Луценко Эльва Андреевна

Lutsenko-1Луценко Эльва Андреевна
Родилась 24 мая 1924 года.
Умерла 23 апреля 2000 года.

Эльва Луценко родилась в Томске. Её отец Андрей Антонович Луценко (1903–1942) был профессором политико-экономических наук, погиб в мае 1942 года на фронте Великой Отечественной войны. Мать Фея Яковлевна Васюкова (1903–?) работала начальником отдела Центросоюза в Москве.

Эльва в 1931 году поступила в Омскую среднюю школу и окончила её в 1942 году. Ещё будучи ученицей, с 1941 работала в Омском госпитале, ухаживала за ранеными. В тайне от всех мечтала стать артисткой, но в условиях тяжёлого военного времени и отдалённости от столицы, осуществить это было непросто. И всё же в 1943 году Эльва Луценко решилась на этот шаг. В Москве она поступила на актёрский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина на курс к Вере Константиновне Львовой, который сложился сплошь из красавиц – Юлии Борисовой, Людмилы Геники, Нинель Мышковой, Аллы Парфаньяк, Людмилы Фетисовой. И Эьва Луценко заняла в этом ряду не последнее место.

Сразу после поступления в училище Луценко выскочила замуж за Михаила Миркина и в 1945 году родила дочь Наталью. Брак этот оказался недолгим и распался с получением Эльвой диплома в 1947 году. В этот же период она получила приглашение с «Ленфильма» от режиссёра Александра Файнциммера сыграть одну из главных женских ролей в фильме «За тех, кто в море!». Эта работа стала для неё удачной и в творческом и в личном плане. На съёмках картины у Эльвы Луценко завязался роман с режиссёром, по окончании которых она стала его женой. Однако, это событие не послужило основой их дальнейшего творческого содружества. Файнциммер занял жену ещё лишь однажды в крохотной роли радистки в поставленном им совместно с Владимиром Корш-Саблиным фильме «Константин Заслонов». А вскоре они расстались. Вероятно, солидная разница в возрасте и различие интересов подтолкнули их к этому шагу.

В 1948 году Эльва Луценко была принята в труппу Ленинградского Нового театра (с 1953 года – Театр имени Ленсовета), сыграла там ряд ведущих ролей: Вышневицкую в «Доходном месте» А.Н. Островского, Адриану в «Комедии ошибок» В.Шекспира, Пашу в «С Новым годом!» М.А. Светлова, Сильвию в «Ночном переполохе» М.Ж. Соважона, Кристину Гаст в «После разлуки» Бр. Тур, Марию Йенсен в «Европейской хронике» А.Н. Арбузова и других. Возможно, что и в дальнейшем творческая судьба Эльвы Луценко в этом коллективе складывалась бы вполне удачно, но тому помешали неоднократно проявляемые ей нарушения дисциплины, а приход в театр в нетрезвом виде послужил причиной её увольнения в марте 1961 года.

После этого инцидента Эльва Андреевна перебралась в Москву и поступила на службу в Театр имени Ленинского комсомола. В отличие от Театра имени Ленсовета, здесь она заняла довольно скромное положение, была задействована, в основном, в ролях второго плана и эпизодах. Среди её работ в Ленкоме: Прасковья («Суджанские мадонны» Ю.М. Нагибина и Ц.С. Солодаря), Мария Гавриловна («Дождь – хорошая погода» М.С. Шатерниковой), Надежда Петровна («Голубая роза» Л. Украинки), докторша («Конец Хитрова рынка» А.А. Безуглова и Ю.М. Кларова), Верхолыха («Колонисты» А.С. Макаренко), Елизавета Васильевна («Вечером, после работы» В.К. Константинова и Б.М. Рацера), тётя Нюра Кудряшова («Мои Надежды» М.Ф. Шатрова), мать Тамары («Сержант, мой выстрел первый» Э.Я. Володарского) и другие.

После расставания с Александром Файнциммером дальнейшие отношения Эльвы Луценко с кино не сложились. Её послужной список пополнился лишь небольшими ролями в фильмах «Запасной игрок» (Мамоткина), «Две жизни» (швея), «Полосатый рейс» (Пуся), «Дети Дон Кихота» (полная мамаша), «Семья как семья» (Брусничкина), в которых она использовала свою яркую фактуру и характерность.

В 1981 году Эльва Андреевна оставила сцену. Как прошёл остаток её жизни, к сожалению, неизвестно. С 1996 года она проживала в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Там и окончила свои дни. Урна с прахом актрисы захоронена на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1947: «За тех, кто в море» (Горелова); 1949: «Константин Заслонов» (радистка); 1954: «Запасной игрок» (Мамоткина); 1961: «Две жизни» (Прасковья, швея), «Полосатый рейс» (Пуся); 1965: «Дети Дон Кихота» (полная мамаша); 1970: «Семья как семья», тв (Брусничкина).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru