
Михайлов Александр АлександровичМихайлов Александр Александрович Александр Михайлов родился в Москве в семье московских интеллигентов. Его дед в царское время был человеком небедным, имел собственную гостиницу. Проживал в большой семикомнатной квартире на Каляевской улице, которая после революции была уплотнена, сместив бывшего хозяина и его семью в одну из комнат. Отец Александра – Александр Иванович – был служащим. Мать Анна Николаевна Ушакова работала корректором в одной из московских газет, воспитывала двух детей – сына и дочь. С 1930 года Александр учился в средней школе № 181, был одним из активных её учеников: исполнял обязанности вожатого над шестиклассниками, занимался в драматической школьной студии, входил в бригаду по её оформлению. По окончании школы, осенью 1940 года, Александр Михайлов поступил на актёрский факультет ВГИКа, но, в связи с началом войны, успел закончить только один курс. С июня по август 1941-го, вместе с другими студентами, он выезжал на трудовой фронт. Вернувшись в Москву, до октября продолжал учиться, снялся в небольшой роли Франтишека в Боевом киносборнике № 7, но затем вынужден был оставить институт и вместе с отцом уехать сначала в Свердловск, затем – на станцию Верх-Нейвинск. Там Александр работал на строительстве военного завода в качестве лаборанта, но уже через четыре месяца, 26 марта 1942 года, ввиду острой нехватки актёрских кадров, был вызван в Сталинабад, в место эвакуации киностудии «Союздетфильм», где сразу же был зачислен в актёрский штат и задействован в кинопроизводстве. Снялся в одной из главных ролей у Льва Кулешова в фильме «Мы с Урала», в эпизодических ролях картин «Лесные братья», «Март–апрель». В ноябре 1943 года Александр Михайлов по реэвакуации вернулся в Москву. Продолжая оставаться штатным артистом «Союздетфильма», принял участие в фильмах «Небо Москвы» и «Это было в Донбассе». Но, видимо, ощущая пробелы в профессиональном актёрском базисе, решил продолжить, прерванную войной, учёбу. Только теперь его взоры были устремлены на Школу-студию МХАТ, куда он и был зачислен в октябре 1944 года. Попал в её второй набор, учился вместе с Алексеем Покровским, Мариной Ковалёвой, Евгением Жаровым, Андреем Гончаровым (Лаубе). По окончании Школы-студии МХАТ в 1948 году, Александр Михайлов, в отличие от некоторых своих однокурсников, прославленной сцене предпочёл труппу Центрального детского театра, поскольку был приглашён туда сразу на главную роль – Сани Григорьева в инсценировку романа В.А. Каверина «Два капитана». Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1948 года, имела большой зрительский успех, а исполнитель главной роли сразу же приобрёл известность в театральных кругах. Через семь лет эту же роль Михайлов исполнил и в кино, ставшую одной из самых лучших в его кинобиографии. Помимо Сани Григорьева на сцене ЦДТ Михайлов также сыграл майора Добрынина в «Я хочу домой» С.В. Михалкова (эта работа была отмечена Сталинской премией III степени в 1950 году), Дубровского в инсценировке «Дубровского» А.С. Пушкина, Поля во «Вперёд, отважные!» А.Г. Зака и И.К. Кузнецова, Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и другие роли. В начале 1950-х Александр Михайлов вернулся в кинематограф, который когда-то ввёл его в актёрскую профессию. Сначала это была небольшая роль учителя Тихона Ивановича в детской картине «Алёша Птицын вырабатывает характер», следом за ней последовала одна из центральных ролей в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности». Ну а закрепил интерес к Михайлову-киноактёру фильм «Два капитана», имевший, как и когда-то спектакль, большой зрительский резонанс. Предполагаю, что на Михайлова сразу же хлынул поток однотипных предложений, не всегда ему интересных, этим, наверное, и объясняются его дальнейшие редкие появления на экране. Только лишь 1957 год принёс ему сразу две заметные роли – клоуна Анатолия Дурова в «Борце и клоуне» и археолога Евгения Бурова в «Неповторимой весне». После этого актёр полностью сосредоточился на театре, всего лишь дважды (не считая телеспектаклей) позволив себе появиться перед камерой. Вероятно, желая расширить свой актёрский потенциал, в 1953 году Александр Михайлов перешёл во МХАТ имени М. Горького, где выступал в лирико-романтических и драматических ролях, требующих сложного внутреннего перевоплощения. Среди них: Лермонтов («Лермонтов» Б.А. Лавренёва), принц Флоризель («Зимняя сказка» В. Шекспира), Валерик («Третья патетическая» Н.Ф. Погодина), Робер де Мони («Убийца» И. Шоу), Син Бин-у («Бронепоезд 14-69» В.В. Иванова), Лещ («Последние» М. Горького), Бобчинский («Ревизор» Н.В. Гоголя), Чебутыкин («Три сестры» А.П. Чехова) и другие. В жизни Александров Михайлов обладал сложным характером, был человеком некоммуникабельным, не уверенным в себе, скромным, сторонившимся шумных компаний. При этом любил дом и уют, был хорошим семьянином. Первой его женой была художник по костюмам Наталья Ефанова (1928–?), дочь художника В.П. Ефанова. У них родилась дочь, которая, как и её мать, рано ушла из жизни. Со второй супругой – актрисой Анной Анатольевной Горюновой, дочерью знаменитых театральных актёров Анатолия Горюнова и Веры Бендиной, Михайлов познакомился, работая во МХАТе. В 1960 году в их семье появился на свет сын Анатолий. После прихода в Художественный театр Олега Ефремова Александр Михайлов оставался с ним в хороших отношениях, поскольку знал его ещё со времён учёбы в Школе-студии МХАТ и совместной работе в ЦДТ. Ефремов не раз занимал его в своих постановках, в 1985 году доверил ему роль Телегина в «Дяде Ване» А.П. Чехова, поэтому, когда в 1987-м случился раскол театра, это буквально подкосило Михайлова. Олег Николаевич не позвал артиста в свою труппу, а любимую им роль Телегина передал Вячеславу Невинному. Александр Михайлов остался в труппе Татьяны Дорониной, внутренняя обстановка которой была для актёра не самой благоприятной. У него начались проблемы со здоровьем, вылившиеся в онкологическое заболевание и вследствие этого – уход со сцены. Последние два года жизни Александр Александрович тяжело болел, перенёс операцию, не принесшую ему ожидаемого облегчения. Перенапряжение, нервозность сыграли своё дело – у Михайлова случился инсульт, приковавший его к постели. Он медленно угасал и скончался, не дожив чуть более полугода до своего 70-летия. Похоронен вместе с родителями жены на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1941: «БКС № 7. Новеллы о Швейке» (Франтишек); 1942: «Лесные братья» (партизан); 1943: «Март–апрель» (эп.), «Мы с Урала» (Ваня Томакуров); 1944: «Небо Москвы» (младший лейтенант Губкин); 1945: «Это было в Донбассе» (Борис); 1948: «Повесть о настоящем человеке» (лётчик Петров); 1953: «Алёша Птицын вырабатывает характер» (Тихон Иванович); 1954: «Испытание верности» (Петя Гребенкин); 1955: «Два капитана» (Саня Григорьев), «Сын» (Володя); 1957: «Борец и клоун» (Анатолий Дуров), «Неповторимая весна» (Женя Буров); 1959: «Трудный характер» (Костя); 1968: «Гроза над Белой» (М.В. Фрунзе); 1972: «Последние», тв (Лещ); 1977: «Чеховские страницы. Печенег», тв (частный поверенный); 1980: «Мятеж», тв (Александр Щукин).
|
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru