Окуневич-Врублевская Людмила Александровна

Okunevich-1Окуневич-Врублевская Людмила Александровна
Заслуженная артистка Грузинской ССР (1940)
Родилась 26 сентября 1902 года.
Умерла в ноябре 1992 года.

Людмила Окуневич-Врублевская родилась в Пятигорске в семье ветеринарного врача Александра Георгиевича Окуневича и домашней хозяйки Марии Александровны Поярковой. В момент появления её на свет родители уже расстались, а официально расторгли свои отношения лишь в 1909-м. В 1904 году Мария Александровна вместе с дочерью выехала в Тифлис, где позднее стала работать телеграфисткой.

Людмила училась в Третьей женской гимназии, но закончить её не успела, поскольку с национализацией в 1918 году почтового телеграфа её мать, как не знающая грузинского языка, была уволена с должности. Ждать помощи им было не от куда, поэтому мать и дочь приняли решение выехать в Москву. Однако, осуществиться их планам было не суждено. На линии фронта шли бои, пересечь её не представлялось возможным. Чтобы не подвергать себя риску, Окуневичам пришлось поселиться в Ростове-на-Дону. Там они обустроились, получили приют и поддержку. Людмила сумела завершить образование в местной гимназии, параллельно участвовала в постановках самодеятельного драматического кружка Владикавказской железной дороги. При содействии его руководителя семнадцатилетней девочкой она поступила в антрепризу Беляева в Нахичеване и взяла сценический псевдоним – Врублевская. С наступлением советской власти данный коллектив получил статус государственного и имя Максима Горького. Здесь юная актриса прослужила один год, после чего началось её шествие по различным провинциальным театрам. На протяжении десяти лет Людмила Оуневич-Врублевская нигде не задерживалась более сезона, искала себя, искала свой театр. Она служила в театрах Тифлиса: Революционно-художественном и Русской драмы. В последнем ей довелось поработать с Константином Александровичем Марджанишвили, сыграть Иродиаду в его постановке «Соломеи» О. Уайльда. Затем были Царицын, Махачкала, Курск, Днепропетровск, Житомир, Сталинград, Нижний Новгород.

В 1929 году Окуневич-Врублевская вернулась в Тифлис, один сезон играла в Рабочем театре, а в 1930-м снова упорхнула, теперь уже в самый центр, в Москву. Один год она служила в Театре имени Ленсовета, а в 1931 году вступила в труппу Государственного театра имени В.Э. Мейерхольда. Привыкшая к классическому театру, она не смогла там долго продержаться. Эстетика условности тяготила её, заковывала в определённые рамки. В 1933 году актриса покинула его и уехала в Грузию, но уже не для работы в театре, а съёмок в кино. Режиссёр Георгий Макаров предложил ей небольшую роль революционерки в картине «До скорого свидания», комедийной истории о тяжбе между двумя братьями-князьями. Фильм прошёл незаметно, и ничего нового Окуневич-Врублевской не открыл. В 1934 году она вернулась в Москву и попала в труппу вновь созданного театра-студии под руководством Алексея Львовича Грипича. Это был опытный режиссёр, ученик Мейерхольда, с которым она соприкоснулась ещё в бытность службы в Театре имени Ленсовета. Он знал возможности актрисы и предлагал ей роли, в которых она раскрывалась с разных сторон. Ей были сыграны Татьяна в «Мещанах» М. Горького, Лидия в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского и другие героини.

Несмотря на интересный репертуар, Людмила Окуневич-Врублевская в 1936 году ушла от Грипича. Пути-дороги снова привели её в Грузию, теперь уже в Русский драматический театр имени А.С. Грибоедова. Там она задержалась надолго, более чем в каком-либо другом коллективе, стала одной из ведущих его актрис. Людмила Александровна обладала большими актёрскими возможностями: ярким драматическим талантом, способностью глубокого погружения в образ, поэтому спектр её работ на грибоедовской сцене был достаточно широк. Она играла Анну Каренину в одноимённой инсценировке романа Л.Н Толстого, Флору Базье в «Провинциальной истории» О. де Бальзака, леди Тизл в «Школе злословия» Р. Шеридана, Диану в «Собаке на сене» Л. де Вега и другие роли.

Будучи премьершей Театра имени А.С. Грибоедова, в 1944 году Людмила Окуневич-Врублевская решилась его покинуть и уехать в Москву, к Александру Таирову, в Камерный театр. Шаг этот был достаточно смелый, рискованный. Встать вровень с Алисой Коонен, Августой Миклашевской было крайне сложной задачей. Но работа с таким мэтром, как Александр Яковлевич, уверенность в своих возможностях, оставила позади все страхи актрисы. Она сыграла Коринкину в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Донью Анхелу в «Даме невидимке» П. Кальдерона, Софью Марковну в «Старике» М. Горького, Марию в «Судьбе Реджинальда Дэвиса» В.М. Кожевникова и И.Л. Прута, женщину в «Льве на площади» И.Г. Эренбурга и другие роли, но они не помогли ей стать одной из прим труппы.

В 1949 году Камерный театр прекратил своё существование. Весь его актёрский состав распределили по другим театральным коллективам. Окуневич-Врублевская попала в Театр имени Ленинского комсомола, но за целый сезон ни разу не вышла на сцену. Что послужило тому причиной, неизвестно. К счастью, сидеть без дела актрисе не пришлось. Неожиданно Людмила Александровна получила предложение от Михаила Калатозова сыграть небольшую роль иностранной коммунистки Мины Варры в картине «Заговор обречённых». Политическая агитка о благородстве страны Советов и коварных иностранных державах не захватила обычного зрителя. Всё в ней выглядело фальшиво: и надуманный сюжет, и действующие лица. Среди них героиня Окуневич-Врублевской был слишком незаметной, мелькнувшей всего в двух коротких сценах. Расстроенная неудачами, актриса подалась обратно в Грузию, в Театр имени А.С. Грибоедова, где её ещё помнили и любили. С успехом исполнила Аркадину в «Чайке» А.П. Чехова, Елену Тальберг в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова, Шорину в «В сиреневом саду» Ц.С. Солодаря и других героинь, но через три сезона вторично покинула эту сцену. Что двигало Людмилой Александровной, понять сложно. Были роли, был успех, но что-то её постоянно угнетало и заставляло срываться с места. Чем она занималась после 1956 года, выяснить не удалось.

Шли годы, об Окуневич-Врублевской забывали, но она вдруг ярко напомнила о себе в телефильме «Каникулы Кроша». Бабушка Зои, сыгранная актрисой, интеллигентная старушка, в прошлом актриса, возмущалась нетактичным поведением внучки, отвлекавшем её от написания мемуаров. Внутренний шарм, породистость, нескрываемый эгоцентризм придали своеобразие данной героине.

Последние годы своей жизни Людмила Александровна провела в Москве. Урна с её прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.

Фильмы и роли:

1934: «До скорого свидания» (революционерка); 1950: «Заговор обречённых» (Мина Варра); 1975: «Обретёшь в бою», тв (эп.); 1980: «Каникулы Кроша», тв (бабушка Веры); 1981: «Опасный возраст», тв (бабушка по обмену жилплощадью).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru