Лилина Елизавета НиколаевнаЛилина (по мужу Калашникова) Елизавета Николаевна Елизавета Лилина (в девичестве – Юматова) появилась на свет в Саратове в семье рабочего-модельщика Саратовского чугунолитейного завода Николая Ивановича Юматова (умер в 1898 году) и домашней хозяйки Мариамны Михайловны Юматовой (в девичестве Васильевой; 1859–1935). Росла в суровых условиях рабочего быта, помогала матери по хозяйству, присматривала за младшим братом. Но, несмотря на то, что в её семье не было творческих людей, она с юного возраста мечтала стать артисткой, и, наконец, в 1899 году осуществила своё стремление – дебютировала на сцене Саратовского народного дома. Достигнув цели, Елизавета уже не мыслила себя без сцены, и с этого момента начался отсчёт её долгого пути в актёрской профессии, в которой она познала и радости и разочарования. Начало артистической деятельности совпало у Елизаветы с изменениями в личной жизни. В Саратовском народном доме она познакомилась с Калашниковым (по сцене – Нероновым) Владимиром Ивановичем (1866–1919), впоследствии известным театральным актёром, и стала его женой. Вся её дальнейшая творческая жизнь, вплоть до его кончины в 1919-м, была связана с ним. Актриса взяла более звучный сценический псевдоним – Лилина (как у супруги К.С. Станиславского – М.П. Лилиной), и вместе с мужем колесила по театральной провинции. Играла в Нижнем Новгороде, Риге, Вильно, Старой Руссе, Харькове, Новочеркасске, Ростове, Саратове, Казани и других городах. Всё чаще выходя на сцену, она набиралась профессионального опыта, в чём ей также помогал её супруг, и со временем стала интересной разносторонней артисткой, которой хорошо удавались роли героинь, лирические и характерно-комедийные образы. В 1915 году Елизавета Лилина и Владимир Неронов обосновались в Москве, будучи приглашены в труппу Театра Корша, но после его реорганизации в 1917 году их театральные пути разошлись. Неронова приняли во МХАТ, а Лилиной много лет пришлось странствовать по мелким театральным коллективам (Театр Совета солдатских депутатов, Театр драмы и комедии, Первый театр Горсовета, Театр Белорусской железной дороги, Производственный театр, Инструктивно-показательный театр и др.), подыскивая себе достойное место. И, к счастью, оно нашлось. В феврале 1943 года Елизавета Николаевна была принята в труппу Центрального театра Красной армии (с 1951 года – Советской армии), в котором прослужила до ухода на заслуженный отдых в марте 1959 года. Сыграла там Софью Петровну («За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва), Игнатьевну («Сталинградцы» Ю.П. Чепурина), Старуху («Сказка о правде» М.И. Алигер), Прасковью Никитичну («Софья Ковалевская» Бр. Тур), Мэри Дженкинс («Под чужим небом» Б.Р. Изакова), Глафиру Климовну Глумову («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Бальзаминову-мать («Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского), Матрёну Карповну Звонкову («Замужняя невеста» А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, А.С. Грибоедова), тётю Наташу («Степь широкая» Н.Г. Винникова), Элпитэ («Стрекоза» М. Бараташвили) и другие роли. В кино Маргарита Лилина снялась всего лишь несколько раз, проявив себя интересной характерной и лирической актрисой. Лучшая её работа – злая и безжалостная хозяйка дома Матрёна Ивановна в фильме «В людях» Марка Донского из кинотрилогии о юных годах Максима Горького. Сын Елизаветы Лилиной и Владимира Неронова – Николай Неронов (1901–1975), буквально выросший за кулисами, пошёл по стопам родителей и стал артистом. Работал вместе с матерью в одном театре – ЦАТСА, выходил на одни с ней подмостки. В отличие от родителей его карьера в искусстве сложилась более скромно, не доставив ему больших актёрских достижений. Родной брат Елизаветы Николаевны – Владимир Николаевич Юматов (по сцене – Рудин; 1889–?), следом за сестрой, тоже пошёл в артисты, играл в Московском драматическом театре. Похоронена Елизавета Лилина вместе с мужем и сыном на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1938: «В людях» (Матрёна Ивановна); 1939: «Истребители» (мать Кожухарова), «Поднятая целина» (жена Фрола Дамаскова); 1945: «Близнецы» (старушка у колонки); 1947: «Поезд идёт на восток» (старушка на вокзале); 1948: «Три встречи» (мать Максима Корнева); 1950: «Смелые люди» (Антонина Гавриловна); 1958: «У тихой пристани» (Фёкла Иннокентьевна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru