Михаил ЮзовскийМихаил Юзовский: «Те, кто снимают сказки, совершают подвиг».
— Михаил Иосифович, почему Вы пришли работать именно на Киностудию имени Горького? — Пришёл потому, что хотел снимать сказки. Это было моей мечтой. — В тот период, когда это случилось, уже успешно снимали сказки Александр Роу и Александр Птушко. И, фактически, кроме них, других режиссёров-сказочников не было. Остальные снимали подобные картины эпизодически. А чем конкретно Вас привлекали сказки? — Сказка – это тот жанр, в котором есть всё, но в очень красивой упаковке. — У Вас на тот момент были любимые режиссёры, снимающие сказки? Вы кого-нибудь среди них выделяли? — В основном, Александра Роу. Птушко меня меньше привлекал. — Придя на студию, Вы наверняка встретились с Роу? — Я у него работал на фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки». Позднее закончил ВГИК и снял свою первую сказочную новеллу «Полчаса на чудеса» в одноимённом киноальманахе. Затем последовал мой первый полнометражный фильм-сказка «Тайна железной двери». В основном я снимал то, что я хотел. И происходило это, как правило, в Крыму, в Ялтинском филиале. — В 1980-е годы уже не было ни Роу, ни Птушко. Борис Рыцарев и Геннадий Васильев сказки редко снимали. Получилось, что в этот период Вы поставили одни из самых ярких и интересных картин в сказочном жанре. И после Вас данная традиция оборвалась, и почти никто её не касался. Как Вы думаете, почему так получилось? — Сказку снимать очень сложно. В неё надо вкладывать больше, чем в любую другую вещь. Это внешне кажется, что она только для детей, а на самом деле – для взрослых. И взрослые любят сказки, не меньше, чем дети. Каждый из них видит в ней что-то своё, свою сказочную составляющую. — В Ваших фильмах-сказках снимались замечательные артисты – Татьяна Пельтцер, Александр Филиппенко, Олег Табаков, Валентина Талызина, Семён Фарада. Наверняка они с удовольствием играли сказочные образы. Как Вы думаете, взрослые актёры любили сниматься в подобных картинах? — Конечно, потому что это давало им огромную, невероятную возможность поиграть, похулиганить, окунуться в мир сказки, с которым они довольно редко соприкасались. — А с детьми было сложнее работать на съёмочной площадке? Они стеснялись, зажимались перед камерой? — Нет, дети очень органичны. Это взрослым было сложнее – они стремились быть по-детски смешными. — Когда Вы только пришли на Киностудию имени Горького, как там восприняли Ваше желание снимать сказки? Всё-таки главным тогда в этом жанре был Александр Артурович Роу. Как Вы думаете, не было ли с его стороны ревности, когда кто-то другой брался за подобные картины? — Когда я показал худсовету, на котором присутствовал Роу, одну из своих первых картин, то он сказал, что она получилась антироувская. И, тем не менее, картина ему понравилась. А вообще мне очень помогал Марк Семёнович Донской. Он был добрый. Если нужно, мог сделать всё для другого человека. Я с ним дружил. — Вы сняли много сюжетов для киножурнала «Ералаш». Чем Вам запомнилась эта работа? — Это был постоянный тренинг. Нужно было уложиться в один-два съёмочных дня. Одним из лучших моих сюжетов стал, как мне кажется, «Бабушка» с Татьяной Пельтцер. — Когда ситуация в нашем кинематографе в начале двухтысячных стала относительно налаживаться, у Вас не возникло желания вернуться с какой-нибудь детской картиной? Или, например, снять сериал? — Дело в том, что сказка сериалом быть не может. Это моё глубокое убеждение. Сказка – дорогой жанр и в то же время дешёвый. Ведь постоянно показывают одни и те же сказки, и все их смотрят. Добиться такого в других жанрах непросто. Всевозможные блокбастеры демонстрируют от силы раз или два, а сказки идут всё время. — Многие режиссёры Киностудии имени Горького периодически обращались к фильму-сказке. Немало в этом жанре сделали Борис Рыцарев, Геннадий Васильев, Павел Арсенов, Владимир Бычков. Как Вы относитесь к творчеству этих режиссёров? — Те, кто снимают сказки, совершают подвиг. И мы, сказочники, относимся друг к другу с большой симпатией. Правда, в последних появившихся современных сказках немного не хватает воздуха, сказочности и всего прочего. Они ниже по качеству. — А в чём, Михаил Иосифович, выражается это качество? Как Вы его определяете? — Очень мало режиссёры привносят своего личного. Потенциал не слишком высокий. — Есть какие-то современные фильмы, которые Вам запомнились? Или Вам больше по душе просмотр старых советских картин? — Ну, почему же? Я люблю смотреть сегодняшние фильмы. А из картин прошлых лет мне очень нравятся фильмы Лёни Нечаева. — Определите одной фразой Ваше отношение к Киностудии имени Горького? — Дом родной! 2015 год. |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru