Мащенко Владимир Петрович

Maschenko-1Мащенко Владимир Петрович
Заслуженный артист РФ (1995)
Родился 20 ноября 1936 года.
Умер 4 июня 1998 года.

Владимир Мащенко принадлежал к многочисленной категории артистов, всецело отдававших себя искусству, но при этом никогда не выставлявшихся, ничего для себя не просивших. Он всегда много работал в театре, кино, на телевидении, ни от чего не отказывался, старался максимально полно реализоваться в профессии. В своём ермоловском театре он был одним из самых востребованных актёров в репертуаре, та же ситуация складывалась в кино. Его часто приглашали на незначительные роли и эпизоды, и он всегда соглашался, понимая, что потом могут не позвать. Однако о нём самом как об актёре и человеке осталась крайне скудная информация. Коллеги по театру характеризуют его как фанатичного трудоголика, любимого всеми без исключения. Он умел быть внимательным, бесконфликтным, поэтому ни у одного человека не поворачивался язык сказать о нём худое слово. И всё же относительно благополучные годы наступили у Мащенко уже во второй половине жизни. О первой, к сожалению, мало что известно.

Родился Владимир Петрович в селе Бабстово Хабаровского края. В 1956 году, приехав в Москву, он поступил на актёрский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре на курс замечательного педагога Вениамина Ивановича Цыганкова. Помимо мастера со студентами занимались Николай Анненков, Виктор Коршунов, Лидия Дейкун, Аркадий Благонравов. Педагоги вкладывали в своих учеников всю душу, весь свой многолетний опыт, благодаря чему воспитали в них серьёзное благоговейное отношение к профессии. Помимо Мащенко на курсе учились Игорь Пушкарёв, Людмила Крылова, Людмила Пирогова, Галина Микшун, Михаил Шаров. У каждого из них по-разному сложилась творческая судьба. У кого-то более удачно, у кого-то – менее. Мащенко по окончании училища в 1960 году попал в Театр имени Ленинского комсомола, успел сыграть пару ролей, затем перешёл в Театр имени А.С. Пушкина, но снова ненадолго. После этого короткий срок служения в Москонцерте и, наконец, в 1965 году приход в Театр имени М.Н. Ермоловой, в котором Владимир Мащенко остался на всю жизнь. Первой его ролью на этой сцене стал Алан в пьесе Д. Пристли «Время и семья Конвей». Она во многом определила его актёрское амплуа: человек, не похожий на других, со сложным внутренним миром, иногда со странностями. Высокий рост и своеобразная внешность сузили социальное происхождение его героев. Часто это были иностранцы, интеллигенты, аристократы, которые получались у него одинаково убедительными. За тридцать три года он переиграл большое количество ролей – и больших, и малых. Среди них: виконт Д’Аршиак («Пушкин» А.П. Глобы), Кямиль («Чудак» Н. Хикмета), сумасшедший музыкант («Теория невероятности» М.Л. Анчарова), Уникович («Мера истины» Я.И. Волчика), Джек Берден («Вся королевская рать» Р. Пен Уорена), Алексей Иванович («Обыкновенный человек» Л.М. Леонова), Фрэнк («Золотой мальчик» К. Одетса), Синцов («Завтра в семь…» К.М. Симонова), проповедник («Ван Гог» А. Матуше), Сидорчук («Звёзды для лейтенанта» Э.Я. Володарского), мистер Бэнкс («Мери Поппинс» Б.В. Заходера и В.Л. Климовского), Чарли Бентем («Юнона и Павлин» Ш. О’Кейси), Уолтер Кеттл («Зелёная комната» Д.Б. Пристли), Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Стедмен Хардер («Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила), Стивен Гиринис («Средняя американка» А.К. Лауринчюкаса), Мечтатель («Белые ночи» Ф.М. Достоевского), Бомелий и князь Воротынский («Василиса Мелентьева» А.Н. Островского), Уильям Коллер («Глубокое синее море» Т. Рэттигана), герцог Альбанский («Костюмер» Р. Харвуда), Муций («Калигула» А. Камю), господин Пургон («Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера), Муж и Бенклер («Мещанская свадьба» Б. Брехта) и многие другие.

В кино Владимир Мащенко впервые появился в 1963 году и до конца 1970-х гг. снимался лишь эпизодически. Режиссёры, в основном, использовали его типажные данные, доверяя короткие появления в окружении главных героев. И только достигнув определённого возраста Мащенко стал получать более значимые работы. Он часто играл отрицательных героев, иностранцев, чиновников, людей благородного происхождения, в общем, всех тех, кто идеально подходил его актёрской индивидуальности. Наиболее значимые роли Мащенко в кино: Винцент («Севастополь»), капитан Шварц («Отец Сергий»), Эйхен («Эскадрон гусар летучих»), Фултон («Возвращение резидента»), Прилуков («Похождения графа Невзорова»), Шаргин («ТАСС уполномочен заявить…»), Григорий («Сын»).

Личная жизнь Владимира Петровича протекала волнообразно, то даря минуты счастья, то забирая их обратно. Отношения с первой супругой складывались у него довольно сложно. Они часто ругались, он неоднократно уходил из дома и даже одно время жил в театре. При этом актёр очень тепло относился к сыну жены от первого брака, но это обстоятельство никак не помогло им сохранить семью. И только лишь во втором браке он нашёл любовь и понимание. Супруга Галина Мугдусиева принимала мужа таким, какой он есть, не требуя ничего сверхъестественного, и это помогало Владимиру Мащенко сохранять душевное равновесие.

Актёр умел дружить. Если было необходимо, он готов был сделать всё для близких ему друзей. А их, на самом деле, было всего двое – актёры Вячеслав Молоков и Сергей Сазонтьев. Несмотря на кажущуюся открытость, общительность, Мащенко очень часто закрывался от других. При этом всегда оставался со всеми в хороших отношениях, располагал к себе и молодёжь, и более старшую аудиторию.

Наступившие 1990-е сильно изменили жизнь страны. Людям приходилось приспосабливаться под новые реалии, часто поступаясь собственными принципами. К счастью, Мащенко этого избежал. Хорошим тылом для него всегда оставался театр, постоянно одаривавший ролями. Он стал чаще сниматься в кино, иногда не в самой лучшей продукции, но для него важно было оставаться в обойме. Актёр поддерживал творческую молодёжь, бесплатно участвовал в студенческих работах, аргументируя это тем, что им сейчас сложнее всего, а ему не составляет труда помочь в их начинаниях. Снимался также в первых рекламах на российском телевидении. В частности, большой популярностью пользовались рекламные ролики банка «Империал», в одном из которых Мащенко изображал Цезаря.

1 июня 1998 года в Театре имени Ермоловой проходила очередная репетиция с участием Владимира Петровича. По её окончании он зашёл в столовую, купил обед, но не успел им насытиться – почувствовал себя плохо и упал. Актёра отвезли в больницу, где по прошествии четырёх дней он скончался, не приходя в сознание. Это был инсульт. Супруга Галина не смогла перенести смерть мужа и ушла из жизни вскоре после него. Вместе они похоронены на Хованском кладбище.

Фильмы и роли:

1963: «Сотрудник ЧК» (белый офицер в бильярдной), «Теперь пусть уходит», тв (репортер); 1965: «Война и мир» (Ипполит Курагин); 1970: «Посланники вечности» (Бубнов), «Севастополь» (Винцент); 1972: «Теория невероятности», тв (сумасшедший музыкант); 1974: «Время и семья Конвей», тв (Алан); 1974–1977: «Хождение по мукам», тв («Герой»); 1976: «Дневник Карлоса Эспинолы» (роль); 1977: «Андрей Колобов», тв (Дружинский), «Разлом», тв (сигнальщик); 1978: «Мелодии одной оперетты», тв (Арчибальд), «Мятежная баррикада» (роль), «Отец Сергий» (капитан Шварц); 1979: «Мэри Поппинс», тв (мистер Бэнкс); 1980: «Дом у кольцевой дороги», тв (работник школы), «Незваный друг» (гость Грекова), «Эскадрон гусар летучих» (Эйхен); 1981: «Великий самоед» (роль), «Факты минувшего дня» (участник совещания), «Фронт в тылу врага» (Мюллер), «Хочу, чтоб он пришел» (алкоголик); 1982: «Возвращение резидента» (Фултон), «Похождения графа Невзорова» (Прилуков), «Профессия – следователь», тв (директор ресторана); 1983: «Пробуждение» (Афанасьев), «Шел четвертый год войны…» (пленный немецкий офицер); 1984: «Зеленая комната», тв (Уолтер Кеттл), «Продлись, продлись, очарованье» (Вадим, зять Антона), «ТАСС уполномочен заявить…», тв (Шергин Дмитрий Сергеевич); 1985: «Непохожая», тв (Виктор Максимович); 1986: «Без срока давности» (эп.), «Накануне отъезда», тв (Иванов), «Я сделал все, что мог» (немецкий офицер); 1987: «Вот такая история…», тв (эп.), «Говори…», тв (гость), «Жил-был Шишлов», тв (Садофьев), «Сын», тв (Григорий); 1988: «Белые вороны», тв (фарцовщик); 1990: «Привал странников» (директор ресторана); 1991: «Дело», тв (чиновник), «Дело Сухово-Кобылина», тв (мужчина в театре), «Чокнутые» (игрок в английском клубе), «Шальная баба» (Седовласый), «Штемп» (Аркадий-Артюша); 1992: «Байрон», Греция (английский офицер); 1992-1995: «Мелочи жизни», тв (Петренко); 1993: «Кодекс бесчестия» (Панин), «Пруссак», к/м (роль), «Роль» (американец), «Русский роман», тв (роль), «Черная акула» (Вервольф, шеф ЦРУ); 1994: «Наваждение» (Композито), «Письма в прошлую жизнь» (Георгий Палыч); 1998: «Хрусталёв, машину!» (начальник МГБ).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru