
Марута Владимир Васильевич
Заслуженный артист РСФСР (1952) Владимир Марута родился в Самаре в семье железнодорожного служащего Василия Михайловича Маруты (1868–1942) и домашней хозяйки Фаины Романовны Марута (1870–1942), которые вскоре после его появления на свет переехали в Томск. Там Владимир учился в Первой Томской советской единой трудовой школе второй ступени и параллельно в летний период 1920 года обучался на библиотечном отделении Томского кооперативного политехнического техникума, что позволило ему служить заведующим библиотекой политического отдела Томской железной дороги. Когда же в 1921 году среднее образование было завершено, Марута уехал в Москву и поступил на физико-математический факультет 1-го Московского государственного университета. Чтобы самому себя содержать, учёбу совмещал с подработками в различных учреждениях (Госиздат, Оргметалл и др.) в качестве библиотекаря-библиографа. В период обучения в университете Владимир Марута увлёкся театром и в 1923 году перешёл на актёрский факультет школы-студии «Синяя птица». Однако на этом он не остановился и продолжил постигать азы актёрской профессии в других учебных заведениях – театральной школе при 3-й Студии МХАТ и драматической школе Ю.А. Завадского. Все они, разные по теоретической базе и методам обучения, значительно обогатили начинающего актёра, сделали его более разносторонним и синтетичным. В 1930 году Владимир Марута начал профессиональную актёрскую деятельность в Театре-студии под руководством Рубена Николаевича Симонова. Он стал участником наиболее успешных спектаклей этого коллектива: «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (Бакин), «Поднятая целина» по М.А. Шолохову (Тит Бородин), «Семья Волковых» Д.И. Давурина (Кружых), «Дубровский» по А.С. Пушкину (Троекуров) и других. В 1937 году Театр-студия под руководством Рубена Симонова был слит с Московским театром рабочей молодёжи (ТРАМом), после чего появился новый коллектив – Московский театр имени Ленинского комсомола. Не все участники бывших трупп перешли во вновь организованный театр, но Марута оказался среди тех, кто составил его костяк. Там он проработал до конца своих дней. Только лишь в годы Великой Отечественной войны актёр откомандировывался для обслуживания фронтов. В составе ансамбля «Красноармейская эстрада» он дал свыше тысячи выступлений перед бойцами Красной армии, за что был награждён медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За двадцать пять лет служения Театру имени Ленинского комсомола Марута сыграл десятки разноплановых ролей. Среди них: Антон Кулагин («Ночь в сентябре» И.В. Чекина), князь Абрезков («Живой труп» Л.Н. Толстого), Лусенсьо («Валенсианская вдова» Л. де Вега), Ле-Бре («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Большинцов («Месяц в деревне» И.С. Тургенева), Кесслер («Русский вопрос» К.М. Симонова), Левкоев («Софья Ковалевская» Бр. Тур), Яичница («Женитьба» Н.В. Гоголя), Симеонов-Пищик («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Матвей Иванович Чернышёв («Взрослые дети» А.Г. Зака и И.К. Кузнецова), Ла Гир («Святая Анна» Б. Шоу) и другие. Последнюю премьеру – «Убежавшую с портрета» Ю.Г. Доброленского и А.А. Дорохова актёр сыграл за два месяца до ухода из жизни. В кино Владимиру Маруте чаще всего приходилось воплощать отрицательных героев. Режиссёры использовали его мощную фактуру: высокий рост, крепкое телосложение, внешнюю выразительность, темперамент. Среди наиболее заметных киноработ актёра: Митропольский («В людях», 1938), Ромась («Мои университеты», 1939), Клим Воронов («Сельская учительница», 1947), Грушницкий («Суд чести», 1949), Макар Иванович («Коллеги», 1962). Владимир Васильевич был дважды женат. Первая его супруга – Вера Дмитриевна Гудим-Левкович. Со второй женой – актрисой Елизаветой Фёдоровной Бычковской (1905–1984) он познакомился во время работы в ансамбле «Красноармейская эстрада» и женился на ней в 1946 году. Похоронен Владимир Марута вместе с родителями на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1938: «В людях» (Митропольский); 1939: «Мои университеты» (Ромась); 1940: «Суворов» (генерал-майор Толбухин); 1946: «Адмирал Нахимов» (капитан), «Клятва» (Кайзер); 1947: «Сельская учительница» (Клим Воронов); 1948: «Суд чести» (Грушницкий); 1950: «Заговор обречённых» (Гуго Вастис); 1954: «Чемпион мира» (тренер Олле Ингрэма); 1956: «Обыкновенный человек» (академик Полынов); 1957: «Семья Ульяновых» (прокурор); 1958: «Человек с планеты Земля» (дьякон); 1959: «Василий Суриков» (Невенгловский); 1962: «Коллеги» (Макар Иванович). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru