Орловский Дмитрий Дмитриевич

Орловский1Орловский Дмитрий Дмитриевич

Заслуженный артист РСФСР (1989)

Родился 18 октября 1906 года.
Умер 3 декабря 2004 года.

Дмитрий Орловский родился в Москве в семье служащего Московского почтамта Дмитрий Николаевича (умер в 1940 году) и домашней хозяйки Полины Ивановны (1873–1951) Орловских. С восьми лет учился в школе, но не окончил её, поскольку был отправлен в деревню Слободище Смоленской губернии к сестре-учительнице, помогал ей вести хозяйство, пас скот, а в свободное время при её помощи навёрстывал учёбу. В Москву Дмитрий вернулся только в 1923 году, где окончил образование в 36-й школе-семилетке.

С 1924 года, прямо со школьной скамьи, Дмитрий Орловский начал свою трудовую жизнь. Сначала в качестве чернорабочего и кладовщика он работал на строительстве при конторе Техмонстрой, затем перешёл в заводские мастерские № 38. Там он освоил специальности молотобойца и кузнеца, параллельно участвуя в общественной жизни предприятия. Очень скоро Орловский вступил в комсомол, стал кандидатом в члены ВКП (б), избирался цеховым уполномоченным, членом завкома, членом правления клуба. Всё это помогло ему приобрести деловые качества, необходимые любому общественнику.

В 1928 году Дмитрий Орловский был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Начинал службу в 8-м железнодорожном полку в Рязани, затем, по окончании курса молодого красноармейца, переведён в клуб. На новом месте он, как и прежде, активно занимался общественной работой, состоял в полковом бюро ВЛКСМ, что, в итоге, позволило ему стать членом ВКП (б).

В 1931 году, после демобилизации, Дмитрий Орловский работал инструктором по культурной работе в Московском обкоме металлистов, заведующим клуба на заводе «Красный пролетарий». Хорошо себя проявив, в 1932-м Орловский Московским городским комитетом ВКП (б) был мобилизован на постоянную политическую работу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Поначалу его дела там шли хорошо: он занял должность начальника клуба 12-го отдельного территориального радиобатальона и не имел никаких нареканий. Однако через год радиобатальон был расформирован, а Орловский переведён начальником клуба батальона связи Научно-исследовательского института связи (НИИС). Именно тогда с ним произошёл какой-то инцидент, стоивший ему членства в партии и должности начальника клуба. Его понизили до заведующего библиотекой и демобилизовали. Свой новый статус Орловский отказался принимать, за что получил выговор. Несмотря на это, в партии его восстановили, но к дальнейшей политической работе больше не допустили.

Начиная с 1925 года, Дмитрий Орловский занимался в юношеских секциях и драмкружках, поэтому, когда его карьера политработника завершилась, он решил пойти по актёрской линии. В 1933 он был принят в труппу Московского профсоюзного театра Союза кооперации и госторговли, в котором прослужил два сезона. Оттуда в 1935-м молодой актёр перешёл в Государственный центральный театр рабочей молодёжи (ТРАМ), где сыграл три небольшие роли: Брузжака («Как закалялась сталь» Н.А. Островского), Гайдара («Шестеро любимых» А.Н. Арбузова) и соседа («Чудесный справ» В.М. Киршона).

Когда в 1937 году ТРАМ был объединён с Театром-студией Рубена Симонова и преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, Орловский перевёлся в театр ЦК «Золотопрофсоюза» под руководством Виктора Станицына. Там он уже играл более значительные роли: Осипа в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Грознова в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского и другие, но, к сожалению, жизнь этого коллектива оказалась короткой.

С ноября 1939-го Дмитрий Орловский начал служить в труппе Центрального театра Красной армии, творческое направление которого настраивало зрителей на патриотический лад. На его сцену актёр выходил в образах Цыгорина («Падь серебряная» Н.Ф. Погодина), Худякова («Учитель» С.А. Герасимова), Нечая («Пархоменко» В.В. Иванова), офицера связи («Фронт» А.Е. Корнейчука) и других.

В июне 1941 года Орловский приказом Главного Политического управления РККА был включён в специальную концертную бригаду и направлен на фронт для обслуживания передового края действующей армии Западного, Брянского, Московского и Карельского фронтов. Пробыв в ней два года, в 1943 году по поручению обкома партии он выехал в Якутск, где в качестве директора возглавил переформированный местный русский театр. Ещё через два года, после победы над фашистской Германией, Орловский перевёлся во Владимир. Там он изначально использовался по хозяйственной части: руководил капитальной реконструкцией бывшего народного дома, предназначенного для размещения Владимирского областного театра имени А.В. Луначарского, а по её завершении вошёл в его труппу, играл центральные роли: Любима и Гордея Торцовых («Бедность не порок» А.Н. Островского), Гарри Смита («Русский вопрос» К.М. Симонова) и других.

В 1948 году Дмитрий Орловский выехал в Германию, в Потсдам, для работы в Первом драматическом театре Группы советских войск. По возвращении оттуда в 1953 году стал артистом Центрального театра транспорта, в котором состоял на довольно скромном положении исполнителя вторых ролей: Карди («Овод» по роману Э.Л. Войнич), отца Винцента Костальского («Западная граница» И.Л. Прута и Н.Н Шпанова), Карпо Сидоровича («Не называя фамилий» В.П. Минко), Петра («Мать своих детей» А.Н. Афиногенова), Ивана Стругова («Молодая Россия» Л.А. Малюгина), инженера-полковника («Искатели» Д.А. Гранина) и других.

В 1955 году Дмитрий Орловский покинул драматическую сцену и перешёл работать на договорной основе на радио и эстраду. В тот же период началась его активная деятельность в кино. Впервые он появился на экране ещё в конце 1930-х годов в крохотных эпизодах, не упомянутых в титрах. Теперь же, когда он избавился от строгих пут театрального режима, актёр стал чаще сниматься, постепенно набирая узнаваемость. С возрастом Орловский поседел, приобрёл внешнюю солидность, благодаря чему использовался режиссёрами в образах мудрых рабочих, стариков, руководителей. За четыре десятилетия им было сыграно более ста ролей. Среди них: Федорчук («Високосный год»), Яворина («Дочь Стратиона»), старый мастер («Андрей Рублёв»), дед Вершинин («И на Тихом океане»), дед Алексей («Роса»), дед Нины («Рождённая революцией»), полковник («Гараж»), Артамон Матвеев («Юность Петра»), Андрон Многолетище («Василий Буслаев»), Беляй («Русь изначальная»), Макар Макарович («Ловкачи»). Но, пожалуй, самой известной работой актёра стал лесник Михалыч в кинотрилогии о рыси – «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу» и «Рысь возвращается», сыгранный им с большой душевностью и теплотой.

С 1962 года Дмитрий Орловский состоял в труппе Театра-студии киноактёра и киностудии «Мосфильм». Участвовал в спектаклях: «Иван Васильевич» М.А. Булгакова (патриарх), «Варвары» М. Горького (Головастиков), «Много лет спустя» Г.Г. Натансона и В. Орлова (Всеволод Игнатьевич), «Заступница» Ю.М. Нагибина (Никита), «Требую суда!» О.Т. Перекалина (дед Макар) и других. В 1994 году актёр вышел на заслуженный отдых.

Дмитрий Дмитриевич был дважды женат. Первым браком – на фрезеровщице завода «Красный пролетарий». Второй раз он женился на актрисе Центрального театра Красной армии Вере Ванифатьевне Ворониной (1918–?). У семейной четы родились две дочери – Лариса и Екатерина.

Похоронен Дмитрий Орловский на Даниловском кладбище вместе с матерью.

Фильмы и роли:

1937: «Дума про казака Голоту» (крестьянин); 1939: «Моряки» (комиссар авиаотряда), «Ошибка инженера Кочина» (отец мальчика, нашедшего пиджак), «Степан Разин» (казак); 1956: «Необыкновенное лето» (комиссар); 1957: «Случай на шахте восемь» (Гордиенко); 1959: «Песня о Кольцове» (Пантолей); 1961: «Битва в пути» (рабочий); 1962: «Високосный год» (Федорчук), «Остров Ольховый», тв, к/м (рабочий), «Суд» (сотрудник Дудырева); 1963: «Оптимистическая трагедия» (старый матрос), «Понедельник – день тяжёлый» (старшина Шаповалов), «При исполнении служебных обязанностей» (официант); 1964: «Верьте мне, люди» (освобождённый заключенный), «Зачарованная Десна» (дед Семён), «Казнены на рассвете» (участник тайной сходки), «Метель» (денщик Бурмина); 1965: «Дочь Стратиона» (Яворина), «Как Вас теперь называть?» (партизан), «Погоня» (Зенин), «Сердце матери» (учитель); 1966: «Андрей Рублёв» (старший мастер), «Анетта», к/м (капитан), «По тонкому льду» (допрашиваемый), «Сказка о царе Салтане» (корабельщик), «Шестое июля» (делегат); 1967: «И никто другой» (заседатель суда), «Крепкий орешек» (отец Орешкиной), «Пароль не нужен» (председатель собрания), «Путь в «Сатурн»» (партизан); 1968: «Золотой телёнок» (начальник строительства), «Новые приключения неуловимых» (офицер в бильярдной), «По Руси» (пекарь); 1969: «Обвиняются в убийстве» (Данилов), «Опасные гастроли» (матрос-подпольщик); 1970: «Алексеич», к/м (директор школы), «Бег» (начальник штаба), «Обвиняются в убийстве» (Данилов), «О друзьях-товарищах», тв (мужик на рынке), «Переступи порог» (Игнатьич, директор почты), «Поезд в завтрашний день» (работник Совнаркома); 1971: «Если ты мужчина» (шофер автобуса), «Тропой бескорыстной любви» (лесник Михалыч), «У нас на заводе» (проводник); 1972: «Руслан и Людмила» (Боян), «Человек на своём месте» (Маренков); 1973: «И на Тихом океане» (дед Вершинин), «Настенька», к/м (роль), «Последний подвиг Камо» (член приемной комиссии), «Сибирский дед» (белогвардейский офицер); 1974: «Агония» (старик), «Любовь земная» (член бюро райкома); 1974–1977: «Рожденная революцией», тв (отец Нины); 1975: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (Карпов), «Вариант «Омега»», тв (Кирилл Петрович, работник ЗАГСа), «Мой дом – театр» (швейцар в театре), «На ясный огонь» (большевик), «Роса», тв (дед Алексей), «Честное волшебное» (мастер Клей); 1976: «Белый Бим Чёрное ухо» (член комиссии), «Дни Турбиных», тв (почтальон), «Расписание на завтра», тв (сторож); 1977: «Инкогнито из Петербурга» (купец), «Судьба» (член бюро райкома), «Фронт за линией фронта» (Трофимыч); 1978: «Поговорим, брат» (Фёдор Лукич); 1979: «Гараж» (полковник), «На таёжных ветрах», тв (Степан, лётчик-пенсионер), «Отец и сын» (Еремеец); 1980: «Юность Петра» и «В начале славных дел» (боярин Матвеев), «Вторжение» (Афанасий Трофимович), «Депутатский час» (Сергей Иванович); 1981: «Василий и Василиса» (сосед), «Душа» (администратор), «Линия жизни», тв (Евгений Артемьевич), «Любовь моя вечная» (колхозник); 1982: «Василий Буслаев» (Андрон Многолетище), «Гонки по вертикали», тв (Павел Игнатьевич, коллекционер орденов), «Домой!» (дежурный по станции), «Предисловие к битве» (газовщик), «Рысь выходит на тропу» (лесник Михалыч); 1983: «Водитель автобуса», тв (пассажир-ветеран), «Вечный зов», тв (Филат Филатыч), «Духовой оркестр», к/м (Матвеич), «Признать виновным» (Иван Михайлович), «Приступить к ликвидации» (Чернышов); 1984: «Особое подразделение» (командир партизанского отряда), «Рябиновые ночи» (дед Филипп); 1985: «Битва за Москву» (старый командир), «Дикий хмель» (попутчик в поезде), «Русь изначальная» (Беляй), «Хочу тебе сказать», тв, к/м (Алексей Николаевич), «Чёрная стрела» (Картер); 1986: «Капабланка» (Семен Иванович, дворник), «Лермонтов» (вестник), «Мужские тревоги», тв (родственник Ивашова), «Рысь возвращается» (Михалыч); 1987: «Ловкачи» (Макар Макарович); 1992: «Одна на миллион» (слесарь); 2001: «И была ночь…», к/м (старик).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru