Осмольский Анатолий Фёдорович

OsmolskiyОсмольский Анатолий Фёдорович (Флавиевич)
Родился 25 августа 1934 года.

Судьбе актёра Анатолия Осмольского можно посвятить целый сериал, настолько она богата различными перипетиями и неожиданными поворотами. Были в ней удача, успех, поиски своего места в жизни и, наконец, жертвование любимым делом ради благополучия собственной семьи. Каждый из этих этапов сопровождался своими радостями и печалями, но Анатолий Фёдорович с достоинством преодолел все, встретившиеся на его пути, трудности, до сегодняшнего дня оставшись оптимистичным и жизнерадостным человеком.

Родился Анатолий Осмольский в Баку. Его отец Флавий Юрьевич был выходцем из семьи священнослужителей польского происхождения, служил почтальоном. В начале Великой Отечественной войны он был призван в РККА и погиб на фронте. Мать Анна Васильевна в годы войны служила санитаркой, была несколько раз ранена, из-за чего впоследствии стала нетрудоспособной (умерла в 1995 году).

Анатолию большую часть своего детства пришлось провести с бабушкой и дедушкой, родителями отца, часто переезжавшими с места на место и возившими внука с собой. В 4 года он вместе с ними попал в Алма-Ату, а после войны – в Томск, где получил аттестат о среднем образовании. Во время учёбы увлекался театральным искусством, участвовал в художественной самодеятельности и даже получил одну из премий на школьном смотре за роль Хлестакова в постановке «Ревизора» Н.В. Гоголя. Всё это, в итоге, подвигло его по окончании школы отправиться в Москву и попытаться поступить на режиссёрский факультет ВГИКа, но все его старания в тот момент оказались безуспешными.

Потерпев неудачу, Осмольский уехал к бабушке в Баку, устроился во вспомогательный состав Бакинского драматического театра, что позволило ему основательно подготовиться к следующему поступлению. Через год он уже не стал ограничиваться ВГИКом, а подал документы сразу во все театральные ВУЗы столицы, что возымело свой результат – Анатолий Осмольский был принят на актёрский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина на курс Леонида Андреевича Волкова, попав в замечательную компанию. Среди его однокурсников были Виталий Коняев, Светлана Немоляева, Анатолий Столбов, Владимир Сулимов. Помимо Волкова, на курсе преподавали Аркадий Благонравов и Валентина Сперантова, поэтому Осмольскому было у кого и чему учиться. Плюс к этому высокий рост, органичность, хорошие внешние данные сулили начинающему артисту хорошее будущее.

Будучи студентом, Анатолий Осмольский был приглашён на небольшую роль гимназиста Алёши в картину «Огненные вёрсты» Самсона Самсонова, в котором он снялся в партнёрстве с выдающимся актёром Камерного и Малого театров Владимиром Кенигсоном. По сюжету Осмольскому пришлось стрелять, прыгать с крыши вагона поезда, что получилось у него весьма убедительно. Поэтому, не смотря на короткое присутствие на экране, он запомнился и вскоре был приглашён режиссёром Сергеем Колосовым в свою дебютную картину «Солдатское сердце» на роль Эрика Преображенского, сослуживца главного героя в исполнении Владимира Земляникина. Эрик, появлявшийся на экране всего в нескольких сценах, не требовал от своего исполнителя больших актёрских усилий, но, всё же, получился весьма лиричным и вполне соответствовавшим своему предназначению в картине.

Из-за съёмок и последовавшей после этого болезни диплом об окончании Театрального училища имени М.М. Щепкина Анатолий Осмольский получил только осенью 1958 года. Надеясь на дальнейшую работу в кино, он встал на актёрский учёт «Мосфильма», но ожидаемых приглашений, не считая небольшого эпизода в «Воскресении» Михаила Швейцера, так и не получил. Пытаясь реализоваться в другом качестве – вокальном – он поступал в Музыкальное училище имени Гнесиных, но фортуна обошла его стороной.

После 4 лет скитаний в Москве и существования на случайные заработки, Осмольский в 1962 году принял приглашение работать в Тульском драматическом театре имени М. Горького, в котором продержался только один сезон. Бытовые трудности и отсутствие жилья вынудили его в 1963 году переехать в Баку и вступить в труппу Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна. На его сцене впервые за несколько лет после окончания училища Анатолий Фёдорович сыграл ряд интересных образов, наиболее удачным из которых стал Бионделло в «Укрощении строптивой» Шекспира. В этой роли актёру удалось блеснуть своими музыкально-драматическими талантами, выразившимися в прекрасных вокальных данных, пластичности, умении владеть словом.

Успех в образе Бионделло способствовал переходу Анатолия Осмольского в 1968 году в Азербайджанский государственный театр музкомедии имени Ших-Али Курбанова, но, к сожалению, этот факт не прибавил актёру ожидаемой работы. Не удовлетворённый своим положением в театре, он начал искать себя на сценах драматических коллективов в Улан-Удэ и Арзамаса, потом снова вернулся в Баку для работы в Азербайджанском ТЮЗе имени М. Горького, но результат был везде один и тот же – отсутствие интересных ролей.

В 1976 году Анатолий Фёдорович в отчаянии решает оставить актёрскую профессию. И причиной этому становится не только творческая невостребованность, но и существенные семейные обстоятельства. На тот момент актёр был женат вторым браком, у него родились сын и дочь. Нужно было содержать семью, а на зарплату провинциального артиста сделать это было весьма затруднительно. И в 42 года Осмольский фактически начинает жизнь сначала – устраивается учеником матроса на корабль, обсуживающий буровые станции. Через 8 месяцев его перевели в матросы 2 класса, а затем – 1-го. В итоге, Анатолий Осмольский проплавал 14 лет, пройдя путь от рядового матроса до моториста и боцмана. И, возможно, его морская карьера продолжалась бы ещё какое-то время, если бы не армянский погром в Баку в январе 1990 года. Во время этих событий Осмольский находился в отпуске, а когда из него вернулся, то нашёл рубку своего корабля пробитой пулями, что лишило его возможности продолжать работу на этом судне.

В феврале 1990 года Анатолий Осмольский ушёл из флота фактически в никуда. Сначала работал маляром, потом машинистом компрессорной установки и мотористом. Наконец, благодаря его сыну от первого брака Антону, в 1994 году состоялся переезд Осмольского на постоянное место жительства в подмосковный город Электросталь, в котором Антон трудился в редакции одной из местных газет.

Когда это произошло, Анатолий Фёдорович не стал сидеть без дела и сразу же нашёл себе применение. 6 лет он отработал слесарем по ремонту автомобилей в транспортном цехе Электростальского завода тяжёлого машиностроения, затем ещё 8 лет трудился в местной церкви.

Все эти долгие годы вне актёрской профессии в Анатолии Фёдоровиче не утихает творческая жилка. Он пишет прекрасные стихи, участвует в мероприятиях Электростальской центральной городской библиотеки имени К.Г. Паустовского, следит за всеми культурными событиями в стране. Находится в прекрасной физической форме: всегда строен, подтянут, элегантен.

На мой взгляд, жизнь Анатолия Фёдоровича Осмольского может служить хорошим примером стойкости и жизнелюбия, так как доказывает, что в любых, даже самых сложных и труднопреодолимых обстоятельствах не стоит опускать руки и находить себе применение, в, казалось бы, совершенно несопоставимых своим изначальным интересам ипостасях.

Фильмы и роли:

1957: «Огненные версты» (Алеша Рославцев); 1958: «Солдатское сердце» (Эрик Преображенский); 1961: «Воскресение», 2-я серия (политический заключенный).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru