Медведева Наталья Павловна

Medvedeva-2Медведева Наталья Павловна
Родилась 18 декабря 1915 года.
Умерла 12 августа 2007 года.

После выхода на экраны в 1955 году фильма Самсона Самсонова «За витриной универмага» на ярком кинонебосклоне зажглась новая звезда – Наталья Медведева. Путь к успеху был трудным. Наталья Павловна прошла через все тернии – от большой популярности до полного забвения. Её партнерами на сцене и экране были замечательные актёры. В её жизни было много друзей и много завистников. Но Наталья Павловна, будучи человеком честным и открытым, сумела с достоинством пройти свой жизненный путь, до преклонных лет сохранив обаяние и жизнерадостность.

Наталья Павловна Медведева родилась в Петрограде в интеллигентной семье. Её мать Екатерина Петровна Медведева (1892–?) была актрисой, а отец, Павел Николаевич Медведев (1891–1937), профессором литературы и замечательным оратором. Его знала вся литературная среда. Очень долгое время он возглавлял ленинградское отделение Всероссийского союза писателей. Все свободное время Павел Николаевич отдавал студентам. К сожалению, как и многих других деятелей культуры, его не обошла волна сталинских репрессий. В 1936 году на Павла Николаевича был сделан донос. Его арестовали, и в 1937 году он был расстрелян. После этого Наталья Павловна двадцать лет жила как дочь «врага народа». И только в 1957 году актриса получила краткую справку: «Павел Николаевич Медведев, ввиду отсутствия состава преступления, посмертно реабилитирован. Место смерти не установлено».

В 1939 году Наталья Павловна поступила в Ленинградский театральный институт по классу Леонида Сергеевича Вивьена. Непосредственным педагогом на курсе был Александр Васильевич Соколов… Но война всё спутала. 22 июня 1941 года Наталья Павловна сдала последний экзамен и, придя домой, по радио услышала о нападении немецких захватчиков.

В то время Медведева уже была замужем. С началом войны мужа Петра Ефимовича Бельского командировали под Свердловск, в город Берёзовск, где Наталья Павловна прожила год. Потом поняла – идёт война и она должна что-то делать! И Медведева стала ездить в Свердловск, в госпиталь, обслуживать больных, как-то посильно помогать им. Позже, узнав, что в Свердловске есть театральное училище, которым руководил Алексей Дмитриевич Попов, пошла туда, и Попов взял её на последний курс. В 1943 году Наталья Павловна закончила училище. Выпускным спектаклем была «Васса Железнова» М. Горького, в котором она исполнила главную роль.

Сразу после окончания училища Наталью Павловну пригласили в Свердловский драматический театр, которым тогда руководил Ефим Александрович Брилль, и сразу же ввели в репертуар. Но через год мужа перевели в Москву, и она была вынуждена уйти из театра, несмотря на все уговоры Бриля.

Во всё время эвакуации мама Натальи Павловны, будучи уже очень больной, была рядом с дочерью, но ехать с ней в Москву отказалась и вернулась в свой родной Ленинград. А Наталья Павловна с этого момента стала москвичкой.

В 1945 году решением правительства было создано два театра. Один – Театр драмы и комедии (с 1964 года – Театр на Таганке), другой – Московский драматический театр, располагавшийся на Спартаковской улице (с 1968 года – Театр на Малой Бронной). Наталья Павловна пробовалась в оба театра и, в итоге, была приглашена сразу и в тот и в другой. Первым в то время руководил А.К. Плотников, вторым – С.А. Майоров. Наталья Павловна колебалась, не зная, какой же театр выбрать. Но её сумел покорить Майоров, предложив ей сыграть Марию Стюарт. Медведева не смогла отказаться от подобного предложения, и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера с успехом была сыграна… И буквально на следующий же день вышло постановление ВКП(б), наложившее запрет на постановки пьес «буржуазных зарубежных драматургов». Спектакль был снят с репертуара.

В 1952 году режиссёр Всеволод Пудовкин искал исполнителей для своего фильма «Возвращение Василия Бортникова», который он собирался снимать по роману Галины Николаевой «Жатва». Шли поиски главной героини. Пробовалось очень много актрис. Одна из ассистенток Пудовкина посетила спектакль Московского драматического театра и увидела там Медведеву, которая ей очень понравилась. Она рассказала о молодой актрисе Пудовкину, после чего режиссёр вызвал Медведеву на пробы и в итоге утвердил её на главную роль. Все остальные члены съёмочной группы были против её кандидатуры, даже сама Николаева. Главный аргумент звучал так: «Вчера она была Марией Стюарт, а сегодня – неграмотная колхозница. Такого диапазона быть не может». Но Пудовкин её отстоял. И, когда начались съёмки, все замолчали. «Наташенька, вы – душа картины», – сказал ей однажды Всеволод Илларионович во время съёмок. Фильм вышел на экраны в начале 1953 года и стал одним из лидеров проката. С «Возвращением Василия Бортникова» Наталья Павловна побывала на двух международных кинофестивалях в Аргентине и Италии, где на последнем фильм получил один из почётных призов. «Наташа, теперь вы будете сниматься во всех моих картинах», – сказал Медведевой Пудовкин. Но этому дальнейшему союзу не суждено было случиться. 30 июня 1953 года Всеволода Илларионовича не стало.

Не смотря на большой успех фильма, в кинокарьере Медведевой наступила пауза. Театральные актрисы тогда очень редко снимались. Был ВГИК, выпускавший ежегодно актёров кино, был Театр-студия киноактёра, вся труппа которого состояла в «звёздах экрана». Однако, спустя два года после «Бортникова», вышел фильм, сделавший Медведеву популярной на долгие годы – «За витриной универмага» Самсона Самсонова. Эта роль для Медведевой тоже могла бы не состояться, если бы не упорство тогда еще начинающего Самсонова. Претенденток на героиню было множество, одна из которых особенно проявляла интерес к этой работе. Но настырность режиссёра, уверенного в выборе, взяла верх. В итоге фильм запомнился, прежде всего, по замечательной работе Натальи Павловны Медведевой. Её партнером по фильму был известный ленинградский актёр Иван Петрович Дмитриев, о котором Наталья Павловна всегда вспоминала с большой теплотой. Узнав в 2003 году, что у него в одночасье умерли жена и сын, актриса сразу же поспешила позвонить ему, чтобы сказать слова соболезнования и утешения…

После выхода картины «За витриной универмага» предложения сниматься посыпались одно за другим. Она сыграла княгиню Апраксию в киносказке Александра Птушко «Илья Муромец», секретаря райкома Шмелёву в единственном серьёзном фильме Леонида Гайдая «Трижды воскресший». Одной из лучших работ того периода стала роль матери в фильме Александра Зархи «Люди на мосту», где её партнером был гениальный Василий Васильевич Меркурьев. «Лучшего партнёра у меня не было, – вспоминала Наталья Павловна, – Меркурьев – это сама нежность, сама доброта. Он был совершенно необычайный человек».

Но самой интересной и неожиданной для себя Наталья Павловна всегда считала роль Валентины Сергеевны в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери»: «Когда Герасимов меня вызвал и дал прочесть сценарий, я смутилась: «Я же положительные роли играю, я не могу такую стерву сыграть». На что Герасимов ответил: «Вот мне и надо, чтобы она была такая положительная и стерва внутри. Подумайте об этом и приходите». Всю ночь нервничала. Пришла к Герасимову, а он мне: «Читайте, как вы считаете, какой она должна быть». Я ему предложила свой вариант роли. «Актриса выиграла, – воскликнул Сергей Аполлинариевич, – будем так снимать». И в фильм вошла моя интерпретация роли. Так что я очень горда, что с Герасимовым могла быть на равных».

К сожалению, «Люди и звери» стали для Медведевой последней интересной киноработой. После этого были еще несколько картин, но все они не стали этапными для актрисы.

Помимо работы в театре и кино Наталья Павловна очень много сил отдала Обществу знания, где проявились её ораторские способности, унаследованные от отца. «Я эту работу считаю своей самой большой заслугой и уважаю себя за неё. Это колоссальный труд. Вы не представляете, какая это ответственность, когда ты один перед огромной толпой, и не знаешь, что они спросят, как себя поведут. Как ты должна их покорить? И чтобы зал встал, когда ты ушла, нужно потрудиться. А так было! Поэтому мне кажется, что я, наверное, ошиблась в выборе профессии. Мне надо было этим больше заниматься».

После злополучного постановления о запрещении зарубежной драматургии и снятия с репертуара «Марии Стюарт» в театральной карьере Медведевой началась «чёрная полоса». В театре у Натальи Павловны появилась недоброжелательница, бывшая когда-то её подругой. Эта дама вышла замуж за секретаря партийной организации, и он делал для неё всё, что она хотела. И то, что должна была играть Медведева, стала играть она. Наталья Павловна перешла на маленькие роли, а потом и вовсе на эпизоды. Так продолжалось много лет. В душе актрисы накопилась обида и неудовлетворённость тем, что она делает. И уже очень трудно было скрывать всё это. «Мне это было как-то особенно оскорбительно и унизительно. Я очень гордый человек. Без показухи. Просто внутренне гордый. Никогда ни перед кем не унижалась и сама никогда никого не оскорбляла и не обижала. Поэтому идти унижаться и просить, мне казалось ненужным. Сделала, что могла, но сделала немного…». И Наталья Павловна написала заявление об уходе. Это произошло 1 января 1979 года.

После того, как Наталья Медведева оставила театр, никто ни разу не поинтересовался, как она жила. Лишь изредка администрация поздравляла её с праздниками да присылала деньги на Новый год. Но последние несколько лет жизни Медведева лишилась и этих привилегий. Из всех сотрудников театра с добротой к ней всегда относились лишь парикмахеры, с одним из которых она постоянно перезванивалась…

Последние 28 лет жизни, забытая театром и кино, Наталья Павловна жила проблемами дочери, Галины Петровны Бельской, редактора журнала «Знание – сила», воспитывала внучку и правнучку.

Скончалась Наталья Медведева 12 августа 2007 года тихо и скромно, во сне, на больничной койке. Никто из бывших коллег не пришёл проститься с актрисой…

У Медведевой была сложная судьба, но, не смотря на это, она сумела до конца своих дней сохранить бодрость духа и интерес к жизни, оставаясь удивительно интеллигентным и обаятельным человеком. Светлая память Вам, замечательная Актриса!

Фильмы и роли:

1952: «Возвращение Василия Бортникова» (Авдотья); 1955: «За витриной универмага» (Андреева); 1956: «Илья Муромец» (княгиня Апраксия); 1959: «Люди на мосту» (Анна Семеновна), «Человек меняет кожу» (Синицына); 1960: «Трижды воскресший» (Шмелева, секретарь райкома); 1962: «Люди и звери» (Валентина Сергеевна); 1967: «Дом и хозяин» (Зина); 1973: «Человек со стороны», тв (Сонюшка); 1975: «Ольга Сергеевна», тв (дежурная); 1976: «Дни хирурга Мишкина», тв (Майя Петровна), «Преступление» (Дорохина); 1977: «Осторожно, листопад!», тв (Таисия Павловна), «Рассказ от первого лица», тв (Елена Георгиевна); 1979: «Варвары», тв (Татьяна Николаевна Богаевская).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru