
Новлянский Николай Михайлович
Николай Новлянский родился в городе Алфёрово Вяземского уезда Смоленской губернии. Его отец Михаил Фотиевич Новлянский (1865–1906) был педагогом, преподавал в Алфёровской учительской семинарии. Мать Екатерина Николаевна Новлянская (1872–1951) – домашняя хозяйка. После смерти мужа она осталась без средств к существованию с семью детьми на руках, из которых старшей дочери было 15 лет, а младшему сыну – 3 года. Детство Николая протекало в нужде и лишениях, но он всё-таки смог получить образование. Сослуживцы отца устроили его в 4-ю московскую гимназию, где он учился до 1910 года и выбыл оттуда по болезни из 6 класса. Оправившись, Николай экстерном сдал все экзамены за 8 класс при Смоленской гимназии и в 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую школу сценических искусств под руководством артистов Александринского театра Андрея Петровского и Марии Савиной. По её окончании в 1915 году вместе со своим учителем А.П. Петровским Николай уехал в Харьков, где подписал первый в своей жизни контракт на работу в драматическом театре под руководством Н.Н. Синельникова. Оттуда в 1917 году Новлянский был приглашён в Харьковский большой драматический театр «Мусури» на положение первого характерного актёра и комика, играл там до 1919 года. Затем, по приглашению Петровского, поехал служить в руководимый им театр «Курзал» в Кисловодск, который вскоре был переименован во 2-й советский театр. Отработав там два сезона, Новлянский переехал в Ростов-на-Дону в драматический театр имени А.В. Луначарского, а в 1921 году – в Киевский театр Политуправления Киевского военного округа. В 1922 году снова вернулся в Харьков к Н.Н. Синельникову, отыграл здесь один зимний сезон и затем навсегда покинул Украину. С 1923 года Николай Новлянский жил и работал в Москве. Сначала один сезон 1923–1924 года он служил в Театре Революции, а с 1924 года на долгие годы связал свою жизнь с Камерным театром. В 1939 году Новлянский был приглашён в Минский театр оперы и балета для подготовки белорусской декады в Москве в качестве педагога и руководителя-консультанта по гриму и парикам. По возвращении из Минска в мае 1940 года Николай Михайлович вступил во вновь организованный театр «Комедия» под руководством Виктора Станицына, где работал до начала Великой Отечественной войны. Затем, в связи с эвакуацией театра, вышел из его состава и включился в артистическую фронтовую бригаду при ВГКО по обслуживанию войск фронта. Далее был направлен с агитпоездом политуправления НКПС для обслуживания фронтов и узловых центральных железнодорожных станций, в составе которого разъезжал по стране до конца 1943 года. 1 января 1944 года актёр снова вступил в Камерный театр, вернувшийся из эвакуации. Николай Новлянский был прекрасным характерным актёром, очень колоритно, достоверно и с большим юмором передававший характеры своих героев. На сцене Камерного театра сыграл десятки ролей, среди которых: Тихон («Гроза» А.Н. Островского), инквизитор («Святая Иоанна» Б. Шоу), Реб Мердохей («Вавилонский адвокат» А.Б. Мариенгофа), Пипо Розетти («Сирокко» Д. Зака и Ю. Данцигера), Джумагалий («Укрощение мистера Робинзона» В.А. Каверина), Вайнонен («Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского), Сато («Генконсул» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Лев Капитоныч («Не сдадимся» С. Семёнова), Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского), Кочкарев («Женитьба» Н.В. Гоголя), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя) и другие. После закрытия Камерного театра остался служить в Театре имени А.С. Пушкина, играл здесь Бирюлькина («Замужняя невеста» А.А. Шаховского), кюрэ («Мадам Бовари» Г. Флобера), Медведенко («Чайка» А.П. Чехова), Харитонова («Старик» М. Горького), Кроплю («Константин Заслонов» А.И. Мовзона) и другие роли. В кино Николай Михайлович начал работать с 1939 года. Лучшая роль — дед Авдей в «Отчем доме» Льва Кулиджанова. Среди других киноработ актёра: Ермолай Капитонович («Ленинградская симфония»), Силантьич («До будущей весны»), дед Пчела («Яша Топорков»), дядя Федя («При исполнении служебных обязанностей»), доктор («Живёт такой парень»). Николай Новлянский был признанным мастером искусства грима, являлся автором трёх учебных пособий в этой области: «Искусство грима» (1930), «Практического руководства по гриму» (1940) и «Грима для самодеятельности» (1945). Как педагог преподавал искусство грима в ГИТИСе, Московской государственной консерватории и в студии Камерного театра. Писал статьи в театральные журналы и газеты. Урна с прахом Николая Новлянского захоронена в колумбарии Донского кладбища. Фильмы и роли: 1939: «Сад» (Юсуп-Бобо); 1956: «Поэт» (художник-реалист); 1957: «Ленинградская симфония» (Ермолай Капитонович); 1959: «Ванька», к/м (барин), «Отчий дом» (дед Авдей); 1960: «До будущей весны» (Силантьич), «Конец старой Березовки» (Коля, муж учительницы), «Яша Топорков» (дед Пчела); 1961: «Пусть светит», тв, к/м (дед), «Удивительная охота» (пасечник); 1962: «Третий тайм» (продавец); 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (дядя Федя), «Слепая птица» (пассажир поезда); 1964: «Живет такой парень» (доктор); 1965: «Пакет», тв (доктор), «Погоня» (дед). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru