Мещерякова Алла ДмитриевнаМещерякова Алла Дмитриевна Алла Мещерякова родилась в Москве. Её родители очень любили искусство, хотя не имели к нему прямого отношения. Отец Дмитрий Петрович Мещеряков, выходец из большой многодетной семьи, приехал в столицу из Рязани, работал водителем троллейбуса. Мать Ефросинья Степановна Тонкова выучилась на товароведа, но по профессии не работала, всю себя отдала воспитанию троих детей. Дмитрий Петрович и Ефросинья Степановна любили кино и театр, интересовались актёрами, восхищались их искусством. Восторженное отношение к артистам передалось и юной Алле. С раннего детства она любила читать стихи, ловить на себе восторженные взгляды зрителей. Как и все советские дети ездила в пионерские лагеря, участвовала в художественной самодеятельности. Затем, когда представился случай, стала заниматься в студии художественного слова при Дворце пионеров под руководством бывшей артистки Художественного театра Анны Гавриловны Бовшек, провела там восемь незабываемых лет. Анна Гавриловна помогла девочке воспитать в себе вдумчивое отношение к актёрской профессии, научила быть собранной, не разбрасываться по пустякам. Когда же наступил момент окончания школы, Алла Мещерякова стала готовиться к поступлению в театральный институт. Она мечтала попасть в Щепкинское училище, играть в Малом театре, но, как все абитуриенты, проходила прослушивания во все вузы сразу. Для себя решила, что, если фортуна от неё отвернётся, пойдёт в университет на журналистику. К счастью, этого не потребовалось. В приёмной комиссии ВГИКа на неё обратили внимание Сергей Аполлинариевич Герасимов и Тамара Фёдоровна Макарова, набиравшие актёрскую мастерскую для Юлия Яковлевича Райзмана. Сам он присутствовать на прослушиваниях не мог, поскольку находился в затруднительном положении после выхода фильма «А если это любовь?», вызвавшего неоднозначную реакцию общественности. В итоге к руководству мастерской Райзман не был допущен. Все четыре года студентов обучали Анатолий Григорьевич Шишков и Александр Александрович Бендер, оба интересные, незаурядные личности. Первый – бывший мхатовец, второй – воспитанник ленинградской театральной школы, ученик Владимира Николаевича Соловьёва. Курс им достался разноплановый, перспективный, и они старались вложить в него всю свою душу, весь свой многолетний опыт. К сожалению, творческая судьба многих их учеников впоследствии не сложилась. Среди них оказались Лариса Виккел, Людмила Аржанникова, Александр Липов, Виталий Киселёв, Станислав Симонов, Элеонора Александрова. Относительно неплохо состоялась карьера лишь у Натальи Величко, Николая Федорцова и у самой Аллы Мещеряковой. Ещё в институте она сыграла Аркадину в «Чайке» А.П. Чехова, затем в дипломном спектакле «Чеховский вечер» – Пелагею в инсценировке рассказа «Егерь», имела в этих ролях большой успех. Когда же в 1965 году Алла Дмитриевна получила диплом актрисы театра и кино, то по распределению попала в труппу многострадального Театра-студии киноактёра. Большинство его артистов годами сидели без работы, перебивались незначительными эпизодами и озвучиванием. Алле Дмитриевне повезло, эта участь обошла её стороной. Уже в 1966 году она была утверждена на главную женскую роль в картину Рениты и Юрия Григорьевых «Сердце друга», съёмки которой проходили на Киностудии имени М. Горького. Пронзительная, любовная история на фоне войны получилась трогательной и понятной любому зрителю, но не принятой кинематографическим начальством. Дело в том, что «Сердце друга» не понравилось Л.И. Брежневу, и этого было достаточно, чтобы дать фильму последнюю, третью категорию и ограниченный прокат. Сама Мещерякова узнала об этом намного позднее. Во время съёмок она уже была беременна и вскоре по их окончании родила дочь Наталью. Радостное событие на некоторое время перестроило жизненный уклад актрисы. Она переключилась на семью, ребёнка, но долго оставаться вне профессии не смогла. Через год Мещерякова вернулась на кинопроизводство, начала активно сниматься. Роли ей предлагались небольшие, но благодаря природной органичности, женственности, обаянию и тому, что фильмы, в которых она участвовала, имели зрительский успех, актриса запоминалась. Достаточно назвать жену инспектора Серёжкина в кинодилогии «Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля» и «Предварительное расследование» или Марию Никифоровну в «…А зори здесь тихие». В первой половине 1970-х в актёрском арсенале Аллы Мещеряковой появились большие, значительные работы, заставившие говорить о ней, как о многообещающей, самобытной актрисе. Одной из них, на мой взгляд, стала роль Маши Михайловой, потерявшейся во время войны сестры одного из героев, в фильме Михаила Богина «Ищу человека». В этом образе переплелись свойственные актрисе лиричность и глубокая человечность. Следом на экраны вышла, пожалуй, самая знаковая картина в фильмографии Мещеряковой – «Ксения, любимая жена Фёдора» режиссёра Виталия Мельникова. Попала она в неё случайно. Режиссёр, долго искавший актрису на главную героиню, пригласил её по совету Людмилы Зайцевой, снимавшейся вместе с ней в фильме «…А зори здесь тихие». И не прогадал. Экранный дуэт Аллы Мещеряковой и Станислава Любшина получился ярким и своеобразным. «Ксения» не получила никаких премий и призов, но в целом была благосклонно принята зрителями и критиками, хорошо прошла в прокате. По сути, Ксения стала для актрисы подарком судьбы. Такого масштаба ролей ей больше играть не пришлось. Хотя подобные героини – современные труженицы, жёны, матери – встречались в её творческом арсенале и дальше. Среди них: Поля («Дневной поезд»), Вера Кашкина («Ты – мне, я – тебе»), Степанова («Сдаётся квартира с ребёнком»), Наташа Белецкая («Мелодия на два голоса»), Мария Кузьминична («Конец бабьего лета»), Анна («Непохожая»), Зинаида Ильинична («Чужой звонок»). Особо стоит отметить творческое содружество Аллы Мещеряковой и режиссёра Аян Шахмалиевой. Началось оно с фильма «Странные взрослые», в котором актриса сыграла одну из немногих своих отрицательных ролей. Впоследствии режиссёр находила для Мещеряковой роли фактически в каждой своей картине. При этом предлагала ей образы, разные по характеру и внутреннему содержанию, не заставляла повторяться. Алла Дмитриевна очень любила свою работу в телевизионном фильме Шахмалиевой «Дымъ», экранизации одноименного романа И.С. Тургенева, в котором сыграла Капитолину Марковну Шестову. Вот как сама она отзывалась о своей героине: «”Дымъ” – о простоте и искренности чувств, незыблемости и ценности таких, казалось бы, затёртых понятий, как доброта, терпимость, благородство, великодушие, милосердие. В образе своей Капитолины Марковны хотелось донести эти понятия до сердца зрителя». И ещё одну работу актрисы невозможно обойти вниманием – Нюсю, жену актёра Платонова, в фильме Константина Худякова «Успех». В сценарии она была плохо прописана и не вызвала у Мещеряковой интереса. Однако в процессе работы она смогла найти для неё необходимые штрихи, сыграла её настолько проникновенно, что после премьеры «Успеха» сценарист Анатолий Гребнев лично извинился перед актрисой за то, что в сценарии уделил Нюсе слишком мало внимания. Наступившие 1990-е годы вывели огромный пласт артистов из строя. Большинство из них осталось без работы, в том числе и Алла Мещерякова. Много лет она ничего не делала, просто числилась в составе Театра киноактёра, получала мизерную зарплату. Её супруг, режиссёр-документалист Владимир Фёдорович Коновалов (1935–2020) взвалил на свои плечи заботы о семье. Помимо старшей дочери у них рос младший сын Фёдор, тогда ещё подросток. Всем вместе им приходилось нелегко, но они выстояли. И хотя у Аллы Дмитриевны была возможность подзаработать на рекламе, куда её неоднократно приглашали, она не поступилась творческими принципами и не стала размениваться на халтуру. Позднее, в 2000-е, когда наладился сериальный поток, Мещерякова тоже не спешила в него вливаться, поскольку её не устраивало качество предлагаемого материала. Да и многие работы, для которых она делала исключение, не принесли ей творческого удовлетворения. Наиболее интересными среди них стали, пожалуй, только Анна Решетникова в «Однажды в Ростове» Константина Худякова и Антонина Ивановна в «Оптимистах» Алексея Попогребского. В последние годы Алла Мещерякова уже не могла работать в связи с тяжёлой болезнью мужа, за которым требовался постоянный уход. Она отказывалась от всех предложений, отдавала всю себя супругу. И так уж случилось, что постоянные тревоги, переживания надорвали ей сердце. Алла Дмитриевна скончалась раньше мужа на семьдесят восьмом году жизни. Оставшись без своей любимой супруги, Владимир Фёдорович не смог прожить без неё и месяца, ушёл вслед за ней. Вместе они похоронены на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1963: «Город – одна улица» (девушка с катка); 1964: «Страницы одной любви», тв (Лена); 1966: «Сердце друга» (Анечка Белозёрова); 1968: «В трудную минуту», к/м (Наталья), «Люди как реки», тв, к/м (Лена, почтальон), «Хозяин тайги» (Татьяна Серёжкина), «Шестое июля» (секретарь); 1969: «Вальс», тв (Екатерина Сергеевна), «Про Клаву Иванову», тв (Лена), «Сочинение», тв, к/м (Елена Михайловна); 1971: «Если ты мужчина» (Клавдинька), «Конец Любавиных» (Нина Михайловна), «Пропажа свидетеля» (Татьяна Серёжкина); 1972: «…А зори здесь тихие» (Марфа Никифоровна), «Бой с тенью» (Юлия Ивановна, заведующая детского сада), «Стоянка поезда две минуты», тв (секретарша и телеграфистка); 1973: «Ищу человека» (Маша), «Каждый день доктора Калинниковой» (Надя), «Калина красная» (участница «малины»), «Турындыка», к/м (мать Генки); 1974: «Ксения, любимая жена Фёдора» (Ксения Иванова), «Птицы над городом» (парикмахер), «Странные взрослые», тв (Ольга Николаевна); 1976: «Горькие уроки», к/м (Наташа), «Дневной поезд», тв (Поля), «Первый рейс», тв (Варя), «Сегодня полёты, завтра полёты», к/м (мать Вари), «Ты – мне, я – тебе» (Вера); 1977: «Медовая неделя в октябре», тв, к/м (Наталья), «Хлеб детства моего» (Дарья); 1978: «В день праздника» (Лидия), «Предварительное расследование» (Татьяна), «Сдаётся квартира с ребенком» (Степанова); 1980: «Мелодия на два голоса», тв (Наташа Белецкая), «Полет с космонавтом» (мать Брусничкина), «Свет в окне», тв (детский врач); 1981: «Две строчки мелким шрифтом» (Зоя Николаевна), «Любовь моя вечная» (Саша Зубова); 1983: «Вера», тв (Вера), «Дважды рождённый» (военврач Маша), «Конец бабьего лета» (Мария), «Уникум» (Попкова); 1984: «И повторится всё…» (эп.), «Идущий следом» (воспитательница в детском доме), «Третий в пятом ряду», тв (мать Белова), «Успех» (Нюся); 1985: «Непохожая», тв (Анна, мать Лиды), «Подружка моя», тв (Галина Ивановна), «Пять минут страха» (Любовь Андреевна), «Софья Ковалевская», тв (Мария Бокова), «Чужой звонок», тв (Зинаида Ильинична, мама братьев Турбиных); 1986: «Зонтик для новобрачных» (жена Краскова); 1987: «Катенька» (мать Гриши); 1988: «В связи с переходом на другую работу», тв (Калерия Фёдоровна), «Щенок» (мать Кольки); 1989: «Когда мне будет 54 года», тв (соседка Катя), «Под куполом цирка», тв (Вера Игнатьевна), «Процесс» (жена Амелина); 1990: «Место убийцы вакантно» (мать Адамцева), «Метастазы» (Адамцева); 1992: «Дымъ», тв (Капитолина Марковна Шестова), «Менялы» (Серафима Максимовна); 1997: «Вор» (тетка на вокзале); 1997–2002: «Самозванцы», тв (тётя Люся); 2002: «Бригада», тв (мать Пчелы); 2003: «А поутру они проснулись» (тётя Нюра), «Другая женщина, другой мужчина» (домработница); 2011: «Мой парень – ангел» (бабушка с собачкой), «О нём» (бабушка); 2012: «Однажды в Ростове», тв (Анна Решетникова); 2014: «Охота жить» (жена Филиппа), «Чужое», тв (Зоя Матвеевна Шапошникова); 2017: «Оптимисты», тв (Антонина Ивановна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru