Никитич Николай Николаевич

Nikitich-2Никитич (Соедов) Николай Николаевич
Родился 12 мая 1889 года.
Умер в 1965 году.

Николай Соедов родился в Москве. Его отец Соедов Николай Никитич (1860-1922) до революции был драматургом, состоял в Союзе драматургов и композиторов. Затем работал в отделе Народного комиссариата просвещения и секретарем в народной школе. Мать Соедова (в девичестве — Безсонова) Александра Александровна (1868-1942) была домашней хозяйкой, занималась воспитанием семерых детей.

Николай с 1902 года учился в Московском реальном училище Вознесенского, был отличником и поэтому не платил за обучение. Будучи учеником увлекся театром, стал принимать участие в любительских спектаклях в различных коллективах: в литературном кружке, клубе общества приказчиков, больнице для инвалидов и других.

Окончив училище в 1910 году, Николай начал готовиться к экзаменам в институт гражданских инженеров, одновременно продолжая играть в любительских и полупрофессиональных труппах. Фанатичное увлечение театром вскоре сказалось на учебе Соедова — он провалился на предварительном экзамене.

Так как материальное положение семьи Соедовых было очень тяжелым, Николая против его воли определили в Московское алексеевское военное училище, так как обучение там было бесплатным. Окончив его, молодой человек был направлен в Одессу во 2-й инженерный батальон. С 1914 по 1917 годы принимал участие в боевых действиях на австро-германском фронте, где во время наступления был контужен в голову. Параллельно со службой Николай периодически принимал участие в спектаклях гарнизонного собрания. Там же, в Одессе, произошли перемены в личной жизни Соедова — он женился на Надежде Константиновне Пятницкой, дочери педагога.

С момента образования на фронте комитетов Николай Соедов был избран председателем полкового комитета, а на выборах командного состава выдвинут солдатами на должность командира инженерного полка.

В 1917 году Соедов вступил в профсоюз театральных труженников, который затем был преобразован в Союз работников искусств. В этом же году по призыву большевиков добровольно поступил в Губвоенкомат в мобилизованный отдел. Вскоре с особого разрешения военрука по совместительству начал выступать в труппе театра комедии и драмы имени Подвойского, находившегося в ведении Губвоенкомата.

Вскоре Николай уехал в Херсон, где в то время проживала его семья — жена, два сына и родители жены. Там он в мае 1919 года демобилизовался и вступил в труппу драматического театра под руководством Молчанова, где совершенствовал свое театральное образование у ведущих актеров театра Л.В. Пиварович и А.А. Савельева.

В 1920 году Николай Николаевич переехал с семьей в Одессу, куда получил перевод отец его жены на работу педагогом в торговой школе. Там Соедов начал работать в секции Всерабис в рабочих и красноармейских клубах, в Первом красном театре Политпросвета Губвоенкомата и во Дворце искусства и спорта. В этом же году умер его младший сын Николай.

В 1921 году Соедов был направлен в Тирасполь в 1-й советский театр, где был избран в члены правления Союза работников искусств. Затем, в мае этого же года, вернулся в Одессу и вступил в труппу клуба Политпросвета 451 полка 51-й московской дивизии. После его расформирования снова перешел в 1-й красный театр Политпросвета Губвоенкомата.

В конце 1921 года, ввиду тяжелой болезни своего отца, Николай Соедов переехал с женой в Москву.  Работал сначала в клубе Воздухфлота, затем в театрах «Аквариум» и «Тиволи». В 1923 году, получив приглашение в театр города Скопин, на один сезон уезжал туда в качестве актера и режиссера. Вернувшись, с 1924 по 1925 годы работал в различных драматических коллективах.

В 1925 году Соедов уехал в Красноярск. Работая там, актер потерял своего второго сына — он утонул, купаясь в реке. Затем, с 1926 по 1929 годы, Николай Николаевич работал в Иркутском городском театре, а с 1929 по 1930 годы — в Хабаровске и Владивостоке.

В 1930 году Николай Соедов вернулся в Москву и вступил в труппу Центрального театра Красной Армии. В этот период он взял себе сценический псевдоним — Никитич, отчество своего отца, под которым работал всю дальнейшую творческую жизнь.

В 1941 году, ввиду эвакуации театра, Никитич перешел на работу в ВГКО, откуда в 1942 году был приглашен в Московский театр Оперетты, на сцену которого выходил до ухода на заслуженный отдых в апреле 1957 года.

До приезда в Москву актер переиграл большое количество ведущих драматических ролей в классических и современных пьесах, среди которых были Загорецкий («Горе от ума»), Костылев и актер («На дне»), Кулигин («Гроза»), Хлопов («Ревизор»), Арсений и отец Сергий («Отец Сергий»), Франц («Разбойники»), Квазимодо («Собор Парижской богоматери»), Каренин («Анна Каренина»), Ванюшин («Дети Ванюшина»), Морденко («Петербургские трущобы»), Петр («Власть тьмы»), Плюшкин («Мертвые души»), Паулет («Мария Стюарт»), Прибылев («Чужой ребенок») и многие другие. В театре оперетты проявились музыкальность и комедийный талант Никитича. Он был участником многих знаменитых спектаклей театра: «Сильва» (Ферри и князь Ронс), «Марица» (Пенижек), «Моя Гюзель» (отец Гюзель), «Свадьба в Малиновке» (Нечипор), «Парижская жизнь» (месье Жан), «Принцесса цирка» (Пеликан), «Суворочка» (генерал Толбухин) и других.

В кино Николай Никитич занимал более скромное положение, нежели в театре. Дебютировав в конце 1930-х в нескольких заметных ролях (Федор Зотов — «Минин и Пожарский», Павел Николаевич — «Старый наездник»), с начала 1950-х годов он перешел на небольшие роли и эпизоды, чаще всего играя интеллигентных старичков и докторов. Очень часто имя Никитича даже не упоминалось в титрах. Среди его поздних ролей можно выделить Шульца («Встреча на Эльбе») и деда («Ванька»).

В Москве, помимо актерской деятельности в ЦТКА, Театре оперетты и съемках в кино, Николай Николаевич с начала 1930-х годов много занимался общественной деятельностью. Вел военно-шефскую работу, за что в 1938 году был награжден Ворошиловым золотыми именными часами. Преподавал искусство грима в красноармейских кружках, ЦТКА, Театре имени Моссовета, Театре Оперетты. Руководил художественной самодеятельностью.

Фильмы и роли:

1937: «Ленин в Октябре» (Макеев); 1939: «Минин и Пожарский» (Федор Зотов), «Молодые капитаны» (Иван Васильевич); 1940: «Любимая девушка» (Павел Иванович), «Старый наездник» (Павел Николаевич); 1947: «Поезд идет на восток» (старик на вокзале); 1949: «Встреча на Эльбе» (Шульц); 1954: «Дамы», к/м (учитель), «Испытание верности» (доктор); 1955: «Судьба барабанщика» (старик у киоска), «Урок жизни» (член экзаменационной комиссии); 1956: «Полюшко-поле» (Авдей Авдеевич); 1957: «Коммунист» (старик), «Четверо» (вахтер института); 1958: «Жизнь прошла мимо» (врач роддома), «Олеко Дундич» (тюремщик), «Солдатское сердце» (врач); 1959: «Ванька», к/м (дед), «Все начинается с дороги» (кассир), «Песнь о Кольцове» (жених), «Сверстницы» (пенсионер на лавочке), «Следы стираются с камней» (доктор); 1960: «Ровесник века» (инженер), «Северная повесть» (старый боцман); 1961: «В начале века» (Зырянов), «Друг мой, Колька!» (Николай Андреевич, старый педагог), «Человек идет за солнцем» (старик-прохожий); 1962: «Мы вас любим» (член художественного совета); 1963: «Понедельник – день тяжелый» (юрист).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru