Никитина Нина Ильинична

Nikitina-1Никитина Нина Ильинична
Родилась 30 декабря 1913 года.
Умерла 17 сентября 2000 года.

Нина Никитина родилась в Москве. Её отец Илья Алексеевич Никитин (1883–1939) – представитель купеческого рода города Углича. По велению своего отца он отправился в Москву изучать колбасно-мясное дело, где познакомился с девушкой Евдокией (1895–не ранее 1960), ставшей его женой. Она родилась в Тверской губернии, но с малолетства проживала в Москве, воспитывалась тёткой. Своему мужу Евдокия Кузьминична родила нескольких детей, из которых выжили только двое – дочь Нина и сын Павел.

Рядом с Никитиными проживала артистка, привлекавшая внимание Нины своей грациозностью и красотой. С четырнадцати лет она и сама начала мечтать об актёрской профессии, но этому сильно противился отец, человек религиозный, считавший всех артистов людьми несерьёзными. Под его влиянием дочь по окончании школы пошла ученицей в столярный цех «Стройуга», но продержалась там только год. Втайне от отца Нина начала заниматься в театральной студии имени М.Н. Ермоловой, ходила туда через всю Москву. Когда же наступила пора её окончания, она поставила родителей перед фактом и пригласила их на свой первый спектакль. Увидев дочь на сцене, Илья Алексеевич впечатлился её игрой, признал в ней талант и благословил на дальнейший актёрский путь. Это придало Никитиной уверенности в себе, благодаря чему в 1933 году, пройдя большой конкурс, она поступила в театральное училище при Театре имени Евг. Вахтангова. Каждодневное соприкосновение с корифеями этой сцены, возможность у них учиться, наблюдать их на сцене, в жизни, во время репетиций, позволило Нине Никитиной и её сокурсникам выработать благоговейное отношение к актёрской профессии, не терпящей фальши, халтуры, игры вполсилы. Эти уроки она хорошо усвоила и в дальнейшем к любому делу относилась с полной серьёзностью и отдачей.

В 1937 году Нина Ильинична вышла из стен училища с дипломом драматической актрисы и была принята в основной состав труппы Театра имени Евг. Вахтангова. Со многими мастерами, кого в период учёбы она видела только со стороны, ей пришлось выходить на одну сцену, общаться, проводить время в гастрольных поездках, на различных мероприятиях. Никитина не сразу начала с премьер и главных ролей. Её вводили в идущие спектакли, в новых постановках поручали роли небольшие, но очень ответственные. Она играла девушку в «Шляпе» В.Ф. Плетнёва, Геро в «Много шума из ничего» В. Шекспира, Фросю Котко в «Шёл солдат с фронта» В.П. Катаева, Настю в «Фельдмаршале Кутузове» В.А. Соловьёва, в очередь с Елизаветой Алексеевой – горничную Глафиру в «Егоре Булычове и других» М. Горького. Тогда же, с 1939 года, Нина Никитина начала сниматься в кино. Причём не в проходных фильмах, а в довольно известных, у хороших режиссёров. Например, у Всеволода Пудовкина она сыграла крестьянскую девушку Палашку в «Минине и Пожарском», у Александра Довженко – сбежавшую с собственной свадьбы Настю в «Щорсе». Эти картины принесли начинающей актрисе не только первую узнаваемость, но и перемены в личной жизни. На съёмках фильма «Минин и Пожарский» Нина Ильинична познакомилась с актёром Иваном Павловичем Чувелёвым (1897–1942), за которого вышла замуж. В 1940 году они вместе снялись у Юрия Тарича в «Небесах», где Никитина сыграла свою единственную главную роль – своенравную Варю, дочь председателя колхоза, влюбившуюся в лётчика. Нет, им не был Чувелёв, он всего лишь изображал одного из его друзей, но это позволило супругам появиться на экране в одной сцене, запечатлевшей их недолгое счастье.

В 1941 году, с началом войны, Нина Никитина не стала покидать Москву с Театром Вахтангова, а отправилась вместе с мужем в эвакуацию в Сталинабад в составе киностудии «Союздетфильм». По каким-то непонятным сегодня причинам Чувелёва в тот период не снимали. Его имя нигде не фигурирует в титрах. А вот Никитину приглашали охотно. В 1942 году она снялась у Сергея Юткевича в одной из центральных ролей киносборника «Швейк готовится к бою», в котором сыграла сексапильную певицу Юльку, помогавшую чешским партизанам. К сожалению, тогда эту картину никто не увидел. Киносборники потеряли актуальность, поэтому «Швейка» не выпустили на экраны. В тот же год Никитина пережила личную трагедию – в больнице, у неё на руках умер Иван Чувелёв. Сильная духом, она нашла в себе силы преодолеть боль утраты и сосредоточиться на работе, тем более такая скоро представилась. Сергей Юткевич позвал актрису сниматься в новой версии похождений Швейка, в которой Никитина сыграла смелую партизанку, сражающуюся с фашистскими захватчиками. Фильм с успехом прошёл по экранам, о Нине Ильиничне вспомнили, а она, в свою очередь, решила вернуться на сцену. В период эвакуации актриса не прерывала связь с Вахтанговским театром, в составе его фронтовых бригад участвовала в обслуживании частей действующей армии, за что получила ряд медалей: «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть». Когда же Театр имени Евг. Вахтангова реэвакуировался в столицу, она вновь поступила в его труппу.

Последующие тринадцать лет Нина Никитина с успехом играла в театре. Чаще всего она выступала в пьесах советских авторов в образах своих современниц, женщин из народа, получавшихся у неё наиболее достоверно. Среди них: Маруся («Дорога победы» В.А. Соловьёва), Лида («Поют жаворонки» К. Крапивы), Галина Очакова («В наши дни» А.В. Софронова), Екатерина Григорьевна («Новые времена» Г.Д. Мдивани), Татьяна Васильевна Русинова («Светлая» В.В. Лаврентьева), Мария Платонова («Одна» С.И. Алёшина) и другие. Параллельно Никитина продолжала сниматься в кино. В 1944 году она удачно сыграла Марусю Тютькову в «Родных полях» Бориса Бабочкина, героиню, потерявшую на войне мужа, но не упавшую духом, вложившую все силы в восстановление родного колхоза. К удачам актрисы также можно отнести учительницу в «Джамбуле» Ефима Дзигана, Матрёну Терентьевну в «За власть Советов» Бориса Бунеева, мать Терезии в «Над Тиссой» Дмитрия Васильева. Все эти героини обладали сильным характером, решительностью, темпераментом, способностью постоять за себя и своих близких.

Работая в театре, Нина Ильинична со многими коллегами поддерживала хорошие отношения: Людмилой Целиковской, Гарэн Жуковской и другими. Наиболее близкой её подругой в тот период была Галина Львовна Коновалова, с которой она дружила со времён учёбы. В конце 1950-х гг. между ними произошла неприятная история, подробности которой они унесли с собой. Результатом этого происшествия стал полный разрыв. Нина Ильинична покинула театр. До конца жизни она не переступала его порог, а о Коноваловой не хотела и слышать. К счастью, у актрисы был хороший тыл – съёмки в кино и работа на дубляже, которым она занималась с 1947 года. Голосом Никитиной говорили с экрана многие звёзды мирового кино. Среди них: Джина Лоллобриджида, Мишель Морган, Франсуаза Кристоф, Симона Синьоре. Последняя во время своего визита в Москву встречалась с Ниной Ильиничной, поблагодарила её за хорошее озвучивание своих героинь и попросила, чтобы она занималась этим и в дальнейшем. Но не только зарубежным актрисам Никитина подарила свой голос. Героини отечественных картин тоже удостоились такой чести. Чего только стоит озвученная актрисой Дарья в исполнении Стефании Станюты из «Прощания» Ларисы Шепитько и Элема Климова, сколько надрыва и боли звучит в её интонациях.

Большая занятость на кинопроизводстве позволила Нине Никитиной в октябре 1960 года вступить в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра. Крупных ролей ей уже не предлагали. Она довольствовалась небольшими появлениями в ролях матерей и немолодых женщин, которым отводилось на экране слишком мало времени. Наиболее интересными из них стали две отрицательные героини: брошенная мужем Дарья Степановна в фильме «Серый волк» и примкнувшая к белогвардейцам игуменья в стереофильме «Таинственный монах». Когда же Никитину совсем перестали снимать, она стала участвовать в спектаклях Театра-студии киноактёра. Сыграла Богаевскую в «Варварах» М. Горького, старуху Хлёстову в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Мэми в «Восьми женщинах» Р. Тома. Параллельно постоянно шёл дубляж, в котором Никитина достигла огромных высот, войдя в плеяду наиболее востребованных актрис данного направления. Также она озвучивала анимационные фильмы («Золотая антилопа», «Тараканище», «Василёк» и др.).

В связи с сокращением численности труппы в январе 1983 года Нина Ильинична была вынуждена выйти на пенсию. В тот момент единственной её отрадой оставалась семья: муж, дочь, внуки. С оператором Николаем Ивановичем Большаковым (1912–1990), ставшим её вторым супругом, она познакомилась ещё во время съёмок фильма «Небеса» в 1940 году, но замуж за него вышла спустя только несколько лет. В 1947 году в их семье появилась дочь Екатерина, впоследствии работавшая на телевидении. На пенсии Никитина всю себя посвятила заботам о близких, ухаживала за мужем, плохо себя чувствовавшим, занималась внуками. Любила читать, летнее время проводила на даче. Жила очень скромно, никогда ничего для себя не просила. Скончалась на восемьдесят седьмом году жизни. Похоронена на Введенском кладбище.

Фильмы и роли:

1939: «Минин и Пожарский» (Палашка), «Щорс» (Настя); 1940: «Небеса» (Варя), «Салават Юлаев» (Оксана); 1942: «Швейк готовится к бою» (Юлька); 1943: «Мы с Урала» (эп.), «Новые похождения Швейка» (Христина); 1944: «Родные поля» (Маруся Тютькова); 1952: «Джамбул» (учительница), «Егор Булычов и другие» (Глафира); 1955: «Васек Трубачев и его товарищи» (мать Булгакова); 1956: «За власть Советов» (Матрена Терентьевна); 1957: «Степан Кольчугин» (Марфа); 1958: «Над Тиссой» (Марья Васильевна); 1960: «Леон Гаррос ищет друга» (мать Феди), «Своя голова на плечах» (Екатерина Ивановна); 1961: «Аленка» (тетя Груня); 1962: «Серый волк» (Дарья Степановна); 1964: «Дайте жалобную книгу» (мать Тани), «Они шли на Восток» (партизанка); 1965: «Родившийся в грозу» (мать Наташи), «Стряпуха» (мать Галины); 1967: «Таинственный монах» (игуменья); 1974: «Такие высокие горы» (эп.); 1982: «Частная жизнь» (врач).

Фотографии из личного архива Нины Никитиной

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru