
Образцова Валентина Сергеевна
Родилась 5 марта 1923 года. Валентина Образцова (в девичестве – Носкова) родилась на станции Тайга Новосибирской области в семье Сергея Александровича (1898–1975) и Антонины Фелициановны (1901–не ранее 1980) Носковых. Вскоре после этого события Сергея Александровича перевели по службе в город Минусинск Хакасской области, куда он переехал вместе с семьёй, а оттуда в 1931 году – в Новосибирск. Там Валентина поступила в среднюю школу № 29, окончание которой в 1941 году совпало с началом Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи она сразу пошла трудиться медсестрой в центральную поликлинику, затем – секретарём в управление промкооперации, но вскоре в её судьбе случился неожиданный поворот. В Новосибирске, в эвакуации, оказались артисты Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина Владимир Гайдаров и Ольга Гзовская, организовавшие при Доме народного творчества студию художественного слова. Валентина стала её посещать и со временем поняла, что хочет связать свою жизнь со сценой. Вскоре её желание исполнилось, поскольку в ноябре 1943 года студия была реорганизована в городской молодёжный театр. На его сцене начинающая артистка исполнила свои первые роли – Лору в «Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра» Н.И. Хмельницкого, Таню в «Бестолковом доме» Г.Б. Ягфельда и Нину в «Станции Шамбодэ» Э. Лабиша. В 1945 году Валентину Носкову в числе группы артистов Новосибирского молодёжного театра отправили в Ленинград для получения высшего актёрского образования. Все они были приняты сразу на второй курс Ленинградского государственного театрального института в класс выдающихся педагогов Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд, влившись в компанию интересных однокурсников, среди которых были Игорь Владимиров и Борис Львов-Анохин. Валентина сначала сосредоточенно занималась учёбой, но очень скоро увлеклась старшекурсником Алексеем Алексеевичем Образцовым (1920–1977), с которым у неё случился роман. Он на год раньше её окончил институт и был принят в Ленинградский Новый театр (с 1953 – Театр имени Ленсовета). Валентина же по получении диплома не стала возвращаться в Новосибирск, попыталась устроиться в северной столице, однако труппы всех театров были уже переполнены. Почти целый год она просидела без работы, существуя на зарплату гражданского мужа. Когда же появилась перспектива попасть в Новый театр, актриса сразу же ей воспользовалась. Для этого она три месяца по договору отработала в Карело-Финской филармонии, а по возвращении официально оформила отношения с Алексеем Образцовым. Всё это позволило ей с февраля 1951 года стать актрисой Ленинградского Нового театра уже в новом статусе и с новой фамилией. Надо сказать, что радости от работы в театре Валентина Образцова не получила. В отличие от мужа, главных ролей ей не давали. Этому также способствовала её своеобразная индивидуальность, с которой она не могла претендовать на образы классических героинь. В итоге, актриса довольствовалась лишь небольшими ролями в пьесах советских авторов. Среди них: Журавлёва («Весна в Москве» В.М. Гусева), Валя («Не называя фамилий» В.П. Минко), Светлана («Охотник» С.В. Михалкова), Королева («Чёртова мельница» И.В. Штока), секретарь директора («Битва в пути» Г.Е. Николаевой), Лиза Лапина («Начало жизни» К.Я. Финна), Елена Константиновна («Опасный возраст» С.Д. Нариньяни) и другие. В тот же период Валентина Образцова удачно снялась в кино в фильме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек» в роли Ираиды, жены брата главной героини в исполнении Инны Макаровой. Вот когда индивидуальность актрисы хорошо подошла к изображаемому образу. Современная мещанка, трясущаяся над своим добром, получилась у Образцовой очень убедительной. К сожалению, подобных ролей у неё больше не случилось. Не удовлетворённая своей работой в театре, в октябре 1961 года Валентина Образцова его покинула. В 1963-м она предприняла попытку вернуться в труппу, но через четыре месяца снова ушла. Всё это совпало с трудностями в её семейной жизни. В 1956 году она родила дочь Ирину, а через три года Алексей Образцов переехал работать в провинцию. Долгая разлука не пошла им на пользу – в 1965-м они расстались. В 1966 году Валентина Сергеевна изменила направление своей творческой деятельности, поступив редактором выпусков на Ленинградскую студию телевидения. Там она отработала семь лет и затем снова вернулась в Театр имени Ленсовета. Художественный руководитель этого коллектива Игорь Петрович Владимиров позвал свою однокурсницу работать в качестве заведующей труппы и заодно предложил ей несколько ролей в репертуаре. В итоге, на сцену она выходила крайне редко (играла в спектаклях «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, «Эльдорадо» А.Н. Соколовой и др.). Основным её занятием стало заведование труппой, которым Образцова занималась до июля 1985 года, пока не вышла на пенсию. К сожалению, пенсионеркой долго ей быть не пришлось. Менее чем через месяц Валентина Образцова скончалась. Фильмы и роли: 1953: «Весна в Москве» (Журавлёва, историк); 1958: «Дорогой мой человек» (Ираида); 1965: «Знойный июль» (буфетчица на станции). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru