшими образцами мирового искусства, хорошо знала литературу, театральную драматургию. Учась в последних классах семилетки, мечтала о сцене, а когда пришла пора выбирать профессию, не задумываясь, пошла в актрисы. В 1923 году она поступила в студию Московского театра импровизации «Семперантэ», и, окончив её в 1925-м, была оставлена в его труппе. Параллельно с 1923 года начала сниматься в кино. Сначала появилась в эпизодической роли горничной в фильме «Семья Грибушиных», затем была приглашена режиссёром Константином Эггертом в картину «Медвежья свадьба», экранизацию одноимённой мистической пьесы А.В. Луначарского, на небольшую роль дочери дровосека Туськи. Работа в этой картине стала для Ленской началом долгого и плодотворного сотрудничества с кинофабрикой «Межрабпомфильм», где она впоследствии снялась ещё в семи фильмах. Тот же Эггерт пригласил её в свои следующие картины – «Чужая» и «Хромой барин», а Яков Уринов снял её в роли Фени, дочери кулака, в фильме «Матрос Иван Галай». 1928 год стал для Ольги Ленской переломным. Снимаясь в фильме «Соперницы» режиссёра Алексея Дмитриева в одной из центральных ролей, Ольга Ленская познакомилась с актёром Глебом Петровичем Кузнецовым (1903–1966), за которого вскоре вышла замуж. В 1930 году в их семье появился первенец Александр, что не повлияло на творческую занятость Ленской как актрисы. Она по-прежнему продолжала играть в театре «Семперантэ», которым руководил Валентин Сергеевич Смышляев, а когда он покинул этот коллектив, перешла в актёрский штат «Межрабпомфильма». Снялась у Ивана Мутанова в «Изменнике родины», у Василия Фёдорова в «Конце полустанка», который стал последним в списке её довоенных работ. Имея большую тягу к сцене, в сентябре 1934 года Ольга Германовна поступила в труппу Центрального театра Красной армии (ЦТКА), где в тот момент блистали Дарья Зеркалова, Фаина Раневская, Нина Ольшевская, Софья Волховская. В их окружении Ленская заняла довольно скромное положение, довольствуясь, как правило, ролями второго плана. Сыграла Аню в «Бойцах» Б.С. Ромашова, Полю в «Мещанах» М. Горького, Катарину в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Нюсю в «Годе девятнадцатом» И.Л. Прута, Лизу в «Вассе Железновой» М. Горького, Наталью в «Полководце Суворове» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского и другие роли. 14 мая 1941 года Ольга Германовна второй раз стала мамой, родив сына Алексея. Меньше чем через месяц она попала под сокращение в театре, а 22 июня началась война. Её муж Глеб Кузнецов был назначен руководить эвакуацией «Мосфильма», где он трудился директором картин, а когда порученное ему задание было выполнено, в ноябре 1941-го добровольцем ушёл на фронт. Ленская, оставшаяся одна с двумя детьми, некоторое время не имела возможности работать. Когда же младший сын подрос, в ноябре 1943 года поступила в актёрский штат «Мосфильма», откуда после создания Государственного театра киноактёра в декабре 1945 года перешла в его труппу. И если на экране в тот период ей доставались лишь крохотные эпизоды, не отображённые в титрах, то на сцене ей выпал шанс проявить себя в роли Елены Николаевны Кошевой в инсценировке «Молодой гвардии» А.А. Фадеева в постановке Сергея Герасимова, имевшей тогда большой общественный и культурный резонанс. К сожалению, в экранизацию «Молодой гвардии» Ленская не попала, поскольку на эту роль была назначена супруга режиссёра Тамара Макарова. Не пробыв в Театре киноактёра и трёх лет, в июле 1948 года Ольга Ленская снова попала под сокращение. Работы в кино тогда не хватало даже именитым актёрам, поэтому на киностудиях решили избавиться от ненужного балласта. Да и сам Театр киноактёра вскоре был преобразован в Студию, потеряв статус государственного. И хотя там по-прежнему выпускались спектакли в постановках именитых режиссёров, общественность довольно прохладно относилась к его деятельности. Оставшись без работы, Ольга Ленская не потерялась, целиком сосредоточилась на доме и семье. В чисто бытовом и житейском плане ей тогда было гораздо легче, нежели в военное время, поскольку муж Глеб Кузнецов, вернувшийся с войны инвалидом, работал на «Мосфильме» директором картин и имел возможность обеспечивать семью. И всё же Ленская встала на актёрский учёт «Мосфильма», изредка снималась в эпизодах (в основном в фильмах, на которых работал муж), а ближе к концу жизни даже сыграла заметную роль сердобольной, за всё переживающей тёти Насти в телевизионном фильме Киностудии имени А.П. Довженко «Доверие» в постановке Николая Ильинского. Дети Ольги Германовны и Глеба Петровича, как и они сами, избрали творческое направление в жизни. Старший, Александр (1930–1998), окончил Московское художественное училище, работал на «Мосфильме» в качестве художника-постановщика («Человек ниоткуда», «Пропало лето», «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «По семейным обстоятельствам» и другие). Младший, Алексей (1941–2023), Заслуженный деятель искусств России, окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, играл в Театре имени Евг. Вахтангова, снимался в кино. Урна с прахом Ольги Ленской захоронена в могиле родственников на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1923: «Семья Грибушиных» (горничная); 1925: «Медвежья свадьба» (Туська); 1927: «Чужая» (эп.); 1928: «Соперницы» (Тутыгаш), «Хромой барин» (Саша); 1929: «Матрос Иван Галай» (Феня, дочь Жамкина); 1930: «Кто виноват?» (Таня); 1931: «Механический предатель» (соседка); 1933: «Изменник родины» (Ванда); 1935: «Конец полустанка» (Настя, телеграфистка); 1944: «Большая земля» (эвакуированная женщина); 1949: «Кубанские казаки» (колхозница); 1956: «Илья Муромец» (эп.); 1958: «Сампо» (эп.); 1959: «Хмурое утро» (эп.); 1972: «Доверие», тв (тётя Настя). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru