Медведев Вадим АлександровичМедведев Вадим (Владимир) Александрович Вадим (настоящее имя – Владимир) Медведев родился в Ялте в семье Александра Александровича Медведева и Ирины Марковны Шиманской (1906–?). В 1935 году отец оставил семью, и до второго замужества мать одна воспитывала сына. Александр Александрович затем служил в армии, участвовал в Великой Отечественной войне, после демобилизации проживал на Украине, в городе Черновцы. В 1941 году Вадим окончил 106-ю начальную школу и, сразу после начала войны, вместе с матерью эвакуировался в село Пышма Свердловской области. Там Медведевы пробыли до октября 1943 года, после чего переехали в Москву. Вадим поступил в 99-ю неполную среднюю школу, затем учился в 593-й средней школе, окончил восьмой класс, но из-за тяжёлого материального положения семьи вынужден был оставить учёбу и устроиться на работу. Так продолжалось несколько месяцев, пока в марте 1946 года Медведев не был принят во вспомогательный состав Московского драматического театра. Это событие в корне изменило всю его дальнейшую жизнь. Артистичный мальчик, он всегда мечтал поступить на сцену и вдруг, неожиданным образом, его помыслы воплотились в реальность. Однако для того, чтобы достичь успехов на актёрском поприще, необходимо было получить профессиональное образование. В октябре 1946-го, как только представилась возможность, Вадим Медведев стал учащимся студии при Камерном театре, как оказалось её последнего набора, успевшего пройти полный курс обучения. В июне 1949 года он получил диплом артиста драмы, вскоре после того как руководителя Камерного театра Александра Таирова отлучили от созданного им детища. В момент, когда это случилось, Медведев был уже женатым человеком. Его супруга Инесса Разуваева (1929–?) трудилась стенографисткой в Государственной штатной комиссии при Совете министров СССР. Молодая семья не имела большого достатка и существовала, в основном, за счёт родителей жены, занимавших руководящие должности в Балашихинском р/о МОГИЗа. Вскоре выяснилось, что Вадим Медведев вынужден отбывать воинскую повинность. Он пробовал попасть в труппу Центрального театра Красной армии в Москве, но, в итоге, уехал служить в Театр группы советских войск в Германии, в воинскую часть 48251/б. Там Медведев провёл три года, за время которых молодая жена не выдержала его отсутствия и подала на развод. Молодость быстро сгладила случившуюся неприятность. К тому же долго один Вадим Медведев не оставался. Второй его супругой стала девушка по имени Александра (1925 –?), родившая ему двоих детей: в 1951-м – сына Вадима, и в 1954-м – дочь Ирину. Параллельно довольно успешно развивалась творческая карьера Медведева. После демобилизации из армии в 1952 году он поступил в труппу прославленного Театра драмы имени А.С. Пушкина в Ленинграде, где довольно скоро занял положение одного из ведущих артистов в амплуа героев-любовников. Одной из первых его работ на этой сцене стал ввод на роль Орсино в постановку «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, на которую он идеально подходил по своим внешним и актёрским данным. Примечательно, что через три года этого же героя актёр воплотил на экране в фильме Яна Фрида и имел в этом образе большой успех. А пока же за Орсино последовали персонажи с похожим романтическим ореолом: Дик Джонсон («Шакалы» А.М. Якобсона), Рауль Риго («Измена нации» В.А. Соловьёва), Розенкранц («Гамлет, принц Датский» В. Шекспира), Ведерников («Годы странствий» А.Н. Арбузова), Погуляев («Пучина» А.Н. Островского), Командир корабля («Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского), Де-Грие («Игрок» по роману Ф.М. Достоевского), Гурин («Бег» М.А. Булгакова), Паншин («Дворянское гнездо» по роману И.С. Тургенева). Считается, что первыми, по-настоящему стоящими ролями, изменившими мнение о Медведеве, стали Хеппи в «Смерти коммивояжера» А. Миллера (1959) и Юрий Державин в «Друзьях и годах» Л.Г. Зорина (1961). Актёр, наконец-то, доказал, что способен на большее, нежели постоянно изображать романтических героев. Сложность драматургического материала, погружение в глубины создаваемых характеров обеспечили ему успех. После этого он проработал в Пушкинском театре ещё пять лет, пока личные обстоятельства и творческие амбиции не подвигли его на переход в другой коллектив, к другому режиссёру. Весь этот период, пока шло становление Вадима Медведева как театрального артиста, он беспрерывно снимался в кино. Там, как и в театре, он был заложником своих внешних данных. Режиссёры видели его исключительно романтическим героем и постоянно эксплуатировали в подобных образах. Первая небольшая роль в «Большой семье» Иосифа Хейфица дала ему направление на положительных героев, а ошеломительный успех в роли Орсино в «Двенадцатой ночи» не оставил ему шансов проявить себя в других амплуа. Тут же последовали Джиованни Болла в «Оводе», Юрий Мостовой в «Екатерине Воронине», Онегин в «Евгении Онегине». Но особенной популярностью пользовался его Рощин в трилогии Григория Рошаля «Хождение по мукам», выглядевший весьма приторно, с полным отсутствием каких-либо недостатков. Медведев пытался играть что-то другое, соглашался на роли в национальных картинах («Тропою грома», «Двое из одного квартала»), но избавиться от прикрепившегося к нему клише никак не мог. Произошло это гораздо позже, в более поздний период творческой карьеры. Пока же он пожинал плоды своих киноработ, одаривших его сумасшедшей популярностью и узнаваемостью. Во второй половине 1950-х годов, неоднократно сталкиваясь на сцене с актрисой Валентиной Павловной Ковель (1923–1997), Вадим Александрович неожиданно для себя в неё влюбился. Не смутило его ни наличие у неё семьи, ни возможность потерять свою. Два любящих сердца соединились воедино и оставались вместе долгие годы. Когда в Ленинграде стали греметь спектакли Георгия Александровича Товстоногова, оба они решили, что непременно должны работать в его театре. Поговорив с режиссёром и получив согласие, в сезон 1966/67 гг. Медведев и Ковель перешли в труппу БДТ имени М. Горького. С этого момента началась новая страница в их творческой судьбе. Товстоногов, не отвергая того, что Медведев нарабатывал годами, пустил его дарование в новое русло, открыл в нём потаённые глубины, острую характерность. Так появились Агностос в «Лисе и винограде» Г. Фигейредо, Борис Николаевич в «Счастливых днях несчастливого человека» А.Н. Арбузова, Уолтер Франк в «Цене» А. Миллера, граф Уэстморленд в «Генрихе IV» В. Шекспира, Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Микич Котрянц в «Хануме» А.А. Цагарели, Божеумов в «Трёх мешках сорной пшеницы» В.Ф. Тендрякова, генерал в «Истории лошади» Л.Н. Толстого, Котляров в «Тихом Доне» по роману М.А. Шолохова, Додсон в «Пиквикском клубе» Ч. Диккенса, Скарамелла в «Эмигранте из Брисбена» Ж. Шехаде, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Варравин в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина. Кино в поздние годы одарило Вадима Медведева разнообразными работами. Снимался он уже не часто, да и роли, в основном, предлагали небольшие, однако это не служило препятствием для создания им оригинальных, наполненных образов. Очень колоритным получился у артиста бывший следователь царской полиции Нил Алексеевич Колычев в телефильме «Рождённая революцией». Интеллигентность, тактичность, ирония, знание своего дела сделали Колычева одним из самых ярких персонажей фильма. Довольно интересно выглядели карьерист Шершавников в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии, пьяница и развратник Сергей Петрович Железнов в «Вассе» Глеба Панфилова. Перед зрителями предстал совсем другой Медведев, зрелый, не похожий на своих предыдущих героев. В жизни Вадим Александрович значительно отличался от своих сценических и экранных героев. Добрый, простодушный, по-детски бесхитростный, он, когда надо, мог проявлять напористость, а иногда и назойливость. Большой любитель давать советы, Медведев часто попадал в комичные ситуации. Например, в Германии, во время гастролей, он настолько замучил придирками к вождению вёзшего его шофёра, что тот, не выдержав, врезался в дерево. Или дома, во время ремонта, актёр постоянно учил рабочих, что и как нужно делать, и, в итоге, сам ремонтировал квартиру, а они ему только ассистировали. Со стороны это выглядело некими чудачествами, однако мало кто знал, что Вадим Медведев предпочитал всё делать собственными руками. В частности, он мастерски реставрировал старую мебель. Занимался этим в своей мастерской, в которой сам, без чьей-либо помощи, собрал токарный и фрезерный станки. Недостающие детали Вадим Александрович привозил из заграничных поездок, лишая себя суточных, а близких – подарков. Также у актёра имелся собственный катер, восстановленный им из полуразвалившейся посудины. На нём катались не только родные Медведева, но и многие его коллеги. В середине 1980-х годов, когда творческая карьера Вадима Медведева достигла нового уровня, актёра стало подводить здоровье. Сначала у него случился инсульт, затем, через год, инфаркт. Медведев лечился в Свердловке, откуда, как всем казалось, вышел обновлённым, в довольно неплохой форме. К несчастью, всё оказалось иначе. 2 марта 1988 года Вадим Александрович скоропостижно скончался от аневризмы аорты. Похоронили его на Большеохтинском кладбище Ленинграда. Фильмы и роли: 1952: «Римский-Корсаков» (Садко в оперном эпизоде); 1954: «Большая семья» (Антон Журбин), «Кортик» (Владимир Терентьев); 1955: «Двенадцатая ночь» (герцог Орсино), «Овод» (Джиованни Болла); 1956: «Медовый месяц» (Петя), «Тропою грома» (Ленни Сварц); 1957: «Двое из одного квартала» (Ахмед), «Екатерина Воронина» (Юрий Мостовой), «Сёстры» (Телегин); 1958: «Восемнадцатый год» (Телегин), «Евгений Онегин» (Евгений Онегин); 1959: «Хмурое утро» (Телегин); 1960: «Вдали от Родины» (Генрих фон Гольдринг), «Пиковая дама» (Томский); 1962: «Сейм выходит из берегов» (Кандыба); 1964: «Гамлет» (Гильденстерн); 1965: «Заговор послов» (Рейли); 1969: «Правду! Ничего, кроме правды!..», тв (Альберт Рим Вильямс), «Смерть Вазир-Мухтара», тв (Николай I); 1970: «Сеспель» (эп.); 1971: «Комитет 19-ти» (Анри), «Синее небо» (Сергей Царев); 1972: «Тайник у «Красных камней»», тв (генерал Грибов); 1973: «Не пройдёт и года» (Кулешов); 1974: «Рождённая революцией», тв (Нил Алексеевич Колычев); 1975: «Прошу слова» (Владимир Викентьевич); 1977: «Запасной аэродром» (Пётр Петрович); 1978: «След на земле» (эп.), «Ханума», тв (Микич); 1979: «Вторая весна» (Иван Гаврилович, секретарь обкома), «Осенний марафон» (Шершавников, зам. декана); 1980: «Второе рождение», тв (Званцев); 1982: «Васса» (Сергей Петрович Железнов); 1985: «Кармелюк», тв (Пигловский); 1986: «Пиквикский клуб», тв (Додсон), «Последняя дорога» (Вяземский); 1988: «Большая игра», тв (Зеккер). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru