Орлова Светлана ФёдоровнаОрлова Светлана Фёдоровна Светлана Орлова запомнилась большинству зрителей по ролям в фильмах-сказках «Финист – Ясный Сокол», «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка», а также ролям исторических персонажей и просто роковых красавиц. Сама жизнь актрисы тоже немного похожа на сказку или сценарий фильма. Светлана родилась в Калининграде. Родители её не имели отношение к театру. Мама Валентина Георгиевна – инженер-строитель, папа Федор Иванович – рабочий. Когда Свете исполнилось 5 лет, семья переехала в Казахстан. Там был теплый климат, большое количество фруктов, а самое главное жил дедушка по матери, работавший прокурором города. Узнав о наборе в Дом пионеров, родители отвели туда Свету, и ее приняли на хореографическое отделение. Так и жила бы Светлана в Алма-Ате, но тут вмешался поистине сказочный случай: приехали преподаватели хореографического училища при Большом театре. Они сами отбирали детей для обучения в московском училище, а потом эти национальные кадры должны были вернуться, чтобы танцевать в национальных театрах. Светлана была отобрана педагогами одной из первых, но педагоги-казахи не хотели отдавать русскую девочку, а послали осенью в Москву казахскую, объясняя это отказом родителей отпустить ребенка в столицу. Казалось, что Москва и училище были миражом. Но московские педагоги не отступили и прислали телеграмму-приглашение на учебу в хореографическое училище. Так Светлана оказалась в Москве. Она начала самостоятельную жизнь, вдали от родителей. Учеба в хореографическом училище была нелегким делом, но Светлане нравился балет, и она старалась. Первые дни скучала по семье, но физические нагрузки и новые впечатления от новых друзей, а затем и съемки в кино, целиком заполнили ее жизнь. Однажды в училище пришла ассистентка по актерам. Ей нужна была худенькая девочка с аристократическими чертами. Она сразу заметила Свету и предложила ей пройти показ у режиссера. Надо сказать, что такое сочетание балета и кино не единственное – в кино пришли балерины: Светлана Дружинина, Наталия Аринбасарова, Людмила Савельева, Маргарита Кошелева, которые стали известными актрисами. Многие девочки мечтали сниматься в кино, а Светлана не думала об этом, поэтому пошла на пробы без особого желания. Режиссер не присутствовал на пробах, а ассистент, окруженный детьми, просил всех по очереди прочитать любое стихотворение. Света так уставала от репетиций, да и совсем не готовилась читать стихи, поэтому прочитала одно из простых стихотворений, которое знала с детства. Ассистент удивился, что такая взрослая девочка тринадцати лет читает детское произведение, и попросил к следующему разу выучить что-то другое, желательно про любовь. Светлана пришла опять с неохотой, ей не нравилось, что все смотрят на нее и оценивают, но дисциплинированность не позволила ей отказаться от пробы. На этот раз детей было меньше: всего трое. Режиссер Борис Бунеев сначала попросил Светлану рассказать стихотворение. Затем предложил детям пообщаться между собой. Двое претендентов учились в английской спецшколе, и они через некоторое время перешли на общение на английском языке, а балетные ученики учили французский язык. Свете стало обидно, она отвернулась от всех и думала о том, как бы не заплакать. Борис Бунеев внимательно наблюдал за детьми и выбрал Светлану, с ее выразительными глазами. Так в жизнь Светланы вошел волшебный мир кино, о котором мечтают многие. Первая картина называлась «Хуторок в степи» и была поставлена по роману Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» (последняя часть). Светлана сыграла главную роль девочки Марины, семья которой переехала к морю. Затем она снялась в фильме «Вчера, сегодня и всегда» о детях, живущих в семейном детском доме. Но более значимыми для начинающей артистки стали картины «Последняя встреча» и «Птицы над городом». В первой из них Светлана сыграла первую школьную любовь главного героя фильма Павла Снегирева, во втором – роль старшеклассницы Лены, в которую была влюблена вся школа. В 1974 году Светлана окончила хореографическое училище. Ее дипломными работами были роли Кошечки в «Щелкунчике» и Амурчика в «Дон Кихоте». Она должна была ехать в Казахстан в оперный театр. Но в это время ее пригласили на главную роль в фильм «Финист – Ясный Сокол», и она уехала сниматься. Во время съёмок случайно познакомилась с врачом Юрием, который влюбился в неё с первого взгляда. Он узнал, что Светлане нужна работа, и устроил ее в ансамбль «Эстрадные узоры» при Росконцерте. Этот ансамбль гастролировал по России, и в тот момент его маршрут проходил по реке Волге. Жили актеры в ужасных условиях, питались очень плохо. Немного их кочевая жизнь напоминала ансамбль из фильма «Забытая мелодия для флейты». Юрий приезжал к Светлане при первой возможности. Привозил продукты. Его забота и внимание были просто сказочными. Но пожениться они не могли: не было прописки. В один из приездов в сельскую местность в закрытой военной зоне руководитель района помог решить эту проблему, и Светлана и Юрий расписались в сельском совете. Надо сказать, что муж Светланы напоминал сказочного принца, для которого не существовало преград и трудностей, как будто он был знаком с феей. Он увидел эту кочевую жизнь и ужасные условия, и через год забрал Светлану из ансамбля. Она стала много сниматься в кино. А так как в 1970-1980-е годы не существовало агентов по актерам, которые оговаривали бы все условия съемок, то Юрий сам выступил в этой роли, всегда приходя с женой на встречи с режиссерами. В этот период Светланой Орловой были сыграны её лучшие роли и в поныне всеми любимых фильмах-сказках: Алёнушка в «Финисте – Ясном Соколе» и принцесса Изящная в «Принцессе на горошине». В последней Светлане также пришлось выступить в качестве балерины и станцевать фуэте. Затем Светлана продолжила галерею сказочных героинь в фильмах «Подарок черного колдуна» (красотка), «Ледяная внучка» (Любаша), «Путешествие пана Кляксы» (Звезда), «Удивительных приключения Дениса Кораблева» (Снежная королева), «Ученик лекаря» (придворная дама). Очень многие сказки были награждены призами на международных кинофестивалях: «Ледяная внучка» — тремя «Золотыми слонами» в Индии, «Принцесса на горошине» и «Финист – Ясный Сокол» — призами в Испании. После выхода этих картин Светлану приглашали на кинофестиваль в Лионе (Франция), но Министерство культуры не позволило молодой и красивой актрисе воспользоваться этим приглашением. В основном, режиссеры использовали Светлану Орлову в качестве типажа красивой женщины. Но и тут ее героини были разными: красивыми и утонченными, иногда легкомысленными и доступными, и даже роковыми. Запомнились и небольшие роли в ее исполнении: «Женатый холостяк» (Светлана), «34-й скорый» (стюардесса), «Переходный возраст» (продавщица ювелирного салона). Актриса также снималась в исторических фильмах: о поэте Хамзе Ниязи «Огненные дороги» (актриса театра), об основателе русского хоре Голицыне «Сильнее всех иных велений» (светская дама), о первопечатнике Федорове «Иван Федоров» (царица Анастасия), о писателе Максиме Горьком «Под знаком Скорпиона» (секретарь); и в фильмах военно-революционного содержания: «Дожить до рассвета» (Янинка), «Убит при исполнении» (Нина), «Захват» (Люся), «Любовь моя – революция» (Нина), «Смотри в оба!» (Анастасия). Интересно, что в фильме «Зона Любэ» плакат с ее изображением висит в женской колонии как икона красивой мирной жизни. В середине 1970-1980-х годов Светлана работала фотомоделью в объединении фоторекламы при Внешторге. Она демонстрировала меха, лен, кружева, бриллианты. Плакаты с ее изображениями были опубликованы в отечественных и зарубежных журналах. Одним из любимых фотографов, с которыми работала Светлана, был Виктор Вознесенский, о котором она отзывается как о настоящем мастере-художнике. В начале 1990-х годов Светлана перестала сниматься и вскоре нашла себе новое применение. С 1992 она – руководитель фитнес-клуба «Талия», ведет занятия аэробики и шейпинга. К сожалению, чудеса не бывают долгими и сказка Светланы с грустью. Ее принц умер… Но есть взрослый сын. И хочется верить, что что-то доброе и сказочное со Светланой еще произойдет. Вот уже несколько лет Светлана Орлова участвует в новогодних представлениях на Воробьевых горах. Сначала она играла роль Снегурочки, что не удивительно, а потом ей захотелось попробовать себя в образах других сказочных героев. Так в ее репертуаре появились Восточная красавица, Жар-птица, Кикимора, Баба-яга, Черепаха Тортила. Для роли Бабя-яги Светлана специально подбирала грим и гардероб: горб, нос, уши, большие ботинки. Все знакомые и близкие не узнавали в роли этой веселой и вредной старухи милую Свету. Сама актриса рассказывает о ней с не меньшей теплотой, чем о работе в сказках. Также она встречается со зрителями на праздничных концертах в разных городах, юбилейных вечерах разных фильмов, эстрадных программах. При бюро пропаганды Дома Кино в программе для детей «Киносказка», знакомящей детей с нашими лучшими сказками, Светлана представала в образе Бабы-яги, которая танцевала под музыку Верки-Сердючки, развлекала детей, а в конце снимала одежду и становилась прекрасной Аленушкой из сказки «Финист – Ясный Сокол». Хочется надеяться, что наше современное кино предложит Светлане Орловой интересную работу с использованием ее балетных данных. Марина Кравченко Фильмы и роли: 1970: «Хуторок в степи» (Марина); 1971: «Вчера, сегодня и всегда» (Анюта); 1974: «Последняя встреча» (Аня Задорожная), «Птицы над городом» (Лена); 1975: «Дожить до рассвета» (Янинка), «Финист – Ясный сокол» (Аленушка); 1976: «Волшебный фонарь», тв (Джульетта), «Костя Барабаш из 10 «Б», тв (Надя), «Легенда о Тиле» (девица), «Никто вместо тебя» (Надя), «По секрету всему свету», тв (Снежная королева), «Принцесса на горошине» (изящная принцесса), «Солнце, снова солнце» (невеста); 1977: «Восьмой этаж» (незнакомка), «Первые радости», тв (Анночка Парабукина), «Провинциальная история», тв (Лидочка Юрьева), «Убит при исполнении» (Нина); 1978: «Лес, в который ты никогда не войдешь», тв (Ира), «Подарок черного колдуна» (красотка), «Только каплю души» (Лея); 1979: «Возьми меня с собой» (Алена), «И придет день», тв (Катя), «Летние гастроли», тв (Алла Касьянова), «Необыкновенное лето», тв (Анночка Парабукина), «Удивительные приключения Дениса Кораблева», тв (Снежная королева); 1980: «Ледяная внучка» (Любаша); 1981: «А ну, обгони!» (соседка), «Любовь моя – революция» (Ольга Поддубцева), «Осторожно, дети!», тв (оракул), «Переходный возраст», тв (Майка), «Смотри в оба!» (Анастасия), «34-й скорый» (стюардесса); 1982: «Женатый холостяк» (Светлана), «Захват» (Люся), «Мальчик в лунном свете» (эп.), «Огненные дороги», тв (Любовь Михайловна); 1983: «Ученик лекаря» (придворная дама), «Явка с повинной» (цыганка); 1984: «Очень важная персона» (продавщица); 1985: «Корабль пришельцев» (стюардесса), «Не ходите, девки, замуж» (доярка Надя), «Путешествия пана Кляксы» (Звезда); 1986: «Хорошо сидим!» (Яночка); 1987: «Друг» (продавщица), «Клиника», к/м (Света), «Сильнее всех иных велений» (светская дама), «Христиане», к/м (Пустошкина); 1988: «Елки-палки» (мотоциклистка); 1991: «Иван Федоров» (царица Анастасия), «Нет чужой земли», тв (Екатерина); 1993: «Хочу в Америку» (жена генерала); 1994: «Зона Любэ» (портрет в зале); 1995: «Под знаком Скорпиона», тв (секретарь Зиновьева). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru