Максимова Антонина МихайловнаМаксимова Антонина Михайловна Судьба актрисы Антонины Максимовой во многом остаётся сегодня загадочной. Прожив семьдесят лет, она оставила очень мало фактов о своей жизни, скупо перечислив их в немногих сохранившихся документах. Причиной этому, наверное, был замкнутый малообщительный образ жизни, о котором говорят немногие, помнящие её, коллеги. Проработав сорок лет в труппе Театра-студии киноактёра, она ни с кем там не дружила, никого близко к себе не подпускала и сосредотачивалась исключительно только на творчестве, которое было для неё главным. Никогда не отказывалась от работы в кино и театре. Приходила на спектакли задолго до их начала, сидела в гримёрке, настраивалась на волну своего персонажа и затем «вылетала» на сцену, подобно шаровой молнии. А уж актрисой она была великолепной – яркой, стремительной, с красивым голосом и мощным темпераментом. Такой мы её и помним по ролям в кино, которых в творческом багаже Антонины Михайловны немалое количество. Родилась Максимова в Туле. Её отец тридцать лет отработал на Тульском оружейном заводе. Мать занималась домашним хозяйством. У Антонины были ещё два брата. Один впоследствии жил в Ленинграде, работал в Институте точных измерительных приборов. Другой трудился в сфере полиграфической промышленности в Москве. По окончании школы Антонина Максимова уехала в столицу и поступила на актёрский факультет ГИТИСа, который окончила в 1938 году. Во время учёбы, в 1936 году, снялась в главной роли в фильме Григория Рошаля «Зори Парижа», сыграв отважную французскую революционерку Катрин Миляр, одну из защитниц парижских коммун. Во время съёмок этого фильма у Максимовой случился роман с исполнителем главной роли, вахтанговцем Дмитрием Дорлиаком, результатом которого стало рождение ребёнка. Но, к сожалению, и ему и его отцу была уготована короткая жизнь: ребёнок умер ещё в младенчестве, а Дмитрий Дорлиак через год после этого от брюшного тифа. Оправившись после личной трагедии, Антонина Максимова в 1939 году вступила в труппу Московского театра «Комедия», а в 1940 году – Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, на сценах которых сыграла Катю в «Варварах» М. Горького, Катерину в «В степях Украины» А.Е. Корнейчука, Смельскую в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского. В начале Великой Отечественной войны Максимова ушла на фронт, служила в качестве радистки до 1943 года. Затем была зачислена в состав 1-го фронтового театра ВТО, где участвовала в спектаклях «Жди меня» К.М. Симонова (Лиза), «Фрол Скобелев» Д.В. Аверкиева (Варя) и «Укрощение укротителя» Д. Флетчера (Мария). В 1946 году на один сезон она переходила в драматический ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников, сыграв там Полину в «Мачехе» и Нину Александровну в «Машеньке» А.Н. Афиногенова. Наконец, в августе 1947 года Антонина Максимова была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра, в котором прослужила до конца жизни. На его сцене ею был создан ряд разноплановых образов, среди которых: Памелла («Остров мира» Е.П. Петрова), Алёна Дмитриевна («Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева), Анна («Софья Ковалевская» Бр. Тур), Клавдия («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Феня («Директор» Ю.М. Нагибина), Марфа Петровна («Русские люди» К.М. Симонова), Кабаниха («Гроза» А.Н. Островского) и других. Сотрудничество Антонины Максимовой с кино, параллельно театру, проходило довольно плодотворно и успешно. Здесь она проявила себя как интересная драматическая актриса, игравшая сильных, решительных женщин и мягких лирических героинь. Среди них были военные, чиновницы, учительницы, матери, представительницы интеллигенции: Галина Зорина («Моряки»), Ольга («Суд чести»), Эмилия («Отелло»), Ольга Быстрых («Тайна двух океанов»), Наташа («Приходите завтра»), Екатерина Михайловна («Как закалялась сталь») и другие. Но самыми лучшими ролями в кинобиографии актрисы, на мой взгляд, стали мать Алёши в «Балладе о солдате» Григория Чухрая и Елизавета Кондратьевна в «Твоём современнике» Юлия Райзмана. В первом случае в маленьком пространстве роли Максимова с большой искренностью и достоверностью создала собирательный образ всех матерей Советского Союза, проводивших своих сыновей на фронт. Её взгляд, наполненный любовью, болью и тревогою за судьбу сына, думаю, не оставил равнодушным никого из зрителей. А другая мать актрисы из «Твоего современника», наоборот, своей слепой исступлённой любовью к сыну вызывала бурю осуждающих эмоций. Её собственнический, не требующий возражений, подход к взрослому сыну, желание во что бы то ни стало огородить его от отношений с взрослой женщиной с ребёнком, передан Максимовой предельно точно и драматично, вследствие чего эта её работа запомнилась не меньше, чем в «Балладе о солдате». Часто играя на экране различных матерей, в жизни Антонина Михайловна была одинока. И причиной этому, скорее всего, был, уже упомянутый выше, её непростой характер, стремление к одиночеству, замкнутость. Единственный её официальный брак с писателем Яковом Лазаревичем Акимом (1923–2013) продлился недолго. Детей у супругов не было. Поэтому в последние годы жизни, когда работы стало меньше, и начались проблемы со здоровьем, одиночество Максимовой усугубилось с особенной силой. Но она пыталась бороться, полностью сосредотачиваясь на работе. В 1982 году совместно с режиссёром Павлом Хомским подготовила моноспектакль по произведениям И.А. Бунина «Но след мой в мире есть», который представила на сцене Театра-студии киноактёра. Однако обнаруженная вскоре у актрисы тяжёлая онкологическая болезнь окончательно вывела её из строя. Скончалась она в онкологическом центре на Каширском шоссе, один месяц не дожив до своего семидесятилетия. Похоронена Антонина Максимова на Долгопрудненском кладбище. Фильмы и роли: 1936: «Зори Парижа» (Катрин Миляр); 1939: «Воздушная почта» (Галина Зорина), «Моряки» (Галина); 1948: «Суд чести» (Ольга); 1950: «Донецкие шахтеры» (жена шахтера); 1952: «Второй караван» (Мелкумова); 1955: «Отелло» (Эмилия); 1955-1956: «Тайна двух океанов» (Ольга Быстрых); 1958: «Маяковский начинался так» (Людмила); 1959: «Баллада о солдате» (мать Алеши); 1960: «Каток и скрипка», к/м (Сашина мама), «Леон Гаррос ищет друга» (Антонина Петровна, председатель колхоза); 1961: «Любушка» (дама на бегах); 1962: «Приходите завтра» (Наташа); 1963: «Бухта Елены» (Вера Павловна); 1965: «Звонят, откройте дверь» (Иванова Вера Викторовна, пионерка с «Красного треугольника»), «Конструктор» (Евгения Ильинична), «Похождения зубного врача» (мать Сергея), «Спящий лев» (Софья Михайловна, парторг банка); 1966: «Берегись автомобиля» (актриса любительского театра), «На диком бреге» (Ольга); 1967: «Они живут рядом» (Горская), «Твой современник» (Елизавета Кондратьевна); 1969: «Почтовый роман» (Мария Павловна); 1970: «Интеграл» (мать), «Поздний ребенок», тв (мама), «Секретарь парткома», тв (Задорожная, секретарь райкома); 1971: «Мальчики» (Вера Ивановна), «Офицер запаса» (Иоанна Павловна Евдокимова); 1972: «Зимородок» (жена командира), «Красно солнышко», тв (Настастья); 1973: «Как закалялась сталь», тв (мать Павки), «Невероятные приключения итальянцев в России» (эп.), «Семейный альбом», к/м (Авдотья Афанасьевна); 1974: «Великий укротитель», тв (мать Саввы); 1975: «Концерт для двух скрипок» (мать Андрея), «Это мы не проходили» (Галина Петровна, учительница биологии и завуч школы); 1976: «Стажер» (женщина на кладбище); 1977: «Гарантирую жизнь» (бабушка Маши), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (мать Веры), «Трясина» (жительница деревни); 1980: «Желаю успеха» (мать Петра), «Каждый третий» (женщина из Прилук), «Крах операции «Террор» (Мария Васильевна), «Третьего не дано» (эп.); 1981: «Ленин в Париже» (Лаура Лафарг); 1982: «Все могло быть иначе» (роль); 1983: «Долгое эхо», тв (Орыся); 1984: «День рождения», к/м (бабушка). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru