Майорова Вера ВладимировнаМайорова Вера Владимировна Вера Майорова (в девичестве Земская) родилась в Москве, имеет интересную родословную. Её дед по линии отца Борис Михайлович Земский (1891–1941) – ученик Н.Е. Жуковского, бригадный военный инженер, профессор, преподаватель аэродинамики в Институте инженеров Красного воздушного флота. Его брат Андрей Михайлович Земский (1892–1946) – известный языковед, автор учебных пособий по русскому языку, муж родной сестры М.А. Булгакова Елены Афанасьевны. Существует версия, что именно он стал прообразом Степанова-Карася в романе писателя «Белая гвардия». Отец Веры Владимир Борисович Земский (1918–1980) окончил Академию воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, был военным лётчиком, инженером, работал в Генеральном штабе вооружённых сил СССР, заведовал отделом информатики по космосу. Мать Зоя Леонидовна Земская (1921–1995) окончила Московскую консерваторию, стала певицей, выступала в Большом театре. Свою дочь она родила в семнадцать лет, поэтому, в основном, ей занимались няня и бабушка. Зоя Леонидовна была хороша собой, привлекала к себе внимание мужчин. Один из них, известный дирижёр Семён Семёнович Сахаров (1907–1989), не смог устоять перед её красотой, безумно в неё влюбился. Человек честный, благородный, он прямо заявил мужу Зои Леонидовны, что будет её добиваться, и сдержал своё слово. Ей пришлось уйти от мужа, некоторое время пожить у мамы, но со временем Семён Семёнович смог покорить её сердце. С десяти лет Вера жила вместе с отчимом, очень трепетно к ней относившимся, делавшим всё для её культурного развития. Неудивительно, что она росла творческим ребёнком, проявлявшим интерес к искусству и литературе. С раннего детства Вера любила всех показывать, и когда пришла пора выбора профессии, целеустремлённо пошла в артистки. При поступлении в Театральное училище имени Б.В. Щукина, по совету Веры Константиновны Львовой, выучила «первый поцелуй Наташи Ростовой» из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «шапку Черномора» из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина, «Муху и пчелу» И.А. Крылова, и с третьего тура была принята на курс к Иосифу Матвеевичу Рапопорту и Анатолию Ивановичу Борисову. С этого набора в 1962 году вышли известные впоследствии артисты: Николай Волков, Юрий Волынцев, Виктория Лепко, Андрей Миронов, Валентина Шарыкина, Ольга Яковлева. Вера Майорова была в их числе. На момент окончания училища она уже снялась у Ролана Быкова в «Семи няньках», её узнавали на улицах, поэтому ей светили самые радужные перспективы. Ещё на третьем курсе Майорову звал к себе Николай Павлович Охлопков, предлагал Офелию в «Гамлете», готов был ждать, когда она получит диплом, но юная артистка выбрала другого режиссёра. По совету старшекурсника Константина Желдина Вера Майорова подготовила рассказ А.П. Чехова «Пропащее дело», показалась с ним Андрею Александровичу Гончарову, сразу взявшему её в Московский драматический театр (с 1968 года – на Малой Бронной), в котором он служил главным режиссёром. Так, волею судьбы, Вера Владимировна пришла в коллектив, ставший ей родным на всю жизнь. За почти полувековую творческую карьеру актрисой были сыграны десятки самых разных ролей: Кэтрин («Вид с моста» А. Миллера), Милена Андрштова («Свадьба брачного афериста» О. Данека), Даша Бабошко («Судьба – индейка» А.В. Софронова), Валя («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука), Ариша («Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова), Варя и Лиза («Брат Алёша» В.С. Розова), Капитолина («Не от мира сего» А.Н. Островского), Шарлотта («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), Людочка («Покровские ворота» Л.Г. Зорина), Анна Фёдоровна («Варвары» М. Горького), Бьянка («Отелло» В. Шекспира), Розмери («Лето и дым» Т. Уильямса), Наташа («Три сестры» А.П. Чехова), А. («Бабуля-блюз» Л.С. Петрушевской), Войницкая («Леший» А.П. Чехова), Машенька («Тёмные аллеи» И.А. Бунина) и другие. Актриса тонкой душевной организации, хрупкого психологического склада, Майорова часто играла неординарных героинь, со сложным мироощущением, болезненно воспринимающих фальшь и несправедливость окружающего социума. Отношения с кинематографом у Веры Майоровой складывались весьма неровно. После «Семи нянек» она снялась в главной роли в картине «Лушка» Леопольда Бескодарного и Игоря Самборского на Киностудии имени А. Довженко, сыграла влюбившуюся в преступника таксистку. Одновременно Майорова появилась у Ивана Пырьева в «Свете далёкой звезды» в образе Лизы Прохоровой, потерявшей новорожденного ребёнка. Две довольно сложные работы должны были открыть актрисе путь к новым ролям, однако этого не произошло. Майорова снималась на телевидении, сыграла интересные роли в ряде телеспектаклей (Анюта – «В номерах»; Матюрина – «Всего несколько слов в честь господина де Мольера»), а на большой экран вернулась лишь в начале 1980-х. Режиссёр Алексей Салтыков доверил ей небольшие роли в картинах «Полынь – трава горькая» и «Экзамен на бессмертие», а затем Константин Лопушанский пригласил Майорову на роль умирающей жены главного героя в «Письма мёртвого человека». Собственно это были те же образы неоднозначных героинь, начатых актрисой в театре. Кроткие, болезненные, они были сыграны весьма убедительно, на большом внутреннем нерве. Позднее Вера Владимировна снялась ещё в пятнадцати фильмах и телесериалах, играя представительниц разной социальной принадлежности. Среди них: Нина («Железный занавес»), Раиса («Клетка»), мисс Хофман («Леди Босс»), бабка Мухина («Лола и Маркиз»), Ольга Андреевна («Семейка Ады»). В последние годы творческая судьба не балует Веру Майорову новыми ролями. С приходом в театр Сергея Голомазова она десять лет ничего не играла, только числилась в труппе. Ситуация изменилась в 2019 году, когда на пост художественного руководителя Театра на Малой Бронной был назначен Константин Богомолов. Он занял актрису в инсценировке сказки Павла Пряжко «Лунная масленица» в роли Пыли, осуществлённую режиссёром Филиппом Григорьяном, а также в собственном детище – спектакле «Бесы» по Ф.М. Достоевскому. После многолетнего простоя эти работы подарили Вере Владимировне радость творчества, ощущение собственной необходимости. К счастью, период невостребованности не прошёл для Майоровой впустую, не поселил в её душе трагическое опустошение. Всё это время она посвятила семье: мужу Вадиму Сергеевичу, вместе с которым уже более пятидесяти лет, и дочери Марии, инвалиду-колясочнику, нуждающейся в постоянном уходе. Фильмы и роли: 1962: «Семь нянек» (Алла); 1964: «Лушка» (Лушка Кукушкина), «Свет далёкой звезды» (Лиза Прохорова); 1971: «Следствие ведут знатоки. Черный маклер», тв (Раечка); 1972: «Платон Кречет», тв (Валя); 1973: «В номерах», тв (Анюта), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», тв (Матюрина), «Трибунал», тв (Галя); 1977: «Не от мира сего», тв (Капитолина); 1982: «Полынь – трава горькая» (Лиза); 1983: «Экзамен на бессмертие» (мать); 1986: «Пётр Великий», тв, США (Меншикова), «Письма мёртвого человека» (Анна); 1987: «Мужские портреты» (Ольга Строкова); 1988: «Посетитель музея» (Ингра); 1990: «Сфинкс» (Людмила Борисовна); 1992: «Как живете, караси?» (Вера, мама Никиты); 1995: «Железный занавес» (Нина); 2000: «Артист и мастер изображения» (тёща Савельева); 2001: «Борода в очках и бородавочник» (мать Наташи), «Клетка», тв (Раиса Сергеевна), «Леди Босс», тв (мисс Хофман); 2002: «Next 2», тв (мать Семирядина), «Жизнь продолжается», тв (бабушка Марины); 2004: «Лола и Маркиз», тв (бабка Мухина); 2006: «Дом-фантом в приданое», тв (тетя Вера); 2008: «И всё-таки я люблю», тв (главврач в роддоме), «Поцелуй не для прессы» (врач), «Семейка Ады» (Ольга Андреевна, соседка). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru