Мамаева Нина ВасильевнаМамаева Нина Васильевна Нина Васильевна Мамаева была одной из ведущих актрис петербургской сцены. Судьба ей благоволила, даря роли, в которых она смогла продемонстрировать различные грани своего драматического таланта. Театр для Мамаевой стал главным в жизни, ему она отдавалась всецело, без остатка. Поэтому для кино фактически не оставалось времени, вследствие чего в её кинокопилке набралось всего лишь около двух десятков небольших ролей не в самых лучших фильмах. Однако были среди них и удачи, такие как Майя Константиновна Устинова («Искатели»), Полина Ивановна («О любви»), Елизавета Сергеевна («Чужие письма»), вдова Пелипенко («Вдовы»), бабушка Сергея («Фотографии на стене»). Но главное в её творческой судьбе – это десятки театральных работ, получивших признание зрителей и профессионалов, оставивших заметный след в истории отечественного театрального искусства. Нина Мамаева родилась в Омске. Её отец Василий Авксентьевич участвовал в Первой мировой войне, затем, по её окончании, работал бухгалтером. Рано уйдя из жизни от язвы желудка, он обрёк свою жену Евгению Порфирьевну, занимавшуюся до этого только домашним хозяйством, самой поднимать своих детей и работать, где придётся – поварихой, закройщицей и даже шофёром. В 1925 году Мамаевы переехали в Новосибирск, где Нина стала ученицей средней школы. Во время учёбы она увлеклась театром, посещала занятия драмкружка при Доме художественного воспитания детей, руководимым Валентиной Викторовной Петуховой, и уже представляла себя артисткой. Но начавшаяся война распорядилась по-другому. Окончив школу в 1942 году, Нина Мамаева, как и многие её сверстники, поступила на радиозавод, работала настройщицей, и, возможно, так никогда бы и не осуществила свою мечту, если бы не счастливое стечение обстоятельств, изменивших её дальнейшую судьбу. Эвакуировавшийся в Новосибирск Ленинградский театральный институт объявил набор студентов на актёрский факультет, и Нина Мамаева, естественно, сделала попытку туда поступить, завершившуюся удачей. Но отпускать с радиозавода Мамаеву не собирались, поэтому в это дело пришлось вмешаться Ивану Ивановичу Соллертинскому, записка которого директору этого завода помогла отстоять будущую студентку. Счастливая, Нина Васильевна стала постигать азы актёрской профессии у самого Леонида Фёдоровича Макарьева и добилась в этом отличных результатов. По окончании института в 1946 году по приглашению Александра Александровича Брянцева она пришла в Ленинградский ТЮЗ, где вскоре стала одной из прим его труппы. Конец 1940-х – начало 1950-х был расцветом тюзовской популярности, которую Мамаева познала в полной мере. Молодёжь буквально «ломилась» туда, желая ещё и ещё раз увидеть своих кумиров. Успех сопутствовал Нине Васильевне буквально в каждой сыгранной роли. Особенно выделялись среди них Любаша («Бедность не порок» А.Н. Островского), Джульетта («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Вика («Аттестат зрелости» Л.Б. Гераскиной), Аня («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Люся Шарова («Её друзья» В.С. Розова). По воспоминаниям очевидцев, актриса была настолько естественна и лирична во всех этих образах, что казалось, она ничего не играет. Зрители были просто очарованы её обаянием и относились к ней очень трепетно и нежно. Работа в этом театре изменила и её личную жизнь. Там она познакомилась с сыном своего педагога, военным моряком Олегом Макарьевым, и после его долгих ухаживаний вышла за него замуж. Их брак продлился шестнадцать лет, в результате которого в 1952 году на свет появилась дочь Татьяна. В 1954 году Нина Мамаева была приглашена Григорием Михайловичем Козинцевым на роль Офелии в осуществляемую им постановку «Гамлета» В. Шекспира на сцене Театра драмы имени А.С. Пушкина. К сожалению, спектакль тогда так и не прозвучал, но работа Мамаевой не осталась незамеченной. Более того – имя актрисы было включено в Энциклопедию Британика как одной из лучших шекспировских актрис. Вскоре последовало и приглашение от главного режиссёра Пушкинского театра Леонида Сергеевича Вивьена вступить в его труппу, которое она приняла и затем долгие годы оставалась одной из ведущих актрис этой сцены. При Вивьене Нина Мамаева сыграла свои лучшие роли: Нину Заречную («Чайка» А.П. Чехова), Лизаньку («Пучина» А.Н. Островского), Полину («Игрок» по роману Ф.М. Достоевского), Шень-Дэ и Шуй-Да («Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта), Дону Анну («Маленькие трагедии» А.С. Пушкина), Настю («На дне» М. Горького), Антигону («Антигона» Софокла). После прихода на должность худрука Игоря Олеговича Горбачёва в 1975 году положение многих актёров труппы заметно пошатнулось. Изменился и репертуар, который в большинстве своём стал ориентирован на удовлетворение творческих амбиций самого Горбачёва. И хотя Нина Васильевна по-прежнему продолжала играть, предлагаемые ей роли уже не были такими яркими и интересными, как это было в первый период её служения в этом театре. Наиболее удачные среди них: госпожа Горбанюк («Дело, которому ты служишь» Ю.П. Германа), Манилова («Похождения Чичикова» по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»), мачеха («Первый бал Золушки» по киносценарию Е.Л. Шварца), пани Дульская («Мораль пани Дульской» Г. Запольской) и другие. Незадолго до кончины Нине Мамаевой предложили главную роль в новом спектакле, после чего она пришла домой расстроенная. На недоумённый вопрос дочери о причине её грусти Нина Васильевна ответила: «Я отказалась… У меня уже не хватит сил». Актриса чувствовала, что не потянет большую роль, а работать вполсилы не умела. В мае 2001 года она заболела, а в августе её не стало. Дочь Нины Мамаевой, Татьяна Макарьева собиралась пойти по стопам мамы, но её пыл остудил отец, выступивший против такого решения. В результате она окончила факультет экономической географии Ленинградского университета, работала инженером. Затем решила сменить род деятельности. Перешла сначала в Ленконцерт, а потом в Ленинградский театральный музей. Работая там, в 1986 году окончила театроведческий факультет ЛГИТМиКа имени Н.К. Черкасова (ныне – РГИСИ), затем приняла предложение стать заведующей литературной частью Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне – Санкт-Петербургский Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Здесь, в отделе рекламы, она трудится и сегодня. Фильмы и роли: 1951: «Белинский» (Белинская), «Свет в Коорди» (Ирина Ивановна, агроном); 1953: «Званый ужин», к/м (жена Петра Петровича); 1956: «Искатели» (Майя Константиновна Устинова); 1957: «Степан Кольчугин» (Ольга Ивановна); 1958: «В дни Октября» (Фофанова), «Пучина» (Лиза); 1961: «Раздумья» (эп.); 1966: «В городе С.» (жена Пузырева), «Маленькие трагедии», тв (донна Анна); 1967: «Его звали Роберт» (Катя); 1970: «О любви» (Полина Ивановна); 1974: «Врача вызывали?» (эп.); 1975: «Чужие письма» (Елизавета Сергеевна); 1976: «Вдовы» (Пелипенко), «Длинное, длинное дело» (секретарша); 1978: «Ошибки юности» (мать Гурьянова), «Пока бьется сердце», тв (секретарша), «Фотографии на стене», тв (бабушка Сергея); 1979: «Впервые замужем» (Лукерья Петровна, сторож в лаборатории), «Вторая весна» (Меланья Антоновна, мать Лиды); 1980: «Последний побег» (Галина Ивановна); 1982: «Формула памяти», тв (Светлова); 1992: «Рин» (Таня, немая монахиня). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru