Лифанова Маргарита Ульяновна

LifanovaЛифанова Маргарита Ульяновна
Заслуженная артистка РСФСР (1971)
Родилась 13 июня 1926 года.
Умерла 26 июня 2007 года.

Маргарита Лифанова родилась в Москве. Своего отца она не знала, вместе с младшей сестрой воспитывалась матерью Матрёной Сергеевной Лифановой. Ей, чтобы прокормить своих девочек, приходилось трудиться никелировщицей на Московском карбюраторном заводе № 33, а позднее, после получения травмы, уборщицей в артели «Труд быт».

Маргарита с 1935 года училась в 275-й школе Ростокинского района Москвы. Окончив её перед самым началом войны, она поступила в ремесленное училище полиграфистов № 3, осваивала специальность машинной наборщицы. В этот же период, в 1942 году, скончалась её мама Матрёна Сергеевна. Маргариту, шестнадцатилетнюю девчонку, вдвоём с младшей сестрой, сразу взяло под опеку Главное управление трудовых резервов, к которому относилось училище. После того, как она вышла из его стен, в 1943 году её направили учиться на радиоотделение Московского индустриального техникума. Обучение, продолжавшееся четыре года, не слишком увлекало молодую, красивую девушку. Все её помыслы уже были направлены в противоположную технике сторону. Она грезила сценой, активно участвовала в художественной самодеятельности. В 1945 году её там заприметили ассистенты режиссёра Сергея Юткевича и пригласили на эпизодическую роль ведущей концерта в картину «Здравствуй, Москва!». Это ещё более укрепило в ней желание вступить на актёрскую стезю. Как только в 1947 году Маргарита Лифанова окончила техникум, то, с разрешения Главного управления трудовых резервов, поступила в студию при Театре имени Ленинского комсомола, который стал ей родным на всю оставшуюся жизнь. Уже в июне 1949 года она дебютировала на его сцене в роли школьницы Нади Коваль в спектакле «В окнах горит свет» по пьесе Л.Д. Аграновича, а после окончания студии в марте 1950 года оставлена в основной труппе театра.

Творческий путь Маргариты Ульяновны в Театре имени Ленинского комсомола за пятьдесят семь лет складывался по-разному. Первое десятилетие она, в основном, играла молодых героинь в пьесах советских авторов: Таню Брыкину («Доброе имя» К.М. Симонова), Галю Тугаринову («Первая симфония» А.К. Гладкова), Надюшу («Фабричная девчонка» А.М. Володина), Лену Иванову («Товарищи романтики» М.А. Соболя), Таню Воробьёву («Незнакомые люди» Л.Е. Устинова), Барбару («Опасный возраст» С.Д. Нариньяни) и других. В этот же период Лифанова начала активно сниматься в кино. Первой ласточкой стала главная роль в комедии Владимира Петрова «Спортивная честь». Фильм вышел на экраны в самый разгар малокартинья и мгновенно сделал молодую актрису знаменитой. Следом за ним последовало приглашение от Фридриха Эрмлера сыграть Шуру Ветрову в его картине «Победители», которая, в виду сокращения кинопроизводства, так и не была завершена. В 1950-е годы Лифанова ещё трижды предстала перед камерой, и только один из этих фильмов – «Екатерина Воронина» Исидора Анненского на долгие годы остался в памяти зрителей.

В самом начале работы в Театре имени Ленинского комсомола Маргарита Лифанова познакомилась с начинающим режиссёром Евгением Рубеновичем Симоновым (1925–1994), ставшим её мужем. В 1953 году в их семье родился сын Рубен, названный в честь знаменитого деда – Рубена Николаевича Симонова, художественного руководителя Театра имени Евг. Вахтангова. Он с честью продолжил творческую династию: окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, играл в том же Вахтанговском театре. Брак его родителей продлился более десяти лет и распался в первой половине 1960-х. Маргарита Ульяновна затем вышла замуж за известного драматурга Алексея Николаевича Арбузова (1908–1986), прожила с ним до самой его кончины.

Первые серьёзные работы в репертуаре Маргариты Лифановой стали появляться лишь в начале 1960-х. В марте 1963-го актриса сыграла несколько ролей в пьесе Карла Виттлингера «Лучше останься мёртвым…» в постановке Алексея Баталова. Затем, когда в театр пришёл Анатолий Эфрос, начался наиболее значительный виток в её карьере. Режиссёр задействовал Лифанову в ряде своих постановок, доверял разноплановые роли: Нюру и Риту («В день свадьбы» В.С. Розова), Марту Штаубе («Каждому своё» С.И. Алёшина), судью Гридневу («Судебная хроника» Я.И. Волчека), незнакомку в маске («Мольер» М.А. Булгакова). К сожалению, после того как Эфрос покинул театр, счастливая полоса в актёрской судьбе актрисы закончилась. В конце 1960-х – первой половине 1970-х гг. она ещё продолжала получать большие работы, но затем её уделом стали роли второго плана. В 1980-е – 2000-е гг. она играла уже крайне мало. Среди её поздних работ: Вера («Вера, Надежда, Любовь» А.Н. Арбузова), Юлия («Некоторые огорчения» А.Н. Арбузова), Сооткин и Катлина («Тиль» Г.И. Горина), мать Нели («Жестокие игры» А.Н. Арбузова), Лидия Ивановна («Проводим эксперимент» В.К. Черных и М.А. Захарова), мать Юли («Встречи на Сретенке» В.Л. Кондратьева), Манефа («Мудрец» А.Н. Островского). Последняя роль – Берта в «Поминальной молитве» Г.И. Горина, в которой Лифанова заменила ушедшую из жизни Татьяну Пельтцер.

Кино исчезло из творческой жизни Маргариты Лифановой также быстро, как и появилось. В 1965 году она сыграла небольшую роль Жанны Васильевны, тётушки главных героев, в фильме Татьяны Лиозновой «Рано утром», в 1973-м – Тамару Андреевну, сотрудницу архива, в пронзительной картине Михаила Богина «Ищу человека». В 1974 году была ещё маленькая роль хозяйки зимовья в телефильме по пьесе её мужа Алексея Арбузова «Таня» в постановке Анатолия Эфроса. И на этом всё закончилось.

Судьба подарила мне три памятные встречи с Маргаритой Ульяновной. В 2005 году, в период работы над энциклопедией «Актёры отечественного кино», мне довелось дважды побывать в её небольшой квартире на улице Плющиха. На пороге меня встречала небольшого роста пожилая женщина с хрипловатым голосом. Много курила, спрашивала о современной молодёжи, удивлялась, почему она мало читает. В третий раз я встретил Лифанову в том же году на сборе труппы в Ленкоме. Тогда же я в первый и последний раз видел Абдулова, Янковского, Струнову, Виллора Кузнецова и других, кого уже нет с нами.

Похоронена Маргарита Лифанова рядом с мужем на Кунцевском кладбище. На могиле почему-то отсутствует табличка, извещающая о её последнем приюте.

Фильмы и роли:

1945: «Здравствуй, Москва!» (ведущая концерта); 1949: «Кубанские казаки» (подруга Даши); 1951: «Спортивная честь» (Тоня); 1952: «Победители», не завершён (Шура Ветрова); 1955: «В квадрате 45» (Ирина Алеева), «Зелёные огни» (Оксана); 1957: «Екатерина Воронина» (Соня Ермакова); 1965: «Рано утром» (Жанна Васильевна); 1973: «Ищу человека» (Тамара Андреевна); 1974: «Таня», тв (хозяйка зимовья); 2004: «Мудрец», тв (Манефа).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru