Матвеев Виталий ИвановичМатвеев Виталий Иванович Виталий Матвеев родился в деревне Горюшки Свечинского района Кировской области. Его отец Иван Митрофанович Матвеев (1907–1986), рабочий, участвовал в Великой Отечественной войне в качестве заместителя политрука, был ранен. За свои боевые заслуги награждался орденами Славы III степени и Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Сталинграда». В 1952 году по состоянию здоровья Иван Митрофанович вышел на персональную пенсию. Мать Ольга Павловна Матвеева (1906–не ранее 1994) трудилась посудницей в столовой, затем получила инвалидность, находилась на пенсии. В их семье, помимо Виталия, был младший сын Леонид, впоследствии работавший инженером КБ номерного завода. В 1943 году Виталий поступил в Свечинскую семилетнюю школу № 23, по окончании которой в 1950 году продолжил образование в Свечинской средней школе № 1. Получив аттестат о среднем образовании, в 1953 году, пройдя большой конкурс, он стал студентом актёрского факультет ВГИКа, в мастерской Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. Учился вместе с Людмилой Гурченко, Натальей Фатеевой, Зинаидой Кириенко, Юрием Дедовичем, Натальей Малявиной, Юрием Мартыновым, Львом Поляковым, Валентиной Пугачёвой, Валентиной Хмара, Виктором Тереховым. По воспоминаниям однокурсника Матвеева Юрия Дедовича в институте он проявил себя малокоординированным человеком, у него были проблемы с техникой движения, танцами. Спортом он не занимался, был слаб физически. Однако это не помешало Матвееву на третьем курсе удачно сняться в экранизации рассказа Максима Горького «Челкаш», в которой он исполнил одну из главных ролей в дуэте с прославленным Андреем Поповым. Первый успех ненадолго вскружил начинающему актёру голову, но, к счастью, он смог собраться и успешно закончить институт. По распределению Виталий Матвеев попал в Студию киноактёра при киностудии «Ленфильм», которая только-только начинала свою деятельность. В отличие от Московского театра-студии киноактёра ленфильмовский коллектив не занимался театральными постановками, а лишь обеспечивал штатным артистам постоянную занятость на кинопроизводстве. Уже скоро Матвеев получил вызов с «Мосфильма» от режиссёра Григория Рошаля для исполнения роли Махно в третьей части экранизации толстовских «Хождений по мукам». Махно, в итоге, стал самым звёздным образом актёра, по которому его узнавали довольно долгое время. К сожалению, Виталий Матвеев не выдержал испытание славой, стал вести себя вызывающе, злоупотреблять алкоголем (который, по словам Дедовича, он не умел пить), что негативно сказалось на отношении к нему окружающих. Какое-то время в Студии киноактёра терпели его выходки, а в июне 1964 года всё-таки уволили за пьянку. Последующие полгода Матвеев работал в театре школьного зрителя при Ленинградском отделении ВГКО, а затем снимался по договорам на различных киностудиях. Несмотря на дурную славу, режиссёры всё-таки приглашали Виталия Ивановича в свои картины, поскольку, не смотря ни на что, артистом он был самобытным и интересным. Больших ролей ему не давали, но в эпизодах он мелькал постоянно. Когда же материальное положение стало особенно критичным, Виталий Матвеев решил использовать свои способности к радиоэлектронике и устроился на завод. Там он отработал несколько лет, изменил своё поведение, пользовался уважением в коллективе, но долго выдержать без кино не смог. Со второй половины 1970-х он стал захаживать в актёрский отдел «Ленфильма», где его снова заметили и стали приглашать на съёмки. Параллельно он прощупывал почву относительно возвращения в штат Студии киноактёра, и в апреле 1982 года его, наконец-то, восстановили. По воспоминаниям коллег, вернулся Матвеев совершенно другим человеком: малообщительным, грубым, раздражительным. Внешне он тоже видоизменился, отрастил густые усы, поэтому режиссёры, используя его самобытную фактуру, предлагали ему образы людей из народа, рабочих, алкоголиков. Когда же в конце 1990-х штат «Ленфильма» развалился, Матвеев один из немногих не потерялся, а сразу же влился в сериальный поток, захлестнувший отечественные телеэкраны в начале 2000-х. В этом ему сильно помогла эпизодическая роль деда с ружьём в культовом фильме Алексея Балабанова «Брат», в котором каждый малозначительный образ оказался на вес золота. И всё же после 2003 года Виталий Иванович больше не снимался. То ли стали одолевать проблемы со здоровьем, то ли режиссёры не захотели связываться с его тяжёлым характером, этого уже не узнать. Хотя в повседневной жизни Матвеев не страдал одиночеством. Рядом с ним много лет была супруга Галина Ивановна Быстрова (1934–2012), педагог по образованию, которая поддерживала его в самые трудные периоды. Детей у актёра не было, только близкие родственники в Кирово-Чепецке Кировской области. Там он и обрёл свой последний приют, рядом с родителями. Фильмы и роли: 1954: «Надежда», к/м (целинник), «Чемпион мира» (гость на свадьбе); 1956: «Они были первыми» (комсомолец), «Челкаш», к/м (Гаврила); 1957: «На переломе» (курсант мореходной школы); 1958: «Юность наших отцов» (партизан); 1959: «Горячая душа» (сталевар), «Повесть о молодоженах» (пассажир), «Театр зовет» (Аленушкин), «Хмурое утро» (Махно), «Шинель» (дворник), «Это было весной» (эп.); 1960: «Балтийское небо» (летчик), «Сильнее урагана» (Курт); 1961: «Старожил» (Сидоренко); 1962: «После свадьбы» (Тихон Чудров); 1963: «Каин XVIII» (простолюдин), «Синяя тетрадь» (Алексей); 1964: «Донская повесть» (казак), «Пока фронт в обороне» (Пеньков), «Помни, Каспар!» (узник концлагеря); 1965: «На одной планете» (крестьянин), «Сколько лет, сколько зим» (Зубов); 1967: «В огне брода нет» (кашевар), «Мятежная застава» (рабочий); 1968: «Виринея» (Степан), «Гроза над Белой» (бандит), «Моабитская тетрадь» (подпольщик); 1969: «Белое солнце пустыни» (бандит), «Красная палатка» (провожающий); 1970: «Баллада о Беринге и его друзьях» (гонец), «Любовь Яровая» (Семен), «Угол падения» (солдат); 1971: «Даурия» («кривой»), «Достояние республики» (кучер), «Князь Игорь» (холоп); 1972: «Красные пчелы» (эп.), «Проверка на дорогах» (партизан); 1973: «Красный агат» (роль); 1977: «Беда» (алкаш), «Блокада» (шофер), «Объяснение в любви» (арестант), «Первые радости», тв (тюремщик), «Убит при исполнении» (интернированный); 1978: «Завьяловские чудики. Билетик на второй сеанс» (Ермолай), «Человек, которому везло» (Никитин); 1979: «Багряные берега» (Горак), «Забудьте слово «смерть»» (рябой), «Необыкновенное лето», тв (тюремщик), «Особо опасные» (Красавчик); 1980: «Инженер Графтио» (строитель), «Лес» (кучер), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (Иуда); 1981: «Товарищ Иннокентий» (гапоновец); 1982: «Варварин день» (инвалид), «Красные колокола» (солдат); 1983: «Бродяги севера», тв (Граус Пьет), «Обрыв» (кучер), «Раннее, раннее утро», тв (мужик); 1984: «Иван Павлов. Поиски истины», тв (Прохоров), «Челюскинцы» (Кудряшов); 1985: «Встретимся в метро» (инвалид); 1986: «Исключения без правил. Скрепки», тв (маляр), «Секретный фарватер», тв (боцман), «Сошедшие с небес» (эп.); 1987: «Везучий человек», тв (Никодимов), «Подданные революции» (Сурогин); 1988: «Жил-был Шишлов», тв (кучер), «Эти… три верные карты…» (солдат); 1989: «Дни человека» (Виталий), «Латыши?..» (нахалюга), «Навеки – 19», тв (Новогородский), «Пирамида» (Ванин); 1990: «Духов день» (Матэо); 1991: «Год хорошего ребенка» (сторож завода), «Джокер» (бандит), «По ком тюрьма плачет» (мужик с оленьими рогами); 1992: «Удачи вам, господа!» (мафиози); 1993: «Аляска Кид», тв (каторжник); 1995: «Зимняя вишня», тв (дед, выселяемый из квартиры); 1997: «Брат» (дед с ружьем), «Улицы разбитых фонарей. Лекарство от скуки», тв (бомж); 1998: «Агент национальной безопасности. Свет истины», тв (отец Влас); 2000: «Империя под ударом. Бастард», тв (дворник-понятой), «Тайны следствия. Чужой крест», тв (Петрович); 2003: «Улицы разбитых фонарей 5. Лохотрон», тв (сосед Вована). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru