Максимов Василий ПавловичМаксимов Василий Павлович Василий Максимов родился в Санкт-Петербурге. Его отец Павел Максимович Максимов (умер в 1923 году) в молодые годы работал на Путиловском заводе, затем – слесарем вагонных мастерских Николаевской железной дороги. Мать Анна Ивановна Максимова (умерла в 1948 году) до 1942 года занималась домашним хозяйством, последний отрезок жизни работала в охране. Василий Максимов по окончании среднего образования в 1922 году поступил на актёрский факультет театральной школы Ленинградского Пролеткульта, учился у Павла Павловича Гайдебурова. Окончив её в 1926-м, остался работать в этом коллективе, сыграл там Гаврика в «Шлаке», Киричека во «Власти», Бельского в «Турецкой трубке», Голикова в «Зелёных квадратиках» и других. Большинство этих пьес писалось специально для Пролеткульта, пропагандировавшего рабочее движение, отрицавшего культурное наследие прошлого, поэтому все они не выдержали испытание временем, оставив о себе лишь скупые упоминания в прессе и изданиях того периода. В 1931 году Василий Максимов перешёл на художественно-массовую работу, устроившись инструктором в политотдел Кронштадтской морской базы. Проработав в этом качестве два года, он вернулся в актёрскую профессию, войдя в труппу Ленинградского театра Красной армии. Там он впервые соприкоснулся с хорошей драматургией, сыграв ряд ролей в классических и советских пьесах: Медведева в «Славе» В.М. Гусева, Медведева и Бубнова в «На дне» М. Горького, Перчихина в «Мещанах» М. Горького, Филиберта в «Забавном случае» К. Гольдони и других. В дальнейшем на протяжении нескольких лет, уйдя из Театра армии в 1935 году, Максимов периодически менял театральные коллективы, нигде подолгу не задерживаясь. Он играл в Театре под руководством Л.С. Вивьена, Театре ЛОСПС, Ленинградском драматическом театре. С 1938 по 1939 гг. работал в Ленгосэстраде, показывая зрителям сцены из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя. С 1940 года Максимов служил в Театре имени Ленсовета, где ему посчастливилось сыграть несколько заметных ролей: Шмагу в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Робинзона в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Панталоне в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Лаврова в «Адмирале Нахимове» И.В. Луковского и других. Во время Великой Отечественной войны, в марте 1942 года, Василий Максимов вместе с Театром имени Ленсовета был эвакуирован в Пятигорск. В августе этого же года с группой артистов выехал в Ашхабад и до 1944 года работал в составе Киевской киностудии, находившейся там в эвакуации. В этот период он снялся в эпизодической роли немецкого офицера в фильме Марка Донского «Радуга», по сути, ставшей его полноценным кинодебютом (не считая крохотного появления в роли почтальона в комедии «На отдыхе» в 1936 году). С января 1944 года Максимов играл в Бакинском театре русской драмы и только в феврале 1946 года вернулся в Ленинград. Два сезона он работал в Театре-студии под руководством А.Б. Винера, затем ещё год – в ансамбле под руководством Л.П. Ткачёва и А.А. Олицкого при Ленгосэстраде. Наконец, в 1949 году он был принят в труппу Ленинградского большого драматического театра имени М. Горького, где служил до ухода на пенсию в 1965 году. За шестнадцать лет Максимов сыграл ряд разноплановых ролей, среди которых преобладали характерно-комедийные: Достигаев («Егор Булычов и другие» М. Горького), Войнович («Флаг адмирала» А.П. Штейна), Расплюев («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Закатов («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Петрушкевич («Пролог» А.П. Штейна), Штайниц («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), начальник вокзала («Безымянная звезда» М. Себастьяна), господин Марэ («Шестой этаж» А. Жери), Фердыщенко («Идиот» Ф.М. Достоевского), Печенегов («Враги» М. Горького), старший капрал («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи), исправник («Варвары» М. Горького), Бухта («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука), Лу Гэнс («Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита) и другие. В кино Василий Максимов начал активно сниматься с середины 1950-х гг. в небольших ролях и эпизодах характерно-комедийного плана. Среди его наиболее заметных работ: священник («Дон Кихот»), Семён Семёнович Селезнёв («Шофёр поневоле»), Андрей Петрович («Не имей сто рублей»), директор департамента («Шинель»), редактор газеты («И снова утро»), начальник жилотдела («Хотите – верьте, хотите – нет»). Супруга Василия Павловича работала преподавателем английского языка Ленинградского военно-механического института. Актёр имел сына 1925 г.р. и дочь 1938 г.р. Похоронен Василий Максимов на кладбище «Памяти жертв 9 января» в Санкт-Петербурге. Фильмы и роли: 1936: «На отдыхе» (почтальон); 1943: «Радуга» (немецкий офицер); 1949: «Академик Иван Павлов» (американский корреспондент); 1953: «Любовь Яровая» (протоиерей Закатов); 1956: «Пролог» (Петрушевский); 1957: «Балтийская слава» (офицер), «Всего дороже» (завхоз), «Дон Кихот» (священник), «Его время придет» (министр), «Улица полна неожиданностей» (профессор Сергей Николаевич); 1958: «Мистер Икс» (поклонник Теодоры), «Шофер поневоле» (Семен Семенович). 1959: «Достигаев и другие» (банкир), «Не имей сто рублей» (концертмейстер Пушкин), «Шинель» (столоначальник); 1960: «Дама с собачкой» (буфетчик), «И снова утро» (редактор газеты); 1961: «Барьер неизвестности» (профессор), «Две жизни» (мясник), «Первые испытания», 2-я серия (Ферапонт Иванович); 1964: «Хотите – верьте, хотите – нет» (начальник жилотдела); 1965: «Залп “Авроры”» (министр). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru