Никитич Николай Николаевич

Nikitich-2Никитич (Соедов) Николай Николаевич
Родился 12 мая 1889 года.
Умер 8 апреля 1963 года.

Николай Соедов родился в Москве. Его отец Соедов Николай Никитич (1860–1922) до революции был драматургом, состоял в Союзе драматургов и композиторов, затем работал в отделе Народного комиссариата просвещения и секретарём в народной школе. Мать Соедова (в девичестве – Безсонова) Александра Александровна (1868–1942) была домашней хозяйкой, занималась воспитанием семерых детей.

Николай с 1902 года учился в Московском реальном училище Вознесенского, был отличником и поэтому не платил за обучение. Будучи учеником, увлёкся театром, стал принимать участие в любительских спектаклях в различных коллективах: в литературном кружке, клубе общества приказчиков, больнице для инвалидов и других.

Окончив училище в 1910 году, Николай начал готовиться к экзаменам в институт гражданских инженеров, одновременно продолжая играть в любительских и полупрофессиональных труппах. Фанатичное увлечение театром вскоре сказалось на учёбе Соедова – он провалился на предварительном экзамене.

Так как материальное положение семьи Соедовых было очень тяжёлым, Николая против его воли определили в Алексеевское военное училище, так как обучение там было бесплатным. Окончив его, молодой человек был направлен в Одессу во 2-й инженерный батальон. С 1914 по 1917 годы принимал участие в боевых действиях на австро-германском фронте, где во время наступления получил контузию головы. Параллельно со службой Николай периодически принимал участие в спектаклях гарнизонного собрания. Там же, в Одессе, произошли перемены в личной жизни Соедова – он женился на Надежде Константиновне Пятницкой (1888–?), дочери педагога.

С момента образования на фронте комитетов Николай Соедов был избран председателем полкового комитета, а на выборах командного состава выдвинут солдатами на должность командира инженерного полка.

В 1917 году Соедов вступил в профсоюз театральных тружеников, который затем был преобразован в Союз работников искусств. В этом же году по призыву большевиков добровольно поступил в Губвоенкомат, в мобилизационный отдел. Вскоре с особого разрешения военрука по совместительству начал выступать в труппе театра комедии и драмы имени Н.И. Подвойского, находившегося в ведении Губвоенкомата.

Вскоре Николай уехал в Херсон, где в то время проживала его семья – жена, два сына и родители жены. Там он в мае 1919 года демобилизовался и вступил в труппу драматического театра под руководством Молчанова, где совершенствовал свое театральное образование у ведущих актёров театра Л.В. Пиворович и А.А. Савельева.

В 1920 году Николай Николаевич переехал с семьей в Одессу, куда получил перевод отец его жены на работу педагогом в торговой школе. Там Соедов начал работать в секции Всерабис в рабочих и красноармейских клубах, в Первом красном театре Политпросвета Губвоенкомата и во Дворце искусства и спорта. В этом же году умер его младший сын Николай.

В 1921 году Соедов был направлен в Тирасполь в 1-й советский театр, где был избран в члены правления Союза работников искусств. Затем, в мае этого же года, вернулся в Одессу и вступил в труппу клуба Политпросвета 451-го полка 51-й московской дивизии. После его расформирования снова перешёл в 1-й красный театр Политпросвета Губвоенкомата.

В конце 1921 года, ввиду тяжёлой болезни своего отца, Николай Соедов переехал с женой в Москву. Работал сначала в клубе Воздухфлота, затем в театрах «Аквариум» и «Тиволи». В 1923 году, получив приглашение в театр города Скопин, на один сезон уезжал туда в качестве актёра и режиссёра. Вернувшись, с 1924 по 1925 годы работал в различных драматических коллективах.

В 1925 году Соедов уехал в Красноярск. Работая там, актёр потерял своего второго сына – он утонул, купаясь в реке. Затем, с 1926 по 1929 годы, Николай Николаевич работал в Иркутском городском театре, а с 1929 по 1930 годы – в Хабаровске и Владивостоке.

В 1930 году Николай Соедов вернулся в Москву и вступил в труппу Центрального театра Красной армии. В этот период он взял себе сценический псевдоним – Никитич, отчество своего отца, под которым работал всю дальнейшую творческую жизнь.

В 1941 году, ввиду эвакуации театра, Никитич перешёл на работу в ВГКО, откуда в 1942 году был приглашён в Московский театр Оперетты, на сцену которого выходил до ухода на заслуженный отдых в апреле 1957 года.

До приезда в Москву актёр переиграл большое количество ведущих драматических ролей в классических и современных пьесах, среди которых: Загорецкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Костылёв и Актёр («На дне» М. Горького), Кулигин («Гроза» А.Н. Островского), Хлопов («Ревизор» Н.В. Гоголя), Арсений и отец Сергий («Отец Сергий» Л.Н. Толстого), Франц («Разбойники» Ф. Шиллера), Квазимодо («Собор Парижской богоматери» В. Гюго), Каренин («Анна Каренина» Л.Н. Толстого), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Морденко («Петербургские трущобы» В.В. Крестовского), Пётр («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Плюшкин («Мёртвые души» Н.В. Гоголя), Паулет («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Прибылев («Чужой ребенок» В.В. Шкваркина) и многие другие. В Театре Оперетты проявились музыкальность и комедийный талант Никитича. Он был участником многих знаменитых постановок театра: «Сильва» И. Кальмана (Ферри и князь Ронс), «Марица» И. Кальмана (Пенижек), «Моя Гюзель» Б.А. Александрова (отец Гюзель), «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова (Нечипор), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (месье Жан), «Принцесса цирка» И. Кальмана (Пеликан), «Суворочка» О.Б. Фельцмана (генерал Толбухин) и других.

В кино Николай Никитич занимал более скромное положение, нежели в театре. Дебютировав в конце 1930-х в нескольких заметных ролях (Фёдор Зотов – «Минин и Пожарский», Павел Николаевич – «Старый наездник»), с начала 1950-х годов он перешёл на небольшие роли и эпизоды, чаще всего играя интеллигентных старичков и докторов. Очень часто имя Никитича даже не упоминалось в титрах. Среди его поздних ролей можно выделить Шульца («Встреча на Эльбе») и деда («Ванька»).

В Москве, помимо актёрской деятельности в ЦТКА, Театре оперетты и съёмках в кино, Николай Николаевич с начала 1930-х годов много занимался общественной деятельностью. Вёл военно-шефскую работу, за что в 1938 году был награждён К.Е. Ворошиловым золотыми именными часами. Преподавал искусство грима в красноармейских кружках, ЦТКА, Театре имени Моссовета, Театре Оперетты. Руководил художественной самодеятельностью.

Поъоронен Николай Никитич на Ваганьковском кладбище.

Фильмы и роли:

1937: «Ленин в Октябре» (Макеев); 1939: «Минин и Пожарский» (Федор Зотов), «Молодые капитаны» (Иван Васильевич); 1940: «Любимая девушка» (Павел Иванович), «Старый наездник» (Павел Николаевич); 1947: «Поезд идет на восток» (старик на вокзале); 1949: «Встреча на Эльбе» (Шульц); 1954: «Дамы», к/м (учитель), «Испытание верности» (доктор); 1955: «Судьба барабанщика» (старик у киоска), «Урок жизни» (член экзаменационной комиссии); 1956: «Полюшко-поле» (Авдей Авдеевич); 1957: «Коммунист» (старик), «Четверо» (вахтер института); 1958: «Жизнь прошла мимо» (врач роддома), «Олеко Дундич» (тюремщик), «Солдатское сердце» (врач); 1959: «Ванька», к/м (дед), «Все начинается с дороги» (кассир), «Песнь о Кольцове» (жених), «Сверстницы» (пенсионер на лавочке), «Следы стираются с камней» (доктор); 1960: «Ровесник века» (инженер), «Северная повесть» (старый боцман); 1961: «В начале века» (Зырянов), «Друг мой, Колька!» (Николай Андреевич, старый педагог), «Человек идет за солнцем» (старик-прохожий); 1962: «Мы вас любим» (член художественного совета); 1963: «Понедельник – день тяжелый» (юрист).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru