Осипенко Георгий НиколаевичОсипенко Георгий Николаевич Георгий Осипенко родился в Санкт-Петербурге. Его отец трудился кассиром багажной кассы на Октябрьской железной дороге (умер в 1920 году). Мать в молодые годы служила в качестве дежурной студии в радиодоме Тульского подземельного банка (умерла в 1956 году). Раннее детство Георгий провёл в деревне Александровка под Санкт-Петербургом, затем, в возрасте десяти лет, был определён в приют Императорского человеколюбивого общества. Проведя там два года, в 1911-м он перевёлся в интернат Санкт-Петербургского коммерческого училища, в котором проживал и учился до момента его передачи в ведение Народного комиссариата просвещения в июне 1918 года. Получив отличное образование, Георгий Осипенко имел все шансы достичь хорошего положения в обществе, однако изменившиеся реалии, связанные с приходом к власти большевиков, предоставили ему более скромные перспективы. Выйдя из стен училища, он поступил агентом по погрузкам в Центральное кооперативное товарищество, но продержался там чуть менее года. Молодого человека уже всецело захватила тяга к драматической сцене, и, следуя зову сердца, он начал обучаться в Петроградской школе актёрского мастерства. Окончить её Осипенко не успел, поскольку вскоре после начала занятий был призван в ряды Красной армии, где по распоряжению Политпросвета Петроградского военного округа проходил службу в качестве артиста-красноармейца в 4-й передвижной труппе. Демобилизовавшись из армии в 1922 году, Георгий Осипенко вернулся к прерванной учёбе. Школа актёрского мастерства к тому моменту преобразовалась в Институт сценических искусств, и молодой человек стал студентом вольной мастерской Александра Николаевича Морозова, в которой обучался вместе с Сергеем Мартинсоном, Софьей Магарилл, Евгенией Опаловой, Михаилом Шифманом, в будущем известными актёрами. В отличие от них Осипенко долго пришлось идти к успеху. Получив в 1923 году диплом артиста драмы, он два года ездил по городам провинции (Смоленск, Ялта, Харьков, Мариуполь), набирался опыта, и только в 1925-м был приглашён в театр-студию при Ленинградском государственном академическом драматическом театре (бывшем Александринском, с 1937 года – имени А.С. Пушкина), откуда в 1928 году перешёл в основной состав труппы. Первыми ролями Георгия Николаевича на его сцене стали: министр полиции в «Скипетре» А. Эрдмана, воевода в «Пугачёвщине» К.А Тренёва, Гусев в «Конце Криворыльска» Б.С. Ромашова, Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Иванов в «Штиле» В.Н. Билль-Белоцерковского, в которых молодой артист продемонстрировал склонность к острой характерности. Этому способствовали не только его комедийный талант, но и своеобразные внешние данные, навсегда закрепившие за Осипенко амплуа характерного актёра. Ему фактически не пришлось играть больших ролей, но в тех образах, которые ему доверялись, Георгий Николаевич всегда находил своеобразные черты, внешнюю выразительность, сочные, живые краски, благодаря которым всегда запоминался. За тридцать шесть лет служения Александринской сцене им были сыграны: Мозоль («Нефть» Я.Л. Горяева, Бр. Тур, А.П. Штейна), Бек и Фёдор («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Будрин («Радость» Д.А. Щеглова), Костя («Чудесный сплав» В.Я. Киршона), Бодаев («Лес» А.Н. Островского), Варлаам и поп Битка («Пётр I» А.Н. Толстого), Мигаев («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Николаев («Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского), доктор Агуэро («Дон Кихот» М.А. Булгакова), дед Тарас («В степях Украины» А.Е. Корнейчука), Силан («Горячее сердце» А.Н. Островского), Фёдор Нагой («Великий государь» В.А. Соловьёва), Иванченков («Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского), Максим Зоря («Калиновая роща» А.Е. Корнейчука), Рябой («Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского), Бланкар («Торговцы славой» М. Паньоля и П. Нивуа), Григорий Сазонович Солдаткин («Счастливого пути» А.Г. Зака и И.К. Кузнецова), Проктор («Бегущая по волнам» по роману А.С. Грина) и многие другие. Помимо актёрской деятельности Осипенко постоянно уделял внимание самодеятельности: руководил драматическими коллективами в Сланцах Ленинградской области, в клубе завода «Красная заря», во 2-м Ленинградском медицинском институте, в Институте приборостроения, Доме офицера в Волоярви Ленинградской области. В начале Великой Отечественной войны, желая быть полезным своей Родине, Георгий Осипенко добровольцем ушёл в народное ополчение, в 5-ю добровольческую дивизию Куйбышевского района Ленинграда, откуда был командирован в театр Народного ополчения. В момент эвакуации Театра драмы имени А.С. Пушкина в Новосибирск актёра отозвали обратно в его труппу, вместе с которой он прошёл все тяготы военного времени. В сформированных фронтовых бригадах Осипенко выступал перед бойцами Красной армии, за что был награждён медалью «За доблестный труд в великой Отечественной войне». Кинематограф долгое время не замечал Георгия Осипенко. В 1930-е годы он несколько раз снялся в крохотных эпизодах, не упомянутых в титрах, и только в 1950-е его интересная актёрская индивидуальность была оценена режиссёрами. Сначала артист появился на экране в образах, много раз сыгранных им на сцене, – Бодаева в «Лесе», Силана в «Горячем сердце» и Жоржа Жуакина в «Они знали Маяковского», в киноадаптациях спектаклей Театра драмы имени А.С. Пушкина. Ну а известным широкой зрительской аудитории Осипенко сделала небольшая роль Опанаса в комедии «Максим Перепелица», в которой он очень колоритно сыграл простоватого сельского жителя. Также интересно была им решена маленькая роль хозяина пастушонка Андреса в экранизации «Дон Кихота» Сервантеса режиссёра Григория Козинцева, одна из немногих его отрицательных работ. За свою недолгую жизнь Георгий Николаевич сделал достаточно, чтобы его имя было вписано в историю отечественного искусства. Человек скромный и непритязательный, он не имел никаких творческих наград. В 1959 году от театра его представляли к званию Заслуженного артиста РСФСР, но Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР не сочло нужным удовлетворить это прошение. Георгий Осипенко был женат на Лидии Евгеньевне Осипенко, имел дочь Галину 1922 г.р. Фильмы и роли: 1932: «Победители ночи» (английский матрос); 1937: «Пугачёв» (мужик); 1939: «Танкисты» (вражеский пулемётчик); 1947: «Пирогов» (матрос); 1952: «Живой труп» (швейцар в суде); 1953: «Горячее сердце» (Силан), «Лес» (Бодаев); 1955: «Максим Перепелица» (Опанас), «Они знали Маяковского» (Жорж Жуакин); 1957: «Дон Кихот» (хозяин пастушонка Андреса); 1959: «Дорога уходит вдаль» (санитар). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru