Орлов Александр АлександровичОрлов Александр Александрович (до начала 1910-х гг. – Георгиевич) Александр Орлов появился на свет в Ростове-на-Дону, был незаконнорожденным сыном ростовской мещанки Ирины Васильевны Орловой. Своего отца он не знал, воспитывался матерью, впоследствии работавшей портнихой. В 1900 году Александр был отдан в Московское театральное балетное училище, откуда в 1904 году переведён на балетное отделение Петербургской театральной школы. Окончив её в 1908 году, Орлов был принят в состав Мариинского театра артистом кордебалета, в 1909–1911 гг. участвовал в Русских сезонах труппы С.П. Дягилева. В 1912 году началась карьера Александра Орлова в качестве солиста. Выдвинувшись в видные характерные танцовщики, Александр Орлов исполнил множество ведущих партий: Иванушку-дурачка в «Коньке-Горбунке» Ц. Пуни, Исаака в «Корсаре» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго и Ц. Пуни, Джона Буля в «Дочери фараона» Ц. Пуни, Пьеро в «Арлекинаде» Р. Дриго, Панталоне в «Карнавале» Р. Шумана и других. Большинство этих постановок было осуществлено при непосредственном участии Мариуса Петипа, работа с которым дала молодому артисту колоссальную школу хореографического мастерства. Достигнув высот в качестве артиста балета, Александр Орлов параллельно начал осваивать и другие виды сценического искусства. Обладая характерным, с хрипотцой, голосом, с середины 1910-х годов Орлов играл в опереттах, ставившихся в петроградском «Палас-театре», Государственном театре комической оперы К.А. Марджанова, Театре музыкальной комедии под руководством М.Д. Ксендзовского. Одновременно с начала 1910-х гг. Александр Александрович выступал на эстраде с Евгенией Васильевной Лопуховой, вместе с которой создал танцевальный дуэт, построенный на русско-народном фольклоре. Особой популярностью у зрителей пользовалась «Рязанская пляска», в которой танцоры изображали фабричного парня и деревенскую девушку. Этот номер три десятилетия с аншлагами шёл на эстрадных подмостках, будучи исполнен около пяти тысяч раз. По сути Орлов и Лопухова стали зачинателями танцевально-игровой миниатюры, которой позднее успешно пользовались другие артисты. В 1920-е годы, желая расширить творческий диапазон, Александр Орлов принимал участие в различных проектах, позволявших раскрыться другим граням его многообразного таланта. Артист сыграл несколько драматических ролей (сапожник Алёшка – «На дне» М. Горького; Епиходов – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова и др.), вместе с Леонидом Осиповичем Утёсовым создал театр малых форм «Утор» (Утёсов – Орлов), играл в спектакле-обозрении Ленинградского мюзик-холла «Чудеса XXI века», изображая «последнего извозчика Ленинграда», столкнувшегося с новой реальностью страны Советов. В сентябре 1929 года, будучи широко известным артистом, Александр Орлов был приглашён в Ленинградский театр музыкальной комедии, где на долгие годы обрёл свой второй дом. Это направление, наряду с эстрадной деятельностью, стало наиболее востребованным в его творчестве. И всё же через пять лет Орлов решил вернуться к первоистокам своей творческой биографии: перешёл в балетную труппу Ленинградского Малого оперного театра и оставался там вплоть до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 года вместе с театром он должен был эвакуироваться из Ленинграда, но не попал в отходивший эшелон и остался в городе на всё время блокады. В ночь с 8 на 9 сентября 1941 года при бомбёжке Ленинграда Александр Орлов получил перелом левой руки и контузию лица, долгое время провёл в больнице. Оправившись, в декабре он вернулся в оставшийся в блокадном городе Театр музыкальной комедии и служил там до ухода на пенсию в августе 1958 года. Во время войны Орлов вёл большую военно-шефскую работу, выезжал на отдельные участки фронта, дав, в общей сложности, 1980 концертов. За проделанную работу актёр был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». Прослужив в музкомедии более двадцати лет, Александр Орлов сыграл множество характерно-комедийных образов, в которых использовал свою природную музыкальность и пластичность. Среди них: Голова («Оксана» Д. Морозова), Рокко («Маскотта» Э. Одрана), Зупан («Цыганский барон» И. Штрауса), Драгомир («Марица» И. Кальмана), Леопольд («Сильва» И. Кальмана), Анисим («Лесная быль» А. Логинова), боцман Щекотихин («Раскинулось море широко» В.Л. Витлина), Сапун Тюфякин («Девичий переполох» Ю.С. Милютина), Кузьма Черных («Верный друг» В.П. Соловьёва-Седого), Филипп («Вольный ветер» И.О. Дунаевского), Пискачевский и Фраскатти («Фиалка Монмартра» И. Кальмана), Нечипор («Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова), Аполлинарий («Огоньки» Г.В. Свиридова) и другие. Когда в силу возрастных причин у Александра Александровича произошла эволюция голоса, стало тяжело выходить на сцену, он предпочёл покинуть стены театра. Однако без дела Орлов не остался. Актёр стал активно сниматься в кино, где впервые появился ещё до революции. Больших ролей он никогда не играл, но режиссёры с удовольствием приглашали его на маленькие роли и эпизоды характерно-комедийного плана. Прирождённый эксцентрик, он находил яркие, сочные краски для каждого персонажа, умел быть интересным в самом крохотном, незначительном эпизоде. Многие кинозрители по сей день помнят его по участию в фильмах: «Укротительница тигров» (отец Лены Воронцовой), «Улица полна неожиданностей» (продавец зоомагазина), «Шофёр поневоле» (руководитель самодеятельности), «Дама с собачкой» (артист с гитарой), «Верьте мне, люди» (старый уголовник), «Три толстяка» (Август), «Интервенция» (конферансье), «Старая, старая сказка» (часовой), «Король Лир» (старик) и других. Александр Орлов был женат на артистке балета Ленинградского театра музкомедии Марии Васильевне Резниковой-Снежиной. Похоронен актёр на кладбище Санкт-Петербургского крематория. Фильмы и роли: 1915: «Венгерские танцы Брамса» (роль), «Дочь падшей» (гимназист), «Дядюшка и племянник» (племянник); 1916: «Как с гуся вода» (официант), «Любовь всесильна» (Бецкий); 1925: «Аэро НТ-54» (деревенский дьячок); 1929: «Новый Вавилон» (царь Менелай в сцене из «Прекрасной Елены»); 1932: «Для вас найдется работа» (эп.); 1941: «Антон Иванович сердится» (Кибрик); 1942: «Оборона Царицына» (хозяин ресторана); 1946: «Солистка балета» (Иволгин); 1951: «Белинский» (Потапыч, буфетчик); 1954: «Запасной игрок» (старик на теплоходе), «Укротительница тигров» (Воронцов); 1955: «Дело Румянцева» (доктор); 1957: «На переломе» (портной), «Улица полна неожиданностей» (продавец зоомагазина); 1958: «В дни Октября» (конферансье в ресторане), «Дом напротив», к/м (старичок), «Шли солдаты» (провинциальный аристократ), «Шофер поневоле» (старый танцор); 1960: «Дама с собачкой» (ресторанный музыкант), «Осторожно, бабушка» (пенсионер-активист); 1961: «Горизонт» (актер), «Две жизни» (уголовник), «Старожил» (работник цирка); 1963: «Женихи» и «Ножи»», тв (гость в оперетте «Ножи»), «Каин XVIII» (придворный), «Крепостная актриса» (вахмистр), «Мандат» (исполнитель концертного номера); 1964: «Верьте мне, люди» (старый уголовник), «Хоккеисты» (Введенский), «Хотите – верьте, хотите – нет» (отец Шульгина); 1965: «Большая кошачья сказка», тв (советник), «Год как жизнь» (Абель Ганс), «Мы, русский народ» (Ванятка), «Сегодня – новый аттракцион» (служащий цирка); 1966: «12 стульев», тв (Дядьев), «В городе С.» (бродячий артист), «Республика ШКИД» (нэпман), «Три толстяка» (Август); 1967: «Зеленая карета» (актер), «Свадьба в Малиновке» (поп), «Татьянин день» (артист); 1968: «Интервенция» (конферансье), «Старая, старая сказка» (часовой у входа в царство); 1970: «Король Лир» (старик). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru