Малишевский Надир Михайлович

MalishevskyМалишевский Надир Михайлович
Родился 23 мая 1918 года.
Умер 6 декабря 1977 года.

Надир Малишевский родился в Ельце в семье научного работника Михаила Петровича Малишевского (1896–1955) и актрисы Ольги Михайловны Холиной (1897–1987). Михаил Петрович увлекался восточными мудростями, поэтому всех своих детей наделил необычными именами – Надиром, Зенитой и Чангом. Позднее Михаил Петрович и Ольга Михайловна расстались. Ольга Холина обосновалась в Вильнюсе, играла на сцене русского драматического театра. Михаил Петрович жил и работал в Москве.

Надир по окончании в 1935 году средней школы работал сначала электромонтером на электростанции города Кимры, потом рабочим и плановиком-экономистом на Автозаводе имени И.В. Сталина. Параллельно посещал занятия в заводском театральном коллективе, руководимым А.Я. Таировым и И.Н. Берсеневым, которые, вероятно, повлияли на выбор его будущей профессии. В 1937 году он, пройдя вступительные испытания, поступил в театральное училище при Театре имени Е.Б. Вахтангова (с 1939 года – Театральное училище имени Б.В. Щукина), где учился вместе с Любовью Пушкарёвой, Валентиной Архангельской, Людмилой Целиковской, Владимиром Колчиным. Дружбу с последним Малишевский пронёс затем через всю жизнь, работая вместе с ним в одном театральном коллективе.

Училище Надир Малишевский окончил перед самой войной в 1941 году. Вскоре после этого, в августе, он был призван в ряды РККА, закончил в Бухаре эвакуированное туда Подольское артиллерийское училище и был направлен в действующую армию.

В марте 1943 года Малишевский получил ранение, до июня находился на лечении в госпитале, затем, получив демобилизацию, был направлен в распоряжение Комитета по делам искусств при СНК СССР. С июля по сентябрь 1943 года Надир Михайлович служил в качестве артиста Белорусского фронтового театра, затем – фронтового драматического театра. В сентябре 1944 года он был восстановлен в труппе Театра имени Е.Б. Вахтангова, куда был принят сразу после окончания училища, и оставался там до конца жизни. За 33 года служения этой сцене Малишевским были сыграны несколько десятков ролей, в которых он показал себя интересным разноплановым артистом. Высокого роста, с хорошими внешними данными, он получал, в основном, роли романтические и лирические, но случались в его творческой биографии и работы более сложного драматического содержания. Среди них: Борис («Гроза» А.Н. Островского), Клавдио («Много шума из ничего» В. Шекспира), Сергей Левашов («Молодая гвардия» А.А. Фадеева), Берсенев («Накануне» И.С. Тургенева), герцог Миланский («Два веронца» В. Шекспира), Кэрри Фостер («Миссурийский вальс» Н.Ф. Погодина), Смолин («Фома Гордеев» М. Горького), Каменный гость, гость Лауры и Командор («Маленькие трагедии» А.С. Пушкина), Тимур («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Броварник («Правда и кривда» М.А. Стельмаха), Лесничий («Золушка» Е.Л. Шварца), пан Никицкий («Конармия» И. Бабеля) и другие.

В кино Надир Малишевский снимался с 1940 года, где так же, как и в театре, исполнял, в большей степени, роли лирических и героических персонажей. Наибольшей популярностью у зрителей пользовалась его работа в фильме Исидора Анненского «Екатерина Воронина» (1957), где актёром был создан образ начальника пароходства Константина Леднева, человека твёрдых убеждений, наделённого благородством и решительностью. Среди других заметных ролей Малишевского на экране: Илья-младший («Дело Артамоновых»), Бахметьев («Поединок»), Мусатов («Крейсер «Варяг»), Джек («Серебристая пыль»), Бородин («Весенние грозы»).

Помимо актёрской работы настоящей страстью Надира Малишевского была фотография. В театре ему выделили небольшое помещение, в котором он оборудовал лабораторию и проводил там фактически всё свободное время. Благодаря этому, в наследие от него театру досталась большая коллекция фотографий, запечатлевших сцены из спектаклей, моменты репетиций, гастрольных поездок и закулисной жизни.

В жизни Надир Малишевский был весёлым, добродушным человеком. За внимание к людям, желание помочь и поддержать каждого он был любим всем театральным коллективом, а хлебосольные посиделки у него дома всегда пользовались популярностью коллег. Сам Надир Михайлович был большим гурманом, любителем вкусно покушать, что, в итоге, отразилось на его здоровье. Артист набрал большой вес, стал грузен, тяжело передвигался. В этом положении его спасал любимый автомобиль, который он использовал даже для поездок в ближайшие магазины.

Обладая яркими внешними данными, Надир Михайлович всегда пользовался успехом у женщин. Его единственный официальный брак со вторым режиссёром Киностудии имени М. Горького Клеопатрой Сергеевной Альперовой (1912–1993) был долгим, но, по воспоминаниям друзей, не совсем счастливым. Клеопатра Сергеевна была властным человеком, любила держать мужа под строгим контролем, что его очень тяготило. В итоге, во второй половине 1960-х годов Малишевский увлёкся женщиной, работавшей в поликлинике при Вахтанговском театре, и фактически жил с ней в гражданском браке.

К сожалению, малоподвижный образ жизни, лишний вес, переедание спровоцировали у Надира Малишевского сердечный приступ, закончившийся летальным исходом. Похоронили актёра на Ваганьковском кладбище.

Родившийся в 1950 году в семье Надира Малишевского и Клеопатры Альперовой сын Сергей, так же, как и родители, избрал творческую профессию: окончил актёрский факультет ВГИКа, состоял в штате Театра-студии киноактёра, много работал на дубляже. Покинул он этот мир очень рано – в 2000 году в возрасте 50 лет.

Фильмы и роли:

1940: «Закон жизни» (посетитель в приемной секретаря обкома); 1941: «Дело Артамоновых» (Илья-младший), «Дочь моряка» (матрос); 1944: «Поединок» (Бахметьев); 1946: «Крейсер «Варяг» (Мусатов); 1947: «Марите» (Белов), «Сельская учительница» (Зернов взрослый); 1948: «Путь славы» (Коля Макогон); 1952: «Садко» (Вышата); 1953: «Команда с нашей улицы» (Иванов), «Серебристая пыль» (Джек); 1954: «Морской охотник» (Казаченко); 1956: «Много шума из ничего» (Клавдио), «Она вас любит» (милиционер); 1957: «Екатерина Воронина» (Леднев); 1960: «Весенние грозы» (Виктор); 1962: «Кто виноват?», тв (Алексей Абрамович Негров), «Течет Волга» (эп.); 1968: «Доживем до понедельника» (выступающий в телепередаче); 1970: «Мир – хижинам, война – дворцам», тв (Митрополит); 1972: «Рассказ об одном дне», к/м (начальник лаборатории), «Чиполлино» (Помидор до потрясения); 1977: «Ситуация», тв (Эдуард Фомич), «Человек с ружьем», тв (Сибирцев).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru