Орлова (Аренская) Вера ГеоргиевнаОрлова (Аренская) Вера Георгиевна Сегодня имя Веры Орловой вряд ли кто-то вспомнит, кроме историков театра и кино, а кто-то, может быть, даже перепутает актрису с её тёзкой, снимавшейся в комедиях Константина Юдина и Ивана Лукинского. Расцвет творческой деятельности Орловой пришёлся на десятые и двадцатые годы прошлого столетия, время становления молодого искусства кино. В период с 1915 по 1918 годы Вера Георгиевна входила в число первых королев экрана, её снимал в своих фильмах один из лучших режиссёров дореволюционного и раннего советского кинематографа Яков Протазанов. Но случилось так, что с приходом звука Орлова фактически сошла с экранов, да и удачно начавшаяся карьера театральной актрисы прекратилась в один миг. В последний период жизни Веру Орлову вспоминали, пожалуй, только в связи с упоминаниями о Протазанове и ранним периодом деятельности МХТ. А, судя по фильмам, актриса она была замечательная – вдумчивая, с ярко выраженным драматическим талантом. Чтобы понять это, достаточно посмотреть её глубоко трагичную работу в новелле «Бесценная голова» Боевого киносборника № 10 (1942) в постановке Бориса Барнета, где ей с большим надрывом была передана драма убитой горем матери. Очень жаль, что в дальнейшем кинематограф «проглядел» артистку Орлову, а после 1951 года она почти не работала по профессии. Глядя на Веру Орлову на экране трудно представить, что она имела самое простое происхождение, родилась в деревне Куково Рязанской губернии. Её родители Георгий Павлович (умер в 1937 году) и Екатерина Корнильевна (умерла в 1930 году) Орловы были уроженцами деревень Рязанской губернии Зарайского уезда. Отец, пройдя военную службу, переехал с семьёй в Москву, работал краснодеревщиком и столяром. Сначала Орловы проживали в Хамовниках, затем переселились на Смоленскую-Сенную площадь. Вера училась в начальной школе на Арбате, потом – в профессиональной школе кройки и шитья. В 1906 году поступила в четвёртый класс женской гимназии Румянцевой, окончила её в 1910-м, после чего, ввиду тяжёлого материального положения семьи, вынуждена была устроиться конторщицей на Московскую городскую станцию казённых железных дорог. Параллельно произошло её увлечение музыкой и театром. Одна знакомая старушка преподавала ей музыкальные азы, брала её с собой на концерты, а знакомство с артистом МХТ Николаем Осиповичем Массалитиновым позволило Вере подготовиться к вступительному экзамену в этот театр. Для этого она выбрала письмо Вареньки из «Бедных людей» Ф.М. Достоевского, прочла его перед комиссией и в сентябре 1913 года была принята в труппу Художественного театра. Конечно же, в МХТ Вера Орлова прошла настоящее становление как актриса у родоначальников и пропагандистов «школы переживания», играла с ними на одной сцене, впитала в себя всё то, что в дальнейшем позволило ей выйти на лидирующие позиции в довольно сильной труппе. Сыграла там Машу в «Нахлебнике» И.С. Тургенева, Наташу в «На дне» М. Горького, Воду в «Синей птице» М. Метерлинка и другие роли. В 1915 году Вера Орлова вышла замуж за артиста Петра Алексеевича Бакшеева (1886–1929), вместе с которым оказалась в «качаловской» группе, в её составе в 1919 году выехала на гастроли на юг России, а затем за границу, гастролировала в Болгарии, Чехословацкой Республике, Австрии, Германии. Играла ведущие роли: Катерину Ивановну («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского), Верочку («Осенние скрипки» И.Д. Сургучёва), Наташу («Три сестры» А.П. Чехова), Веру Николаевну («Где тонко, там и рвётся» И.С. Тургенева), Лицци («Потоп» Г. Бергера), Дуняшу («Вишнёвый сад» А.П. Чехова). Вернувшись в СССР в 1922 году, Вера Георгиевна один сезон отработала во МХАТе, затем начала сотрудничество с Первой студией Художественного театра, которая в 1924 году преобразовалась во МХАТ 2-й. Не смотря на то, что она плотно была занята в его репертуаре, актёрских свершений в этой труппе у неё не случилось. Были удачные выходы в ролях Мей («Сверчок на печи» Ч. Диккенса), Луизы Франсуазы Конт («Взятие Бастилии» Р. Роллана), Клитемнестры («Орестея» Эсхила), кулачихи Марьи («Часовщик и курица» И.А. Кочерги), Хасинты («Испанский священник» Б. Френсиса и Д. Флетчера), но они не стали значимыми для актрисы. С кино у Веры Орловой складывалось всё так же, как и в театре – от яркого взлёта до полного забвения. По сути её открыл для экрана Яков Александрович Протазанов, в фильмах которого она сыграла лучшие свои роли: Дашу в «Николае Ставрогине», Лизу в «Пиковой даме», Таню в «Андрее Кожухове», дочь купца в «Отце Сергии». В каждой из этих картин партнёром Орловой выступал Иван Мозжухин, самый одарённый артист дореволюционного кино, лишённый наигрыша и излишней манерности, достигший в своей игре настоящих трагических глубин. Яков Протазанов не забыл Орлову и в советском кинематографе. В 1924 году он пригласил актрису на роль простой девушки Маши, невесты красноармейца Гусева, в фантастическую картину «Аэлита» по роману А.Н. Толстого, работа в которой стала для Орловой одной из удачных. Но в дальнейшем всё складывалось уже не столь успешно. Роли в звуковых фильмах прошли фактически незамеченными. Последним появлением Орловой на экране стала роль матери Анны Бедфорд в незавершённом фильме Александра Довженко «Прощай, Америка», возможность увидеть который впервые появилась только в 1990-е годы после премьеры на фестивале архивного кино «Белые столбы». С момента закрытия МХАТа 2-го в 1936 году Вера Орлова некоторое время играла в Научно-звёздном театре при Московском планетарии, в 1943 году была принята в актёрский штат киностудии «Мосфильм», а в 1945-м – в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра, играла в первых его спектаклях: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (дама в квартире), «Счастье Гарри Смита» К.М. Симонова (мать Гарри Смита), «Старые друзья» Л.А. Малюгина (Лизавета Ивановна), «Флаг адмирала» А.П. Штейна (Екатерина II) и других. В мае 1951 года актриса была уволена из театра по сокращению штатов. В этот момент она уже была персональной пенсионеркой республиканского значения и, вероятно, кроме работы, ни в чём не нуждалась. В дальнейшем имя Орловой мелькнуло лишь дважды: она написала статью «Четверть века спустя» (1957) для сборника, посвящённого Якову Протазанову, и приняла участие в озвучивании мультфильма «Петя и Красная шапочка» (1958). С 1926 года Вера Орлова была вторично замужем за филологом и драматургом Павлом Антоновичем Аренским (1887–1941), который в 1937 году был арестован, осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей и умер в заключении в 1941 году. Больше замуж Вера Георгиевна не выходила, последние годы проживала в Доме ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной. За год до её кончины актрису навестили в больнице, где она лежала, киноведы Вячеслав Ребров и Марк Волоцкий. Эта встреча описана в воспоминаниях Вячеслава Степановича: «Она лежала на кровати, жаловалась на ноги, мол, совсем не слушаются, не хотят ходить. Помню, у меня осталось сильное впечатление от её глаз, точнее, взгляда. Он и тёплый и доброжелательный. Когда в конце беседы я протянул ей книгу с фотографией, кадром из фильма «Отец Сергий», где Вера Георгиевна играла распутную девицу, пытавшуюся соблазнить схимника, она оживилась. Долго смотрела на снимок, ласково повторяя имя режиссёра: «Яков Александрович, да, это Яков Александрович…». И расплакалась… Память у старой женщины уже слабая, кое-что помнит, но плохо, бессвязно. К тому же у неё проблемы со слухом, и приходилось повышать голос. К концу нашей встречи Соломонец перешёл на крик. <…> Запомнилась её фраза о том, что на пребывание в этой больнице она смотрит, как на последнюю инстанцию перед встречей с Богом». Похоронена Вера Орлова на Новодевичьем кладбище. Фильмы и роли: 1915: «Гримасы большого города» (роль), «На окраинах Москвы» (Варя), «Нет ей ни доли, ни счастья» (Надя), «Николай Ставрогин» (Даша), «Сашка-семинарист» (роль), «Чайка» (Чайка), «Я и моя совесть» (Нина); 1916: «Во власти греха» (Мельгунова), «Жена или мать» (Юлия), «Запрягу я тройку борзых, темнокарих лошадей» (Любаша), «Катастрофа» (сестра Веры Агадаевой), «Любовь сильна не страстью поцелуя» (Лиза), «На бойком месте» (Аннушка), «На крыльях смерти» (дочь актрисы), «Ни слова, о друг мой…» (Дора Никулина), «Пиковая дама» (Лиза), «Семейное счастье» (Маша), «Семья купца Суханова» (Анфиса), «Серенада Брага» (роль), «Суд божий» (роль), «Так безумно, так страстно хотелось ей счастья» (Вера Вальцева), «Эх, дубинушка, ухнем!» (роль), «Ястребиное гнездо» (роль); 1917: «Андрей Кожухов» (Таня), «Венок смерти» (Янка Боярская), «Виновен ли?» (роль), «Злая яма» (Настя), «Кровавая слава» (Нелли), «Песнь свободы» (Рая Калинина), «Прокурор» (сестра Эрика Ольсена), «Сатана ликующий» (Инга), «Сын Израиля» (роль), «Тройка мчится, тройка скачет» (жена Степана), «Царь Николай II, самодержец Всероссийский» (Настя); 1918: «А он, мятежный, ищет бури» (Леночка Крушинская), «Власть тьмы» (Марина), «Дармоедка» (Марина), «Лестница дьявола» («Снежинка»), «Не уступлю» (Нелли), «Отец Сергий» (дочь купца), «Постоялый двор» (Дуняша), «Профессор» (Аня Берестова), «Станционный смотритель» (Дуня); 1919: «Пунин и Бабурин» (Муза), «Рабочий Шевырев» (портниха), «Товарищ Абрам» (роль), «Три портрета» (роль); 1921: «Власть тьмы», Германия (Марина), «Последняя радость», Чехословакия (Йозефинка); 1924: «Аэлита» (Маша); 1926: «Проститутка» (Надежда Тыркина); 1938: «Юные коммунары» (Туанет Шарле); 1941: «Два друга» (Анна Григорьевна); 1942: «БКС № 10. Бесценная голова» (мать); 1944: «Родные поля» (мать Жени); 1950: «Прощай, Америка!» (мать Анны Бедфорд). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru