Мельников Александр АфанасьевичМельников Александр Афанасьевич Александр Мельников родился в Санкт-Петербурге в большой многодетной семье. Жили Мельниковы бедно – ели жмых, пили морковный чай. Из-за этого у Александра развилась водянка. Чтобы спасти мальчика, родители отправили его к дядьке в Ижевск, который с этого момента занимался его воспитанием. В марте 1922 года Мельников стал учеником школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Ижевских оружейного и сталелитейного заводов. По её окончании в июне 1925 года Александр вернулся в Ленинград и до сентября 1927 года работал токарем на заводе № 7. Параллельно учился в киномастерской Фабрики эксцентричного актёра (ФЭКС) под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Когда в 1926 году она была закрыта, её руководители стали преподавать на киноотделении Ленинградского техникума сценических искусств. Мельников последовал вслед за ними и был принят сразу на второй курс. Кроме Козинцева и Трауберга со студентами также занимались Евгений Червяков и Фридрих Эрмлер. Именно последний, в итоге, и стал основным педагогом Мельникова. К этому же периоду относятся первые актёрские опыты Александра Мельникова на экране. Это были эпизодические появления в фильмах его учителей – мальчик с яблоками в цирке в «С.В.Д.» Козинцева и Трауберга и комсомолец в «Парижском сапожнике» Эрмлера. По окончании техникума в 1930 году Мельников стал штатным актёром киностудии «Ленфильм». До 1941 года он довольно много снимался как в небольших, так и главных ролях. Диапазон его персонажей был самый разнообразный – рабочие, комсомольцы, военные, люди искусства. Наиболее ярко актёр проявил себя в героических ролях, продемонстрировав своеобразное драматическое дарование и природную мужественность. Лучшие из них: Васька («Моя Родина»), Куприянов («Депутат Балтики»), Родион Жуков («Белеет парус одинокий»), Родион Приходько («Старая крепость»), Семен Котко («Шёл солдат с фронта»). В начале Великой Отечественной войны Александр Мельников отказался ехать с «Ленфильмом» в эвакуацию и добровольцем ушёл на фронт. Окончив курсы усовершенствования политсостава запаса (КУПСЗ), воевал в качестве начальника клуба парашютного полка в Ессентуках, политрука ансамбля 59-й армии и инструктора ПО 777-й танковой бригады Волховского фронта, начальника клуба 2-й стрелковой дивизии и инструктора ПО Ленинградского фронта. Демобилизовавшись в декабре 1945 года, Александр Афанасьевич вернулся на «Ленфильм», но работать в качестве актёра не смог. Сказалась война – появились несвойственные ему до этого скованность и отрешённость. Да и картин тогда снималось мало, большинство актёров сидело без работы. В ноябре 1946 года Мельников по рекомендации провинциального актёра Шубина уехал работать в Смоленский областной драматический театр. Сыграл там Харди в «Русском вопросе» К.М. Симонова и ещё несколько ролей в современном советском репертуаре. Но работа в театре оказалась актёру не интересна, и уже в марте 1947 года он вернулся в Ленинград. В дальнейшем попробовал себя в различных сферах деятельности – был ассистентом режиссёра на Ленинградский студии научно-популярных фильмов, старшим инструктором Политотдела железнодорожной бригады в Барановичах, начальником офицерского клуба в Кандалакше. В декабре 1953 года пути Александра Мельникова снова пересеклись с «Ленфильмом». В качестве ассистента он там поработал со многими известными режиссёрами, в том числе с Владимиром Венгеровым, Николаем Лебедевым, Надеждой Кошеверовой и другими. В 1960-е годы на непродолжительное время вернулся в актёрскую профессию, снявшись в небольших ролях нескольких фильмов. Самая известная из них – учитель Алниклоп в «Республике ШКИД» Геннадия Полоки. В 1967 году Александр Афанасьевич вышел на пенсию. Будучи пенсионером, по-прежнему интересовался всем происходящим в искусстве, ездил на просмотры в Дом кино. Старался поддерживать себя в хорошем состоянии, ходил зимой на лыжах. Дружил с Павлом Кадочниковым и Иосифом Хейфецем. Александр Мельников был женат на Елене Викторовне Терлецкой (1911–?), бухгалтере киностудии «Ленфильм». Их дочь Марина окончила курсы телевизионных работников, работала старшим диспетчером на Ленинградском телевидении. Похоронен Александр Афанасьевич на новом кладбище города Всеволожск Ленинградской области. Фильмы и роли: 1927: «Парижский сапожник» (комсомолец), «С.В.Д.» (мальчик с яблоками в цирке); 1928: «Золотой клюв» (эп.); 1929: «Бунт бабушек» (комсомолец), «Обломок империи» (комсомолец); 1930: «Ветер в лицо» (Валерьян), «Всадники ветра» (комсомолец); 1931: «Кинометла № 3» (журналист), «Полдень» (Сашка), «По ту сторону» (человек в очках), «Человек за бортом» (баптист); 1932: «Лес» (лесоруб), «Ошибка героя» (Лисухин); 1933: «Моя Родина» (Васька), «Первая любовь» (Эрвин), «Частный случай» (Сашко); 1934: «Песнь о счастьи» (Волчок, студент консерватории), «Флаг стадиона» (извозчик), «Чудо» (священник); 1935: «Горячие денечки» (Мельников), «Путь корабля» (молодой эпроновец); 1936: «Депутат Балтики» (Куприянов), «Искатели счастья» (Соломон), «Концерт Бетховена» (проводник); 1937: «Белеет парус одинокий» (Родион Жуков); 1938: «Одиннадцатое июля» (Боровик), «Старая крепость» (Родион Приходько); 1939: «Случай на полустанке» (Христофоров), «Член правительства» (конвоир), «Шел солдат с фронта» (Семен Котко); 1941: «БКС № 2. Один из многих» (зенитчик Пчелкин), «Разгром Юденича» (маленький боец), «Фронтовые подруги» (повар); 1948: «Драгоценные зерна» (эп.); 1957: «На переломе» (эп.), «Улица полна неожиданностей» (бухгалтер); 1964: «Армия «Трясогузки» (солдат Первой мировой войны), «Помни, Каспар» (эп.); 1965: «Музыканты одного полка» (музыкант); 1966: «На диком бреге» (начальник транспортного отдела), «Республика ШКИД» (Алниклоп), «Три толстяка» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru