Масанов Дмитрий АлексеевичМасанов Дмитрий Алексеевич Дмитрий Масанов родился в Харькове. Его отец Алексей Фёдорович Масанов в молодости был почтовым служащим, в поздние годы работал бухгалтером на Московском заводе спецфабрикатов. Мать Розалия Ильинична Масанова (в девичестве – Лэви) занималась домашним хозяйством. В их семье, помимо Дмитрия, было ещё трое детей – сын Леонид (1909–1987), дочери Мария (1917–1993) и Лидия (1922–2001). В 1930 году семья Масановых переехала в Москву, где Дмитрий в 1938 году окончил школу-десятилетку и поступил в театральное училище при Московском театре Революции. Вскоре после этого все училища при театрах были слиты в одно – Московское городское театральное училище, которое Масанов и окончил уже в период войны, в 1942 году. Перед этим, с июля по сентябрь 1941-го, он участвовал в строительстве оборонительных укреплений на дальних подступах к Москве, за что в октябре 1944 года был награждён медалью «За оборону Москвы». Творческий путь Дмитрия Масанова начался в августе 1942 года в Московском театре-студии «На Спартаковской», где им были сыграны первые значительные роли: Леопольд Штубе в «Разломе» Б.А. Лавренёва, Голутвин в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Шут в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Козловский в «Русских людях» К.М. Симонова. В этот же период произошли изменения в личной жизни Масанова. В 1943 году он женился на Ванде Павловне Здродовской (1923–2020), в 1944 году родившей ему первенца – сына Станислава (умер в 2013 году). В ноябре 1944 года Дмитрий Масанов перешёл в труппу Центрального детского театра, но продержался там только один сезон. Дело в том, что супруга Ванда Павловна с ребёнком постоянно проживала в Ленинграде, поэтому актёру стало сложно разрываться между двумя столицами. В марте 1945 года он перевёлся в Ленинградский драматический театр (впоследствии – имени В.Ф. Комиссаржевской), но и там проработал менее сезона. В 1946-м Масанова переманил Театр Балтийского флота, давший ему возможность хорошо заработать и получить интересные роли. Так, в 1947 году, актёр сыграл Сергея Тюленина в только что вышедшей пьесе Александра Фадеева «Молодая гвардия», в которой имел большой успех. Однако неожиданное перемещение театра из Ленинграда в Тарту снова осложнило семейную жизнь актёра. А ведь только-только, 11 марта 1947 года, у него родился второй сын Андрей. Промыкавшись два года между двумя городами, в 1949-м актёр поставил финальную точку в отношениях с женой. Младший сын (скончался в 2018 году) так и не смог простить отцу его поступок и предпочитал в дальнейшем с ним не общаться. 1949 год стал не только датой разрыва отношений между Масановым и женой, но и началом интересного творческого этапа его жизни. Пензенский театр имени А.В. Луначарского предложил актёру роль Труффальдино в «Слуге двух господ» К. Гольдони и место в труппе, от чего, он, конечно, не смог отказаться. В итоге, все три года пребывания в этом театре он с большим успехом выходил на сцену в образе Труффальдино, сочетая его с более серьёзной и почётной в тот период ролью молодого Владимира Ульянова-Ленина в пьесе И.Ф. Попова «Семья». Также им были сыграны Богдашка в «Иване да Марье» В.А. Гольдфельда, Виктор Борисович Окунев в «Чужой тени» К.М. Симонова и другие роли. Не смотря на хорошее положение в труппе Пензенского театра, в 1952 году Дмитрий Масанов принял решение вернуться в Москву. Там его фактически никто не ждал. В престижных театрах все места были заняты, поэтому ему пришлось на протяжении семи лет играть в маленьком театре Центрального дома культуры железнодорожников, затем ещё год выходить на эстрадные подмостки. Казалось бы, ничто не предвещало приход Масанова в кино, но он неожиданно состоялся. Ещё в январе 1960 года артист подавал заявление на «Мосфильм» с просьбой принять его в состав Театра-студии киноактёра, но произошло это только через год. Никогда до этого не снимавшийся, Дмитрий Масанов с первых месяцев пребывания в штате «Мосфильма» стал одним из самых востребованных актёров. За двенадцать лет он снялся в более пятидесяти фильмах, играя, в основном, небольшие характерные, героические и отрицательные роли. Уже немолодой, фактурный, он прочно занял свою нишу на экране, очень органично на нём существуя. В каждой своей роли он был жизненно правдив, не вызывая сомнений в подлинности сыгранных персонажей. Среди наиболее заметных его ролей: полковник Воскресенский («Двое в степи»), Каюров («Молодо-зелено»), Буркашин («Сотрудник ЧК»), полковник («Дикий мёд»), маршал Г.К. Жуков («Весна на Одере»), фон Лямпе («Операция «Трест»»), Носков («Хозяин тайги»), генерал-губернатор Зуров («Старый дом»), Каравашкин («Возвращение «Святого Луки»»), Седой («Один из нас»), Чепалов («Даурия»). Не обошлось в творческой биографии Масанова и без роли В.И. Ленина, которую он трижды сыграл на экране – в короткометражке «Время революции», телеспектакле «Рабочий день В.И. Ленина» и фильме «Пятеро из Ферганы», а также дважды на сцене Театра-студии киноактёра в спектаклях «Сквозь ледяную мглу» Д.Г. Василиу и «Директор» Ю.М. Нагибина. Живя в Москве, в 1957 году Дмитрий Масанов женился вторично на Любови Васильевне Дятловой (1924–2010), став отчимом её дочери от первого брака Марии. По её воспоминаниям Дмитрий Алексеевич был весёлым, общительным человеком. Дружил с Константином Сорокиным, Николаем Барминым, Владимиром Дружниковым. Свободные минуты занимал чтением, увлекался классической поэзией. Очень любил хоккей, при возможности всегда слушал передаваемые по радио матчи. Его семейный союз с Любовью Васильевной продлился четырнадцать лет и распался в 1971 году. Последующие два года Масанов стал часто болеть, страдая почечной недостаточностью. Осенью 1973-го болезнь обострилась, в результате чего он попал в больницу и больше из неё не вышел. Актёра навещала лишь бывшая падчерица Мария, которой единственной он позволял видеть себя в беспомощном состоянии. Последние дни своей жизни Дмитрий Масанов уже не вставал и скончался 19 октября 1973 года через четыре дня после своего пятьдесят четвёртого дня рождения. Тело актёра кремировали, урну с прахом захоронили в колумбарии Донского кладбища. Фильмы и роли: 1961: «Время революции», тв, к/м (В.И. Ленин); 1962: «Двое в степи» (полковник), «Как рождаются тосты», к/м (начальник отдела кадров), «Капитаны голубой лагуны» (майор милиции), «Молодо-зелено» (Кахоров), «Рабочий день В.И. Ленина», тв (В.И. Ленин); 1963: «Пятеро из Ферганы» (В.И. Ленин), «Сотрудник ЧК» (Буркашкин), «Человек, который сомневается» (следователь Шомнолов); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (Павел Михеевич), «Ко мне, Мухтар!» (полковник Белов), «Одиночество» (Фирсов); 1965: «Ваш сын и брат» (Князев, зав. аптекой), «Комэск», к/м (Роман Антонович), «Сколько лет, сколько зим» (командир), «Три времени года» (эп.), «Чрезвычайное поручение» (большевик); 1966: «Всадник над городом» (участковый), «Дикий мёд» (полковник), «Западня» (Блаунт), «Королевская регата» (учёный); 1967: «Весна на Одере» (маршал Г.К. Жуков), «Дай лапу, Друг!» (ветврач), «Исход» (офицер), «Операция «Трест»», тв (фон Лямпе), «Таинственная стена» (ученый), «Я Вас любил» (член экзаменационной комиссии); 1968: «Орлята Чапая» (подпольщик), «Хозяин тайги» (Носков), «Щит и меч» (Сорокин); 1969: «Главный свидетель» (обвинитель), «Старый дом» (генерал-губернатор Зуров); 1970: «Возвращение “Святого Луки”» (Каравашкин), «Красная площадь» (начальник штаба дивизии), «Крушение империи» (генерал Иванов), «Море в огне» (офицер), «Один из нас» (Седой), «О друзьях-товарищах», тв (Родичев, хозяин явочной квартиры), «Сердце России» (железнодорожник), «Серебряные трубы» (военком); 1971: «Даурия» (Сергей Ильич Чепалов), «Преждевременный человек» (эп.), «Украденный поезд» (комполка); 1972: «Пятьдесят на пятьдесят» (сотрудник аэропорта), «Сибирячка» (мужчина в приёмной); 1973: «Возле этих окон» (Анатолий Павлович), «Дела сердечные» (посетитель ресторана), «И на Тихом океане» (полковник), «Последний подвиг Камо» (председатель приёмной комиссии), «Чёрный принц» (Дмитрий Алексеевич Поливанов). Фотографии из личного архива Любови Васильевны Масановой |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru