Мокшанцев Олег Евгеньевич

Mokshantsev-2Мокшанцев Олег Евгеньевич
Заслуженный артист РСФСР (1991)
Родился 30 декабря 1924 года.
Умер 22 января 2007 года.

«Я не люблю свой кинематограф» – так начал рассказ о себе Заслуженный артист РСФСР Олег Евгеньевич Мокшанцев. «Почему же?» – поинтересовался я. «Картин много, а особо выделить какую-то сложно. Прилично работал в двух-трёх, но такой роли, чтоб можно было сказать «ах!», за всю жизнь не было». Случилось так, что Мокшанцев пришёл в кинематограф уже в довольно зрелом возрасте. Режиссёры чаще всего приглашали его на роли положительных героев, используя интеллигентную внешность актёра. Мокшанцеву пришлось воплощать на экране секретарей бюро или парткома, людей в милицейских или армейских погонах, командующих фронтом. Всё это было профессионально сыграно, но удовлетворения самому актёру не приносило. Помимо работы в кино Олег Евгеньевич много лет отдал Театру-студии киноактёра, на сцене которого, в отличие от экрана, исполнил много главных ролей. Даже с развалом труппы в начале девяностых годов Мокшанцев не покинул родной театр и остался верен ему до конца жизни.

Олег Мокшанцев родился 30 декабря 1924 года в Москве. Его родители встретились и поженились в 1917 году, в эпоху глобальных перемен в стране. Настроенные революционно, этот дух они пронесли через всю жизнь. Жили они у Яузских Ворот, где теперь разбит шикарный сквер со стелой в память пограничников. А тогда на этом месте был гвоздильный завод, рядом стояли водонапорная башня, заводские цеха и строения. Мокшанцев-отец и его сосед по квартире работали на этом заводе. Отец был главбухом, а сосед – главным инженером. Когда завод закрыли, им дали по две комнаты в одной квартире в бывшем административном здании, где семья Мокшанцевых прожила 50 лет.

В их дворе, как и во многих других в то время, царил особый дух, особая атмосфера. Все, жившие в нём, были друзьями. Там прошло детство Мокшанцева, детство, пропитанное дружбой пацанов, живущих в этих домах.

После седьмого класса Олег поступил в артиллерийскую спецшколу, но её не закончил, так как началась война. В 1941 году всех эвакуировали в Прокопьевск, где у Олега начались проблемы со здоровьем, и он вернулся в Москву.

Приехав обратно, Мокшанцев работал на заводе, на тяжёлом станке 1907 года выпуска – точил мины, был мастером-наладчиком оборонного цеха. От постоянного напряжения у Олега болели руки. Утром, вставая на работу, он их с трудом разгибал об стол, они были жёлтыми от чугуна.

Шла война. Все друзья и ровесники Олега уходили на фронт. В конце концов не выдержал и Мокшанцев – пошел в военкомат и попросил, чтобы ему сняли бронь. Его отправили в армию, где в марте 1943 года он окончил Владимирское пехотное училище. Олегу присвоили звание лейтенанта и должность заместителя командира миномётной роты.

Мокшанцев попал в резерв под Калугой, где просидел полтора месяца. Всем, кто там находился, было очень неловко – шла война, а они отдыхали, купались и ходили за грибами. Получив разрешение командира полка, Олег, вместе со своим другом, младшим лейтенантом Колей Судовым, отправился на передовую. Прибыв в дивизию, Мокшанцев попал в стрелковый взвод, и в этот же день пошёл в атаку.

Воевал Мокшанцев всего три месяца. Однажды ему пришлось лежать в засаде прямо напротив немецкого снайпера. Пролежав два с половиной часа, Олег повернулся к связному, и в этот момент снайпер в него выстрелил. Пуля вошла в нос, покалечила зубы, вышла через подбородок и попала в плечо.

После госпиталя Мокшанцева отправили в Москву. В тот момент мать Олега жила одна вместе с младшим сыном (с мужем она развелась ещё в 1939 году). Чтобы не быть обузой для матери, Мокшанцев попросил оставить его в армии. Но так как в строй из-за ранения он уже не мог попасть, его отправили в противовоздушную оборону, где до октября 1945 года Мокшанцев командовал разведротой в 324-м батальоне противовоздушной обороны.

Актёрская профессия всегда привлекала Олега Мокшанцева. Ещё учась в школе, он посещал драмкружок, а затем занимался в армейской самодеятельности. Поэтому когда летом 1945 года Олег случайно увидел объявление в газете о наборе на актёрский факультет ВГИКа, то сразу же решил попробовать свои силы в поступлении. В сентябре, ещё в погонах, он стал посещать занятия во ВГИКе, а демобилизовался только в октябре.

Олег поступил на курс к талантливым педагогам – Ольге Ивановне Пыжовой и Борису Владимировичу Бибикову, где стал по возрасту одним из самых старших. Он учился вместе с Нонной Мордюковой, Тамарой Носовой, Сергеем Гурзо, Екатериной Савиновой, Вячеславом Тихоновым, Владимиром Ивановым. Многие из них успели прославиться еще до окончания института, снявшись в «Молодой гвардии» у Сергея Герасимова. Олегу же в этом фильме места не нашлось, поэтому известность к актёру пришла намного позже.

Окончив ВГИК в 1950 году с красным дипломом, Олег Мокшанцев был распределен в Государственный театр киноактёра, а осенью этого же года откомандирован в Германию для работы в Театре Группы советских войск, где провёл четыре года. Сам актёр считал работу в этом театре хорошей школой, так как там приходилось много выступать. Распорядок дня был таков: утром – репетиция, в 16-17 часов – выезд. Семь спектаклей в неделю, в понедельник – выходной. Театр работал, в основном, для советской армии, крайне редко играли спектакли для немцев. Всю неделю артисты выступали для офицерского состава и их семей. Репертуар театра был армейский, патриотический. Но ставилась и классика. Олег Евгеньевич был занят в «Егоре Булычове и других» М. Горького в роли Алексея Достигаева, в «Платоне Кречете» А.Е. Корнейчука играл Аркадия.

Живя в Германии, Олег Евгеньевич познакомился со своей будущей супругой Лидией Петровной, которая работала там переводчицей. Они поженились в 1951 году и с тех пор никогда не расставались.

В 1955 году Мокшанцевы вернулись в Советский Союз. Олег Евгеньевич был восстановлен в Театре-студии киноактёра и сразу же приглашён режиссёром Николаем Фигуровским на роль Стеньки в фильм «Повесть об агрономе» по произведению Галины Николаевой. На картину возлагались большие надежды, в адрес съёмочной группы приходили хвалебные телеграммы от самого Ивана Александровича Пырьева, который тогда был директором «Мосфильма». Но случилось так, что обиженные молодые режиссёры написали министру культуры на Пырьева письмо, дескать, он зажимает молодёжь и не даёт им работать – и министр, соответственно, проявил себя. Картину прикрыли. Фигуровский был отстранен от постановки, а материал приказали «смыть». Позже другой режиссёр по другому сценарию и с другими актёрами снял эту картину, но успеха она не имела.

В 1956 году режиссёр Винярский пригласил Мокшанцева на роль Солонина в приключенческую картину «Координаты неизвестны», рассказывавшую о подвиге экипажа корабля «Кремль» во время Великой Отечественной войны. Съёмки проходили в Одессе, в самые штормовые месяцы – октябрь, ноябрь и декабрь, и были очень тяжёлыми. В 1957 году фильм вышел на экраны, но особых лавров не снискал. Тем не менее, работа Олега Евгеньевича была замечена, и режиссёры стали приглашать его на небольшие роли и эпизоды, в основном, героического плана. Он снялся в фильмах «Случай на шахте восемь», «На дорогах войны», «Золотой эшелон».

В 1961 году Мокшанцев сыграл интересную отрицательную роль в фильме Владимира Басова «Битва в пути», снятого по роману все той же Галины Николаевой, где актёр предстал в образе главного технолога Уханова, противоположности главного героя картины Бахирева в исполнении Михаила Ульянова. Олегу Евгеньевичу удалось создать сложный противоречивый образ – за милой улыбающейся маской Уханова скрывался расчётливый карьерист, который добивался своего любыми путями. За эту работу актёр получил много хороших отзывов, лучший из которых прозвучал из уст главного технолога Харьковского тракторного завода, который после премьеры фильма сказал актёру: «Знаете, после просмотра картины мне не хочется подавать вам руку».

В 1963 году на экраны страны вышел фильм «Над пустыней небо» режиссёра Салимова, где Мокшанцев исполнил главную роль. Картина рассказывала о трудной и романтической профессии геологов. Сценарий был хороший, и Олег Евгеньевич согласился сниматься, не раздумывая. Съёмки проходили пять месяцев в Ташкенте, в страшную жару. К сожалению, в процессе работы над фильмом, не сложились отношения между членами съёмочной группы, что очень повлияло на конечный результат. У всех остался неприятный осадок после съёмок. «Я об этой картине не вспоминаю, – говорил Олег Евгеньевич, – боюсь, как бы её не показали по телевидению».

Мокшанцев продолжал активно работать, снимаясь в нескольких картинах в год. Среди сыгранных им ролей: тренер Солуянов в спортивной комедии Ю. Чулюкина «Королевская регата», шофёр Мигалкин, обвиняемый в убийстве, в фильме «По тонкому льду» Д. Вятича-Бережных, сподвижник Дзержинского Петерс в «Шестом июле» Ю. Карасика, Пономарёв в советско-итальянском фильме М. Калатозова «Красная палатка», Рогдай в сказке А. Птушко «Руслан и Людмила», революционер Матвей Бежан в молдавском фильме «Гнев» режиссеров Н. Гибу и Л. Проскурова, Георгий Алексеевич Виноградов в промышленной драме В. Костроменко «Ответная мера», Суворов в драме Н. Скуйбина «Из жизни Потапова», рассказывающего о работе талантливого учёного.

Мокшанцеву довелось дважды сниматься в Германии. В 1970 году актёр сыграл русского, приезжающего в гости к своему приятелю-немцу, в фильме «Предложение из Шенектеги», а в 1976 году – начальника лагеря военнопленных в фильме «Возвращение в чужую страну», который рассказывал о немцах, побывавших в плену в СССР и вернувшихся в Германию. Олег Евгеньевич также участвовал в совместных постановках: советско-чехословацкой – «Соколово» и советско-польской – «Сохранить город».

В 1998 году Пётр Луцик пригласил Мокшанцева в свой фильм «Окраина», в котором актёр сыграл одну из последних своих ролей. Сам артист неоднозначно относился к этой своей работе, считал картину неудачной.

Забавный казус произошёл с последней работой Олега Евгеньевича в кино. Сам того не ведая Мокшанцев снялся в нашумевшем «Ночном дозоре». Его пригласил на небольшой эпизод режиссёр Тимур Бекмамбетов, у которого актёр ранее снимался в рекламе сока «Добрый». Роль заключалась в том, чтобы некий пенсионер ходил по магазину и пытался что-то купить. Мокшанцев отснялся и уже было забыл об этом, как вдруг однажды от одного из своих коллег получил похвальный отзыв об этой своей работе. Дело в том, что Бекмамбетов не сказал актёру названия картины, поэтому о том, что это «Ночной дозор» Мокшанцев узнал уже после премьеры фильма.

Более пятидесяти лет своей творческой жизни Олег Мокшанцев отдал служению Театру-студии киноактёра, в котором всегда был много и плодотворно занят. Среди сыгранных там ролей: Якин («Иван Васильевич» М.А. Булгакова), Алексей Зворыкин («Директор» Ю.М. Нагибина), Герман («Таня» А.Н. Арбузова), Сергей Степанович Ракитин («Дерзкие земляне» Г.А. Семенихина и Ю. Малашева), Басов («День приезда – день отъезда» В.К. Черных), Сосновский («Третье поколение» Н.И. Мирошниченко), Рябинин («Много лет спустя» Г.А. Натансона и В. Орлова), Григорий Михайлович Жарков («Полынь» М.А. Варфоломеева), Дмитрий Ильич («Разговор по душам» Т. Лондона), Стешка («Бабий бунт» М.С. Пляцковского и К.В. Васильева), Лаврентий Фёдорович Хомутов («Дубравины» Б.С. Ромашова), Глухов («Бобры» В.И. Мережко), господин Лазич («Да здравствуют дамы!» Б. Нушича), Лебедев («Требую суда» О.Т. Перекалина), Первый министр («Тень» Е.Л. Шварца) и другие. На протяжении нескольких лет Олег Евгеньевич был председателем месткома театра, а в конце 1990-х годов, когда театр после развала вновь начал функционировать, Мокшанцев стал заместителем заведующего труппой.

Помимо актёрской деятельности Олег Евгеньевич с 1950 года занимался дубляжом, на его счету около шестисот картин, самой известной из которых был «Блеф», в которой актёр озвучил роль Энтони Куинна.

Последние два года жизни Олег Мокшанцев тяжело болел. Настоящей трагедией для пожилого актёра стала кончина любимой супруги в 2006 году. После этого он так и не смог оправиться и скончался 22 января 2007 года. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Введенского кладбища.

За долгую творческую жизнь Олегом Мокшанцевым был внесён свой посильный вклад в историю отечественного кино – им сыграны десятки ролей в кино и театре, озвучены сотни картин. В личной жизни были прожиты счастливые годы с супругой Лидией Петровной. Вместе они воспитали дочь Марину, которая ныне работает дизайнером по обуви, живёт в Китае, в Ганьчжоу, работает в китайской фирме, воспитывает сына.

Фильмы и роли:

1951: «Сельский врач» (больной); 1955: «Повесть об агрономе» (Стенька); 1957: «Координаты неизвестны» (Солонин), «Орленок» (немецкий офицер), «Случай на шахте восемь» (шахтер); 1958: «На дорогах войны» (старшина Мазепа), «Сегодня увольнения не будет», тв, к/м (Вишняков); 1959: «Золотой эшелон» (иностранец); 1960: «Нормандия-Неман» (Лавров); 1961: «Битва в пути» (Уханов), «Суд сумасшедших» (журналист); 1963: «Над пустыней небо» (Черногоров), «Юнга со шхуны «Колумб» (диверсант); 1964: «Армия «Трясогузки» (белогвардеец); 1965: «Игра без правил» (Бахметьев), «Пакет», тв (обозный унтер); 1966: «Королевская регата» (Солуянов), «По тонкому льду» (Мигалкин), «Сказка о царе Салтане» (корабельщик и боярин); 1968: «Переходный возраст» (Богдан Осипович), «Шестое июля» (Петерс); 1969: «Красная палатка» (Пономарев), «Старый дом» (эп.), «У заставы «Красные камни» (Можаев); 1970: «Морской характер» (командир крейсера), «Поезд в завтрашний день» (работник Совнаркома), «Предложение из Шенектеги», ГДР (роль); 1971: «Город под липами» (Дьяков); 1972: «Визит вежливости» (эп.), «За все в ответе» (выпускник), «Карпухин» (Мишаков), «Легкая вода», тв (врач команды), «Петр Рябинкин» (эп.), «Руслан и Людмила» (Рогдай); 1974: «Гнев» (Матвей Бежан), «Ответная мера» (Георгий Алексеевич Виноградов), «Совесть», тв (капитан), «Соколово» (инструктор); 1975: «Я – «Водолаз-2» (Назаренко); 1976: «Возвращение в чужую страну», ГДР (Куприн), «Сохранить город» (генерал-полковник Коровников); 1979: «Город принял» (полковник), «Прощальная гастроль «Артиста» (Голованов), «Умри на коне» (эп.); 1980: «Иначе нельзя» (Рожнов), «Конец операции «Террор» (чекист), «На берегу большой реки» (Лубенцов), «Страх», тв (Снежко); 1982: «По законам военного времени» (эп.), «Смерть на взлете» (Михно, майор милиции), «Частная жизнь» (Алексей); 1983: «Вечный зов», тв (Баландин), «Полоса везения» (эп.); 1984: «Особое подразделение» (Трофимов, начальник разведки), «Потерялся слон» (роль); 1985: «Из жизни Потапова» (Суворов), «Третье поколение» (Иванцов); 1986: «Рысь возвращается» (Чернов); 1987: «Команда 33» (военком), «Ловкачи» (Бантыш); 1989: «Во бору брусника» (Юрий); 1990: «Война на западном направлении», тв (полковник); 1993: «Русский бизнес» (эп.); 1995: «Алые вишни», Россия-Китай (полковой священник); 1998: «Окраина» (Симавин); 2004: «Ночной дозор» (пенсионер в магазине); 2005: «Частный детектив. Клиент всегда прав», тв (Степан Федорович).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru