Мухин Михаил ГригорьевичМухин Михаил Григорьевич Михаил Мухин родился в Москве. Его отец был подрядчиком печных работ, умер в 1904 году, оставив после себя семь человек детей. Мать, будучи домашней хозяйкой, поднимала их на средства от доставшегося в наследство предприятия мужа. Михаил в 1901 году окончил начальное городское училище и поступил в торговую школу Общества купеческих приказчиков, откуда через два года ушёл, не имея средств на дальнейшее обучение. Некоторое время работал на предприятии отца, но после его смерти дела там шли всё хуже и хуже, и Михаил, оставив семейное дело, перешёл учеником в мануфактурный магазин Симонова, а затем наборщиком в типографию Позднякова. Не получив удовлетворения ни от той, ни от другой работы, решил стать учителем. В 1907 году поступил на учительские курсы, через три года сдал экстерном экзамены, однако его мысли в тот момент уже были устремлены в другом направлении – драматического искусства. Ещё во время учёбы на учительских курсах, Мухин стал посещать любительский артистический кружок С.И. Кречинина-Шелапутина, принимал участие в его постановках, а когда в 1910 году представилась возможность держать конкурсный экзамен в Московский художественный театр, он его успешно выдержал и был принят в число сотрудников. Однако удачное вхождение в труппу знаменитого театра было недолгим: в январе 1912 года Михаила Мухина призвали на военную службу в царскую армию. Проходил он её в Петербурге (Петрограде) в составе лейб-гвардии Финляндского полка, учительствовал в школе солдатских детей, играл на сцене Василеостровского театра, труппу которого составляли мобилизованные артисты. Осенью 1918 года Михаил Мухин демобилизовался и поступил в состав Московского театра музыкальной секции Моссовета. Через год перешёл в театр-студию ХПСПРО, руководимый Ф.Ф. Комиссаржевским, сыграл там две яркие роли – графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» П. Бомарше и Фердинанда в «Буре» В. Шекспира. В 1919 году Ф.Ф. Комиссаржевский эмигрировал за границу, руководимый им театр-студия был закрыт, после чего Михаил Мухин недолгое время играл в Московском Пролеткульте, затем два года – в Театре имени А. Сафонова при Рогожского-Симоновском совете. С 1922 года творческая биография Михаила Мухина на долгие годы была связана с именем Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В августе 1922-го он пригласил молодого артиста в труппу вновь созданного Московского театра Революции, в котором был ответственным руководителем и главным режиссёром. Здесь в течение двух сезонов Мухин сыграл в постановках В.М. Бебутова – Спартака в «Спартаке» В.М. Волькенштейна и Стеньку Разина в «Стеньке Разине» В.В. Каменского, роли разные по характеру, но близкие по героическому звучанию. После того как Мейерхольд, руководивший одновременно двумя театрами – Революции и своим собственным, в сентябре 1924 года оставил первый и сосредоточился исключительно на втором, Михаил Мухин ушёл вслед за Мастером, в Театр имени Мейерхольда (с 1926 года – ГОСТиМ). Выдвинулся в число ведущих артистов труппы, играл во многих знаковых постановках театра: «Земля дыбом» Мартине и С.М. Третьякова (Ледрю), «Д.Е.» М.Г. Подгаецкого (Хордаль), «Лес» А.Н. Островского (Несчастливцев), «Ревизор» Н.В. Гоголя (почтмейстер), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Сметанич), «Горе уму» по А.С. Грибоедову (Молчалин) и других. В сентябре 1931 года Михаил Мухин из-за принципиальных творческих разногласий с Мейерхольдом оставил ГОСТиМ и перешёл в Реалистический театр, руководимый Николаем Павловичем Охлопковым, однако проработал там только год, сыграв Дзюбу в пьесе «Разбег» по очеркам В.П. Ставского. После этого на целые четыре года Мухин связал себя с Московским мюзик-холлом, в котором проявил грани эстрадно-буффонадного таланта, участвовал в постановках: «Под куполом цирка» (Мартынов), «Артисты варьете» (Хорвей) и других. Работа в этом коллективе ознаменовалась для Мухина знакомством с Марией Владимировной Мироновой, которая в феврале 1936 года подарила ему свою фотографию с дарственной надписью: «Дорогой Михаил Григорьевич! В театре мы с Вами не сошлись характерами, но в жизни я сохраню о Вас самые хорошие воспоминания, надеюсь, что и Вы тоже». После закрытия мюзик-холла Михаил Мухин вернулся на сцену Театра Революции, откуда через год состоялось его уже другое, более весомое возвращение – в Театр имени Мейерхольда. К сожалению, в тот момент существование ГОСТиМа подходило к финишной прямой. Артист успел блеснуть в поздних его постановках – «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (Кречинский) и «Вступление» Ю.П. Германа, и 8 января 1938 года театр прекратил своё существование. Для Мухина это стал уже второй, после Мюзик-холла, театральный коллектив, который ему пришлось покинуть по факту его закрытия. И снова пути привели актёра в труппу Театра Революции, где он некогда начинал при содействии Мейерхольда. Теперь, в отсутствии Мастера, всегда в него верившего и поддерживавшего, театральная карьера Мухина пошла на спад. Для Театра Революции тот период был далеко не самым лучшим: отсутствовал постоянный художественный руководитель, не было чёткого продуманного репертуара. Однако для Мухина всё же находились интересные роли: Капулетти в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, капитан Блэк в «Умке – белом медведе» И.Л. Сельвинского, де Монлюкар в «Лестнице славы» Э. Скриба, граф Обенин в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, Ведель в «Ключах Берлина» М.С. Гуса и К.Я. Финна и другие. После возвращения Театра Революции из эвакуации в ноябре 1943 года Михаил Мухин перешёл в актёрский штат киностудии «Мосфильм», хотя с кино до этого момента соприкасался совсем немного. Впервые он снялся в 1931 году в главной роли фильма «Отцы» режиссёра Николая Садковича, который, по ряду причин, не был завершён. Но уже следующая киноработа Мухина стала для него самой известной. Роль графа де Бревиля в блистательной «Пышке» Михаила Ромма была хоть и небольшой, но сыгранной актёром очень ярко, с большой долей гротеска. После этого в кинокарьере Мухина возникла долгая пауза, длившаяся до начала 1940-х. Актёру уже было за пятьдесят, прошлые его успехи были связаны с Театром Мейерхольда, о котором тогда предпочитали не вспоминать, поэтому рассчитывать на что-то значимое ему не приходилось. Высокий, стройный, благородной внешности, он использовался в небольших ролях военных чинов и представителей интеллигенции, создававших окружение главных героев. Самые заметные из них: профессор в «Непобедимых», адъютант в «Кутузове», капитан Бушуев в «Адмирале Нахимове». В последний раз актёр появился перед камерой в незаконченном фильме Александра Довженко «Прощай, Америка» (1950), в самый разгар малокартинья, а уже в 1951 году был сокращён из штата «Мосфильма» и состава Театра-студии киноактёра, в котором числился с момента его открытия. 25 октября 1951 года Михаил Мухин отбыл в Германию для работы в драматическом театре Группы советских войск и трудился там до августа 1954 года. Сыграл несколько крупных ролей, среди которых: Рыбалтовский («Незабываемый 1919 год» В.В. Вишневского), Ахов («Не всё коту масленица» А.Н. Островского), Медведев («На дне» А.М. Горького), Федерико («Собака на сене» Л. де Вега), адмирал Макаров («Порт-Артур» А.Н. Степанова и И.Ф. Попова). Вернувшись из Германии, Михаил Мухин смог восстановиться в труппе Театра-студии киноактёра, как раз в тот момент, когда шла активная реабилитация тех, кто был незаконно репрессирован в сталинский период. После долгих лет забвения снова стало возможным открыто произносить имя Всеволода Мейерхольда, и бывший коллега Мухина по ГОСТиМу Эраст Павлович Гарин, дабы отдать дань памяти Учителю, решился поставить на сцене Театра-студии киноактёра «Мандат» Н.Р. Эрдмана, ставший своеобразной реконструкцией постановки Мейерхольда. Роль Сметанича, как и в том спектакле, была предложена Михаилу Мухину, которую он стал играть в очередь с другим мейерхольдовцем Алексеем Кельберером. Премьера «Мандата» прошла осенью 1956 года и получила неоднозначные отзывы. Кто-то хвалил спектакль, а кто-то, наоборот, осуждал за якобы устаревшую условность. Насколько он был удачен, судить сейчас сложно. Главное, что он стал первым шагом по реабилитации имени Всеволода Мейерхольда. 12 января 1957 года приказом Министра культуры СССР Николаем Михайловым Театр-студия киноактёра был ликвидирован. Михаилу Мухину ничего не оставалось, как официально уйти на заслуженный отдых. Став обычным пенсионером, всё свободное время он проводил дома, в кругу семьи. Его супруга Татьяна Дмитриевна Кашутина (1887–1977), окончила драматические курсы С.В. Халютиной, играла в МХТ, Горьковском театре драмы имени М. Горького, работала заведующей библиотекой в ГОСТиМе, а в последние годы – секретарём месткома Театра имени Евг. Вахтангова. Родной брат Семён Григорьевич Мухин (1891–1972) был известным художником. Сын Олег Мухин (1922–2012) работал в милиции, в Бауманском РУВД. Скончался Михаил Григорьевич в возрасте 73 лет от рака желудка. Похоронен на Рогожском кладбище. Фильмы и роли: 1931: «Отцы», не завершён (главный инженер); 1934: «Пышка» (граф де Бревиль); 1942: «Александр Пархоменко» (начальник штаба Махно), «Непобедимые» (профессор); 1943: «Кутузов» (адъютант); 1944: «Юбилей», к/м (член делегации); 1946: «Адмирал Нахимов» (капитан Бушуев), «Глинка» (эп.); 1947: «Русский вопрос» (корреспондент), «Сказание о земле Сибирской» (пассажир автобуса); 1950: «Прощай, Америка», не завершён (Клерк Мортон). Фотографии из личного архива Михаила Мухина |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru