Мясникова Варвара СергеевнаМясникова Варвара Сергеевна Варвара Мясникова родилась в Санкт-Петербурге. Её отец работал в страховом агентстве «Саламандра». Мать Анастасия Константиновна (1877–1942) занималась домашним хозяйством и воспитанием двоих детей. Старший брат Варвары Алексей стал художником, работал в Эрмитаже в отделе мелкой пластики. В начале Великой Отечественной войны он вместе с матерью остался в осаждённом Ленинграде и погиб от голода в 1942 году. Варвара в 1918 году окончила женскую гимназию, учреждённую А.И. Болсуновой, и поступила на общетеоретическое отделение Петроградского института живого слова. Параллельно зарабатывала на жизнь, служа инструктором-оператором во внешкольном отделе Комиссариата народного образования. Когда же с общетеоретического отделения Мясникова перевелась на театральное, подобное совмещение оказалось невозможным. Чтобы не сидеть без денег, она стала преподавать художественное чтение в единой трудовой школе № 192 и школах рабочей молодёжи. Это помогло ей продержаться весь период учёбы в институте, который она так и не окончила. Когда в 1922 году Всеволод Николаевич Всеволожский-Гернгросс организовал театр под собственным руководством, Варвара Мясникова в числе других студентов стала артисткой его труппы. Через год коллективу был присвоен статус государственного и наименование Экспериментального театра. Мясникова прошла квалифицированную комиссию при союзе Рабис, благодаря чему получила звание профессиональной артистки. Это позволило ей сыграть свою первую значительную роль – Снегурочку в инсценировке одноимённой пьесы А.Н. Островского. К сожалению, Экспериментальный театр просуществовал недолго. В 1925 году, за неимением средств существования, он закрылся. Мясникова с частью актёров перешла в Большой драматический театр, где за два с половиной сезона сыграла три разноплановые роли: Фаншетту в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Розали в «Грелке» А. Мельяка и Л. Галеви и Джесси в «Мировом фильме» А.Г. Зака. Одновременно актриса продолжала постигать премудрости актёрской профессии, занималась в мастерской Бориса Вульфовича Зона. В 1927 году произошёл дебют Варвары Мясниковой в кинематографе. Она снялась в фильме Фридриха Эрмлера «Парижский сапожник» в небольшой роли комсомольской активистки Ольги. Работа перед камерой настолько её захватила, что она переключилась исключительно на работу в кино. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Мясникова стала одной из наиболее востребованных актрис советского экрана. Вслед за первой работой появились Наташа в «Знойном принце» Владимира Шмидтгофа-Лебедева, Ирина Елагина в «Инженере Елагине» и Зоя в «Каан-Кэрэдэ» Владимира Фейнберга, Зина Башкирова в «Человеке с портфелем» Чеслава Сабинского. Все эти роли позволили Мясниковой в 1931 году стать штатной артисткой кинофабрики «Союзкино» (будущий «Ленфильм»), где она работала до начала Великой Отечественной войны. В 1930 году состоялось первое знакомство Варвары Мясниковой с режиссёрами Георгием и Сергеем Васильевыми. Она снялась у них в одной из центральных ролей фильма «Спящая красавица», затем появилась в роли Анны Штуковой в картине «Личное дело». Наконец, в 1934 году Мясникова создала образ легендарной Анки-пулемётчицы в самом знаменитом фильме братьев Васильевых «Чапаев», ставшим наиболее значимым в фильмографии режиссёров и самой актрисы. Более того, участие в этой картине изменило личную жизнь Мясниковой. По окончании съёмок она вышла замуж за Сергея Дмитриевича Васильева (1900–1959), прожила с ним в браке четырнадцать лет, родила дочь Варвару. В период с 1934 по 1942 годы Варвара Мясникова снялась только в трёх фильмах. Все они были поставлены братьями Васильевыми. Это уже упомянутый «Чапаев», «Волочаевские дни» и «Оборона Царицына». В каждом из них актриса исполнила центральную женскую роль. Параллельно Варвара Сергеевна принимала участие в ряде внутристудийных постановок («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Униженные и оскорблённые» по Ф.М. Достоевскому), имевшими цель организации театра-студии киноактёра при киностудии «Ленфильм». Спектакли были сделаны, но театр, за который боролась актриса и её коллеги, так и не получил своего законного статуса. Чтобы не оставаться в простое, Мясникова переключилась на концертную деятельность, выступала с чтением произведений Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.Г. Эренбурга, И.Л. Лисянской и других авторов. В 1947 году на экраны страны вышла замечательная киносказка «Золушка» Надежды Кошеверовой, в которой Мясникова исполнила роль Феи. И фильм и все снимавшиеся в нём актёры полюбились зрителю. Мясникова сумела их удивить довольно необычным для себя образом. Многие привыкли к её героическим девушкам, действовавшим в трудное революционное время, а здесь предстала их полная противоположность – мудрая, добрая героиня, творящая чудеса ради счастья юной, забитой девочки. К сожалению, эта работа стала последней значительной вехой в кинобиографии актрисы. В мае 1949 года Варвара Мясникова была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра, где состояла до выхода на пенсию в августе 1959 года. За этот период приняла участие в ряде спектаклей: «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо (Алиса), «Остров мира» Е.П. Петрова (диктор), «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Клавдия), «Бесприданница» А.Н. Островского (Огудалова), «Дон Иваныч» Е.М. Помещикова и К. Чернышёва (Катерина Гурова), «Машенька» А.Н. Афиногенова (Вера Михайловна), «У опасной черты» В.А. Любимова (Вера Михайловна), «Сверстники» А.В. Спешнева (Надежда Степановна Каширина), «Мандат» Н.Р. Эрдмана (Тамара Леопольдовна). А вот с кинематографом дальнейшие отношения актрисы не сложились. Ещё в 1948 году она пробовалась на роль Марии Васильевны в картину «Два капитана» Василия Пронина, но работа над ней была приостановлена в период производства. Позднее Мясникова снялась в фильмах «Крутые ступени», «Капитанская дочка» и «Му-му», роли в которых носили чисто номинальный характер. В 1951 году актриса озвучила одну из героинь анимационного фильма «Сердце храбреца», но и с анимацией дальнейшего сотрудничества не последовало. Чтобы заполнить часто возникавшие простои, Варвара Мясникова занималась общественной деятельностью: работала секретарём партийной организации, зампредседателя творческой секции. Выйдя на пенсию, Варвара Сергеевна вела постоянную переписку с подругами из Ленинграда, старалась раз в год их навещать. Всё остальное время отдавала воспитанию внуков. Похоронена Варвара Мясникова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга рядом с матерью и братом. Фильмы и роли: 1928: «Инженер Елагин» (Ирина Елагина), «Знойный принц» (Наташа), «Парижский сапожник» (Ольга); 1929: «Каан-Кэрэдэ» (Зоя), «Обломок империи» (женщина в трамвае), «Человек с портфелем» (Зина Башкирова); 1930: «Лягавый» (Нина), «Наши девушки» (Шура), «Спящая красавица» (Вера); 1932: «Личное дело» (Анна Штукова), «Три солдата» (Варя); 1934: «Чапаев» (Анка); 1937: «Волочаевские дни» (Маша); 1942: «Оборона Царицына» (Катя Давыдова); 1947: «Золушка» (Фея); 1949: «У них есть родина» (русская мать); 1957: «Крутые ступени» (мать Евгения Нарежного); 1958: «Капитанская дочка» (мать Гринева); 1959: «Му-му» (Любимовна). Фотографии из личного архива Варвары Мясниковой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru